Main Menu

У кого-то сдали нервы, или Показалось истинное лицо?

История с многострадальным законом о запрете мусульманского брачного обряда нике без предварительной регистрации в ЗАГС продолжается.

Как мы помним, пару недель назад парламентарии большинством голосов отклонили соответствующий законопроект, тем самым практически узаконив педофилию, так как именно через нике активная часть мужского населения страны «оправдывалась» перед обществом, вступая в интимные отношения с несовершеннолетними.

Без сомнения, нардепы в тот раз пошли на поводу у весьма солидного лобби, которое возглавил — ни много, ни мало — муфтият страны, вышедший ради этого из тени и активно вмешавшийся в светский по сути дела процесс обсуждения данной темы. Произошло настоящее давление на парламент и общество, причем главную скрипку в этом противостоянии сыграл бывший муфтий страны Чубак ажы Жалилов, демагогически утверждавший, что парламент в своем стремлении внести поправки в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организаций в КР» пытается вмешаться в дела религии. Создается впечатление, что духовный пастырь отечественных мусульман, пусть даже и бывший, не понимает абсурдности своих заявлений и намеренно искажает ситуацию. Едва ли он забыл, что по Конституции Кыргызстан является светским государством и положения о семье и браке диктует не религиозная обрядовость, а конкретные законодательные акты.

Впрочем, эта тема не единственная, где «засветился» бывший лидер мусульман: практически следом за провалом законопроекта по нике в парламент поступил еще один — о продлении пятничного обеденного перерыва для того, чтобы максимальное число верующих имели возможность принять участие в намазе. На сей раз депутаты высшего законодательного органа были на стороне Конституции и отклонили данное предложение, усмотрев в нем несоответствия с объявленными Основным законом страны светскими принципами построения нашего общества. И тут бывший муфтий сорвался, назвав парламентариев, голосовавших против корректировки трудового кодекса, «препятствующими религии врагами народа», имена которых «нужно хранить в отдельной базе». И тут очень любопытно — имеются в виду некие «черные списки»? И какое наказание придумал для них авторитетный религиозный деятель? Остается только догадываться, но из драматургии ИГИЛ мы знаем, как расправляются с неугодными «истинно верующие» в черных масках. Впрочем, сам экс-муфтий ограничился личными санкциями, написав на своей страничке в соцсетях буквально следующее:

«…Я не буду сидеть за одним столом с теми депутатами, которые не поддержали закон, я не буду здороваться и не жду их на своих похоронах. В свою очередь я сам не пойду к ним на похороны. Не буду голосовать за них, а также я призываю всех моих последователей поддержать меня…».

Поистине — чудеса технического прогресса: сиди себе перед компьютером и манипулируй верующими в тебя массами!

Впрочем, не скажу, что данный пост экс-муфтия вызвал бурную реакцию паствы. Пока — и это реальность! — религия является прибежищем не сильно богатых слоев населения и компьютеров, подключенных к Интернету, у подавляющего большинства адептов просто нет.

Чего не скажешь о парламентариях. На заявление экс-муфтия отреагировал депутат Жанар Акаев (фракция СДПК), усмотревший в его поведении и высказываниях, мягко говоря, нездоровые тенденции:

«Я никогда не был против прочтения пятничной молитвы, это благое дело для всех. Мнение Чубака Жалилова о депутатах, проголосовавших против, является экстремизмом и такфиризмом! Если сегодня он называет депутатов противниками религии, то каким будет его следующий шаг?»

— озадачился парламентарий.

В общем, разгорелся нешуточный скандал. Руководитель Государственной комиссии по делам религий Орозбек Молдалиев тут же констатировал, что господин Жалилов балансирует на грани закона:

«Согласно ст. 7 Конституции КР, религиозные объединения и их служители не имеют права вмешиваться в дела госорганов. Таким образом, экс-муфтий нарушает указанные нормы. Кроме того, как религиозный деятель, Чубак Жалилов не должен позволять себе обвинения в адрес других мусульман или других верующих. Даже если кто-то совершил преступление, правоверный человек не осуждает никого. Резкий тон публичного заявления дает повод согласиться с депутатом Жанаром Акаевым, который назвал Жалилова такфиристом. То есть экс-муфтий придерживается не присущего кыргызам ответвления ислама и, возможно, склонен к экстремизму. Он ведет себя не по-мусульмански и антиконституционно. Думаю, правоохранительные органы должны непременно отреагировать на высказывания Чубака Жалилова и дать им правовую оценку»,

— заявил чиновник.

Еще более откровенен в своем высказывании член парламентского комитета по международным делам, обороне и безопасности ЖК Анвар Артыков:

«Откровенно говоря, я разочарован в этом человеке. Раньше знал Чубака Жалилова как образованного мужчину, относился к нему уважительно. Но в данном случае он проявил свою агрессивную сущность. Его заявления абсолютно неприемлемы, особенно публичные призывы к своим последователям. Представитель ислама не должен позволять себе подобные речи даже с точки зрения самой религии мусульман. Ведь ислам проповедует толерантность. Надо также заметить, что он демонстрирует такую агрессию в священный месяц Орозо. Не узнаю этого человека. Возможно, в Чубака Жалилова вселился бес…»,

— сокрушался он.

Вообще, не впадая в мистику, можно бы посоветовать опальному религиозному лидеру все-таки обратиться за советом к врачу-специалисту: нервный срыв — это серьезно. Ведь в его поведении есть как минимум одна существенная странность: против продления обеденного перерыва ради полноценного проведения жума-намаза первым выступил кабмин и лишь затем сказал свое веское «нет» профильный комитет парламента. Между тем угроза проигнорировать похороны прозвучала только в адрес депутатов. Или для господина Жалилова правительство, как британская королева, — вне подозрений? Или — одно из двух?..

Между тем на интернет-форумах и в СМИ в связи с «разбушевавшимся» экс-муфтием часто звучал в то время вопрос — почему столь радикальные высказывания религиозного деятеля не вызывают никакой реакции у представителей нацбезопасности, ведь религиозный экстримизм априори опасен и за призывами не здороваться с парламентариями (что, собственно, и так не грозит подавляющей массе верующих, причем из любых конфессий) могут последовать и другие, куда более радикальные — от любви до ненависти, как известно, всего один шаг. ГКНБ незамедлительно отреагировал — в виде официального предостережения в адрес «религиозного деятеля Чубака ажы Жалилова, 1975 года рождения», в котором его высказывания в адрес парламентариев, проголосовавших против законопроекта, инициированного депутатом ЖК Тазабеком Икрамовым, о продлении обеденного перерыва в пятницу, названы недопустимыми. Кстати, у ГКНБ к экс-муфтию и ранее имелись весьма серьезные претензии, выразившиеся даже в уголовном деле по неуплате налогов с доходов от хаджа 2012 года. Однако суд тогда оправдал ответчика…

Удивительное совпадение — буквально сразу в парламенте вновь возник вопрос о пересмотре итогов голосования по законопроекту о запрете нике. С соответствующим заявлением выступила фракция «Ата Мекен», профильный комитет ЖК инициативу поддержал. Одна из мотиваций — огромный общественный резонанс, вызванный позицией парламентариев, отклонивших законопроект ранее. Через несколько часов (редкая оперативность!) поправки в Уголовный и Семейный кодексы были приняты: 69 парламентариев проголосовали «за», 30 — «против». Исходя из этого, обряд нике, без предварительной официальной регистрации брака в ЗАГС, запрещается.

Казалось бы, справедливость и здравый смысл восторжествовали. И вполне в рамках «демократических методик»: общество выдало «резонанс» — нардепы исправились. Но, согласитесь, во всей этой «демократической процедуре» не последнюю (если не первую) скрипку сыграл экс-муфтий, продемонстрировавший высокомерную уверенность в собственной непогрешимости и право трактовать закон, как хочется лично ему. Если бы он случайно (или в силу каких-то иных причин — чисто медицинского характера) не перегнул палку и не заигрался, то, вполне возможно, ситуация осталась бы без изменений.

Между тем мы в очередной раз столкнулись с явным проявлением религиозной нетерпимости, граничащей с экстремизмом. И не где-нибудь в Сирии, где исламисты обкатывают свои «приемы и методы» борьбы с неверными. Здесь. У себя дома. И можно представить, как экс-муфтий вел себя с простыми прихожанами, если в отношении сильных мира сего (парламентариев!) он позволяет такое поведение. А ведь он авторитет и неформальный лидер для многих кыргызстанцев, считающих себя верующими и аккуратно отправляющих обряды. Есть о чем задуматься… Тем более на фоне другого резонансного дела, произошедшего параллельно: в день принятия поправок по нике в Первомайском суде вынесен приговор Тилек улуу Алибеку, обвиняемому в покушении на убийство теолога Кадыра Маликова. Обвиняемый пренебрег услугами адвоката, отказался встать во время зачитывания судьей приговора, в период судебного заседания вслух читал Коран… Кажется, он остался равнодушен и к приговору о высшей мере наказания — пожизненному лишению свободы… Не пропустили ли мы что-то очень важное в поисках «внешнего» врага? У кого из властных структур есть ответ на этот вопрос?

Татьяна ПОПОВА.

 






Добавить комментарий