Main Menu

Первый посол Советского Союза из Кыргызстана

К. Н. Кулматов

И ныне посол России, ученый-международник

Кенеш Нурматович Кулматов хорошо известен в родном Кыргызстане, хотя очень скромно пропустил все свои юбилеи. Родился он в 1934 г. в с. Ак-Бешим Чуйской области. Окончил Киргизский государственный университет, Дипломатическую академию МИД СССР, имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла Советского Союза и РФ. Доктор исторических наук, профессор, Почетный академик Национальной академии наук Кыргызстана, почетный профессор Дипломатической академии МИД КР, КРСУ. Автор пяти монографий и многих научных работ по актуальным проблемам современности.

Его, 10 лет проработавшего секретарем ЦК Компартии Киргизии по идеологии, с началом перестройки в стране в 1983 г. неожиданно вызвали в Москву, где и сообщили, что «имеется мнение» (а это означало безотказное предложение) использовать его на дипломатической работе.

Позже К. Кулматов вспоминал:

«В годы детства мне, сироте военных лет, и в голову не приходило, что я когда-нибудь стану дипломатом. Само это слово представлялось таким далеким от той суровой действительности, которая тогда меня окружала. В 1941 г. отец ушел на фронт, в 1943 г. — похоронка. Маме Сакан сообщили, что он пал смертью храбрых в бою с фашистскими оккупантами под Сталинградом. Так я, 8-летний мальчик, остался единственным мужчиной в семье».

Далее учеба, работа — путь обычного, рядового советского человека. Активный комсомолец, он сразу попал в поле зрения партийной номенклатуры: работал первым секретарем ЦК ЛКСМ Киргизии, первым секретарем Фрунзенского горкома партии Киргизии; много раз возглавлял союзные делегации СССР в зарубежные страны, был секретарем ЦК КП Киргизии по идеологии.
Избыток энергии требовал выхода — и молодой партийный функционер стал обобщать свой комсомольско-партийный опыт: публикует статьи, пишет книги. Наука становится его вторым интересом, который не исчез и до сегодняшнего дня. Первый его постулат в публикациях: «Идеологическая работа — важный фронт коммунистического строительства, общепартийное дело». При этом автор в своих исторических экскурсах анализирует путь кыргызского народа после присоединения к России в составе СССР и обретения государством суверенитета.

Как оценивать этот период в истории независимого сегодня, суверенного Кыргызстана? Как повлияли эти годы на жизнь страны, развитие ее национальной культуры? Задаваясь этими вопросами, ученый полагает, что сегодня они приобретают особую актуальность, поскольку не утихают споры о противоречиях процесса глобализации, возможных сценариях ее развития и воздействия на будущее национальных культур. Приведет ли глобализация к вестернизации, а точнее, к американизации национальных культур или станет мощным фактором, стимулирующим расцвет культур даже самых малых народов, и поспособствует появлению новых шедевров, рождению талантов в самых отдаленных уголках планеты?

Возвращаясь к истории культуры Кыргызстана, подчеркнем, что важнейшим условием развития культуры любой страны и формирования ее национального самосознания является знание своих корней, своей историко-культурной эволюции.
Занимая в настоящее время хлопотную должность заместителя директора Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ, К. Кулматов продолжает активную научно-исследовательскую работу, комплексно и системно анализируя утверждающийся на обломках «холодной войны» новый глобальный миропорядок. Будучи автором пяти монографий и множества научных работ по проблемам мировой политики и международных отношений, он среди коллег давно и заслуженно пользуется авторитетом признанного эксперта в этой сложнейшей области, в первую очередь за беспристрастность, объективность и историческую фундаментальность обосновываемой им точки зрения.

Первые его труды, созданные еще во Фрунзе, уже тогда положительно оценила критика. Его монографии «Деятельность парторганизаций Киргизии по повышению качества и эффективности идеологической работы» (Фрунзе, 1981) и «Могучий фактор национально-языкового развития» (Фрунзе, 1982) приняли в республике почти как руководство к действию.

Продолжая научную работу, К. Кулматов, уже будучи в Москве, защитил кандидатскую, а потом и докторскую диссертации, занялся дипломатической деятельностью.

Вот, как он вспоминает об этом:

«…В конце июня 1983 г. меня срочно вызвали в Москву. Было велено, чтобы вылетел в тот же день и утром был у руководства страны. Первым встретился с С. Червоненко — заведующим отделом загранкадров ЦК. Состоялась долгая беседа. Уже на другом этаже сообщили, что принято решение использовать меня на дипломатической работе. Как мог, возразил, сказав, что не имею о ней какого-либо представления. И на самом деле это было именно так. Но мне корректно объяснили, что такому решению Центра предшествовала долгая подготовительная работа, напомнили, что мои поездки во главе советских делегаций в Польшу (дважды), Югославию, Конго (Браззавиль), Чехословакию и Лаос стали своеобразной стажировкой перед дипломатической службой. Получил согласие посоветоваться с женой. Она чуть ли не в слезы: завершает докторскую, необустроенные дети, а тут такой крутой поворот. Моя жена Сакен Кыдыралиева — юрист по образованию, кстати, однокашница М. Горбачева по юрфаку МГУ — долгие годы работала в системе судебных органов Кыргызстана».

Зачислили К. Кулматова слушателем Дипломатической академии МИД СССР по так называемому спецнабору, поселили в академическом общежитии в районе Преображенской площади. Учеба в академии стала крутым поворотом в его судьбе. Повезло, что в годы горбачевской перестройки внешняя политика действительно стала ведущим направлением государственной деятельности. Требовался высочайший профессионализм сотрудников центрального аппарата МИД, где трудилась когорта прекрасных специалистов и талантливая молодежь.

Дело в том, что до 1985 г. ни один кыргыз не назначался послом Советского Союза в зарубежной стране. А с трибун партийных съездов и пленумов ЦК продолжали торжественно провозглашать всему миру, что национальный вопрос в том виде, каким он достался от царской России, в СССР решен полностью и окончательно. К. Кулматов вспоминает об этом сегодня с горечью:

«Я это говорю с большой болью и потому, что даже на ответственные посты союзного масштаба тогда очень редко брали людей из национальных республик. Так обстояло на самом деле с суверенитетом и национальным самоуправлением входящих в состав Советского Союза национальных республик».

Хотя школу дипломатии и до этого прошли ряд представителей Кыргызстана — ровесников К. Кулматова. Можно назвать плеяду первых представителей кыргызского народа — выпускников Дипакадемии МИД СССР (среди них — Н. Кемелбаев — один из авторов данного обзора). Это:

  • Н. Кемелбаев — 1982 г. (англ., тур., бенг. яз.),
  • К. Кулматов — 1985 г. (англ., араб. яз.),
  • М. Юсупов — 1986 г. (англ., араб. яз.).

Выпускниками Дипломатической школы стали:

  • Б. Турдуходжаев (франц. яз.),
  • А. Тилебалиев (франц., англ. яз.),
  • И. Абдразаков (японск., англ. яз.),
  • Ж. Атабеков (англ., исп. яз.),
  • М. Саралинов (англ., франц. яз.),
  • Р. Исаков (франц., англ. яз.) и др.

Высшие курсы для руководящего состава при Дипакадемии МИД СССР окончили И. Абдразаков (1990 г., назначен в Японию), Н. Кемелбаев (1990 г., назначен в Нигерию). Они оба работали главами Консульства СССР, затем — Российской Федерации.

Следует отметить, что первыми послами СССР были К. Кулматов (Шри-Ланка, Мальдивские острова, 1985 г.) и Ч. Айтматов (Люксембург, 1990 г.). Обоим присвоен высший дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР. Затем —
Р. Отунбаева, исполняла обязанности ответственного секретаря Комиссии по делам ЮНЕСКО (1989-1990 гг.); Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Малайзии и Брунее, член Коллегии МИД СССР (1991-1992 гг.).

Кенеша Нурматовича Кулматова первым в истории Кыргызстана назначили Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР (Указ Верховного Совета СССР от 19 ноября 1985 г.). Этот факт имел большой резонанс в Киргизии, потому что до этого ни один кыргыз не занимал такую почетную и ответственную должность. Обычно такой высокий дипломатический ранг присваивается пожизненно после нескольких лет плодотворной работы. Думается, учитывалась и его прежняя работа — секретарь ЦК компартии Киргизии по идеологии.

Тогда академия была менее известна широкой общественности, чем, например, МГИМО. В ней учились либо профессиональные дипломаты, либо «выдвиженцы», подобные К. Кулматову. Выпускников же МГИМО ждал путь «карьерных» дипломатов: они продвигались по ступеням дипломатической службы, получали очередные дипранги, росли, мужали, становились специалистами своего дела. Выпускников же академии готовили не вообще к дипломатической службе, а к занятию в перспективе того или иного ответственного дипломатического поста.

К. Кулматов вспоминает:

«Родная Академия! Я благодарен ей за то, что за короткий срок получил в ней не только второе высшее профессиональное образование, защитил докторскую, но и стал своим в корпорации людей, связанных общим государственным делом — внешней политикой… Помню, Академия поразила меня какой-то устоявшейся тишиной, безлюдьем, отсутствием суеты и, как мне подумалось поначалу, оторванностью от реального мира, в котором жили обитатели Москвы за ее стенами. «Прямо монастырь какой-то”, — подумал я про себя. — У нас в Киргизии в любом, даже академическом институте, жизнь кипела ключом: скучающие служащие, разговорчивые старшие научные сотрудники, шаловливые младшие, дискуссии, споры, конфликты, а то и элементарные склоки. Мне как ответственному за организацию идеологической работы в республике часто приходилось мирить ученых и даже наводить, как говорят, элементарный рабочий порядок в их среде».

Известный ученый-дипломат В. Попов в своей книге «Современная дипломатия. Теория и практика» вспоминает:

«Наш посол в Танзании К. Кулматов в беседе со мной так характеризовал дипломатию этой страны: «Для дипломатов этой страны характерна максимальная осторожность в суждениях, определении своей политической линии, ответах на поставленные им вопросы. Если линия правительства ещё не определена, они никогда не дадут определенного ответа, скажут, что они подумают и т. д.»,

— и подчеркивал, что эти черты присущи не только этому африканскому государству. Он высоко оценивает это качество дипломатии:

«В результате, в отличие от внутренней политики, где иногда делается ряд неверных шагов, в области внешней политики и дипломатии они стараются их избежать и делают их значительно меньше».

Перечислим основные вехи трудовой и творческой биографии Кенеша Нурматовича Кулматова. Доктор исторических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР, затем — Российской Федерации, Почетный академик Национальной академии наук Кыргызской Республики, академик Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Почетный профессор Дипломатической академии МИД Кыргызстана и Кыргызско-Российского Славянского университета.

  • 1985-1988 гг.: Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Шри-Ланке и в Мальдивской Республике (с 1986 г.) по совместительству.
  • 1988-1990 гг.: Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Королевстве Непал.
  • 1991-1992 гг.: Посол по особым поручениям МИД СССР.
  • 1992-1997 гг.: Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Объединенной Республике Танзании.

Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почета», Почетной грамотой МИД России.

За особые заслуги перед государством и народом Кыргызстана награжден орденом Манаса III степени.

В настоящее время работает первым заместителем директора Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.

Заметный след в науке оставили монографии К. Кулматова «Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения» (ДА МИД РФ. М.: Научная книга, 2002) и «Мир в начале XXI века. Размышления российского дипломата и ученого» (М., 2006).

Исследования К. Кулматова своим практическим выходом имеют утверждение взвешенной и эффективной политики демократической России в отношении ближнего и дальнего зарубежья, признанных и заявивших о себе не так давно «центров силы», а также выявление условий и доминант конструктивного взаимодействия страны с «внешним окружением» с целью восстановления собственного лидерского потенциала по самым актуальным направлениям цивилизационного сотрудничества-соперничества.

Его коллеги отмечают, что безупречная научная аналитика сложившейся в настоящий момент международной ситуации сочетается в его трудах, с одной стороны, с интереснейшими историческими включениями, характеризующими векторы региональных и глобальных международных диалогов, с другой, — с пристальным вниманием институциональным факторам многополярной устойчивости и безопасности, нормативно-правовым аспектам становления многополярности как безальтернативной доминанты мироустройства.

К. Кулматов поддерживает тесную связь с нашей академией. Символично то, что он как первый посол из Киргизии был приглашен председателем выпускного экзамена Дипакадемии МИД Кыргызстана. Он оказывал большую помощь и поддержку в становлении и развитии этого учебного заведения.

Стало традицией ежегодно проводить «Кулматовские чтения» в вузах страны. Предусмотрены такие мероприятия в Чуйском университете им. Султана Мамбеткалиева и КНУ им. Ж. Баласагына.

К. Кулматов утверждает, что

«…Россия может и должна стать не только надежным партнером, но также влиятельным и уважаемым актором продолжающихся глобально-интеграционных процессов».

И мы с ним целиком согласны.

Владимир ПЛОСКИХ,
академик НАН КР, доктор исторических наук, профессор;
Нургазы КЕМЕЛБАЕВ,
Чрезвычайный и Полномочный Посол КР, экс-ректор Дипакадемии КР им. Казы Дикамбаева;
Омор СУЛТАНОВ,
сопредседатель Союза писателей тюркоязычных народов мира, народный поэт.






Добавить комментарий