Main Menu

Куда потекут молочные реки?

Куда потекут молочные реки?

В Евразийский экономический союз!

Но почему так не происходит? Став частью огромного интегрального рынка, Кыргызстан продает молоко лишь своему соседу, Казахстану, и то в ограниченном количестве, обеспечивая лишь южную часть этой большой страны.

По словам вице-премьер-министра Олега Панкратова, кое-какие положительные сдвиги все же есть: если раньше в ЕАЭС признавали лишь 24 молочных завода, отвечающих требованиям экономического альянса, то сегодня пересекает границу продукция уже 36 молочных комбинатов Кыргызстана. В основном экспортом занимаются крупные (по нашим меркам) промышленные предприятия. Но в нашем сельском хозяйстве 80% составляют частные молочные фермы.

Старшее поколение хорошо помнит типичную картинку деревенского подворья прошлого века: одна-две буренки, причем малопродуктивные, часто болеющие, не имеющие идентификатности, не внесенные в реестр данных. Как правило, сельхозпроизводитель не владеет современными технологиями кормления и дойки животных, не анализирует молочный рынок, в результате безнадежно отстает от стран — конкурентов в Таможенном союзе.

Чтобы выйти из этой ситуации, правительство обратилось к японским специалистам — команде из JICA. Родился краткосрочный проект, реализация которого позволит контролировать качество сырого молока, гарантировать его безопасность, поднять производительность, улучшить санитарию и знания ветеринарных служб. Финансировать проект согласилось Германское агентство международного сотрудничества.

В Министерстве экономики прошло заседание экспертной группы, в котором участвовали заведующий отделом АПК и экологии аппарата правительства Кыргызстана, представители Минздрава и аграрного ведомства, руководитель Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности и члены Департамента профилактики заболеваний.

Совместно с кыргызскими экспертами японские специалисты провели начальные исследования «молочной» проблемы, причем свои действия координировали с учеными и зарубежными коллегами из Европы и Казахстана. Ведь поставлена задача — догнать ушедшие давно вперед развитые страны, составить собственный мастер-план, адаптированный к местным условиям (как известно, в Кыргызстане хорошо прижилась и развивается алатауская порода молочного животноводства).

Справка «СК». В нашей республике в Чуйской области зарегистрировано 47 тысяч молочных ферм, в Таласской — 18, в Нарыне — 7,5. Официально работают лишь семь тысяч кооперативов.

Специалисты поделились предварительными промежуточными сведениями, полный представят правительству только в августе т. г.

НЕ ХВАТАЕТ МОЛОКОВОЗОВ

Разъяснить итоги предварительного исследования согласился заместитель руководителя проекта Танака Шинья. Он сообщил корреспонденту «СК», что работы начались еще в ноябре прошлого года. Переводить молочное животноводство на новые рельсы предполагается не сразу, а поэтапно, начиная с выращивания доброкачественных кормов (люцерны, пшеницы, ячменя) до реализации на рынке. На мелких фермах внедрять технические стандарты ЕАЭС будет весьма трудно, предупредил японский специалист. Особенно проблематично внедрять новые технологии дойки, кыргызских фермеров надо обучать, ведь в большинстве своем они, как и в советские времена, используют ручную работу, хотя многие и знакомы с современными техническими доильными аппаратами.

Танака Шинья советует изменить условия содержания скота в коровниках, следить за рационом кормления (зимой в Кыргызстане хронически не хватает кормов), разводить породы только с отличной родословной, постоянно совершенствуя ее. К контролю за гигиеной доения можно привлечь членов пастбищных комитетов, удои молока должны подняться даже в холодное зимнее время.

Эксперт указал на нехватку в республике спецмашин-молоковозов. В Чуйской долине, к примеру, сырое молоко доставляется в молочные комбинаты в течение 36 часов, что по санитарным нормам недопустимо. Летом водители перевозят сырое молоко при обычной температуре, у них нет охлаждающих устройств, что влияет на качество сырья.

Справка «СК»: молоко при перевозке полагается охлаждать до минус 2-40 в течение первых двух часов..

Но как этого добиться без холодильников? Танака Шинья говорит, что молока в нашей стране производится мало, техника устарела и морально, и физически, имеющиеся мощности не загружены, поэтому требуемые ЕАЭС объемы сырого молока обеспечить в данное время невозможно (а ведь снабжать российские и казахские молочные комбинаты предстоит стабильно, круглый год). В беседе со мной эксперт отметил и плохой контроль за здоровьем животных, трудности предотвращения различных инфекционных заболеваний и получения соответствующей справки в органах местной власти для продажи сырого молока.

Отсутствуют в Кыргызстане и профилактика заболеваний, и ветеринарная диагностика, до сих пор не сознана единая национальная система управления молочным животноводством. В развитых странах уже внедрена электронная регистрация, наша задача — попасть в число этих государств.
Японские специалисты предложили провести семнадцать мероприятий, на них и выстроят базовую стратегию развития молочного животноводства в Кыргызстане, призванную увеличить доходы наших фермеров.

В НЕРАВНЫХ УСЛОВИЯХ

В Российской Федерации, Белоруссии и соседнем Казахстане государство поддерживает своих сельхозпроизводителей, вкладывая в эту отрасль немалые средства. К примеру, президент Лукашенко, начиная с 2000 года, вложил в эту отрасль миллиарды долларов, оборудовал государственные молочные заводы новейшей европейской техникой, объединив их в концерны. В результате экспорт молочных продуктов только в Россию увеличился в 14 раз! А в Российской Федерации правительство существенно снизило оплату аренды пастбищ.

В перспективе, сообщил мне Танака Шинья, рабочая группа подготовит мастер-план улучшения системы контроля качества и безопасности молока и молочных продуктов, с тем, чтобы в дальнейшем поставлять их в страны Евразийского экономического союза и другие государства в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза.

Мой собеседник рассказал, что проектом предусматривается улучшение гигиены содержания и кормления скота, внедрение информационно-регистрационной системы идентификации и регистрации животных, возобновление племенной работы, налаживание контактов с учеными-аграриями, изменение технологий доения и сбора молока. Эксперт уточнил: система подтверждения соответствия, призванная обеспечивать безопасность продуктов, пересекающих границу, принята после вступления Кыргызстана в союз, однако, по мнению Танака Шинья, крайне важно как можно быстрее провести идентификацию животных — без этого своеобразного «паспорта» экспорт молочной продукции для нашей страны будет закрыт.

Рабочие группы проекта осуществляли деятельность по следующим направлениям: идентификация молочного скота, улучшение гигиены доения, контроль качества и безопасности, проведения испытаний в пищевых лабораториях, информирование о требованиях технических регламентов Таможенного союза и консультирование по следованию им, рассказал Танака Шинья. Для ветеринарных врачей запланированы семинарские занятия, ведь ветеринарная служба Кыргызстана совсем иная, чем в России, Казахстане, Беларуси и Армении.

Справка «СК»: на профилактику инфекционных заболеваний скота в прошлом году в нашей стране выделено 60 млн. долларов, в нынешнем — уже 70 млн. По расчетам специалистов, охват поголовья составит 80 %.

Кроме алатауской можно разводить и другие породы молочных буренок, ведь в Кыргызстане отличные естественные пастбища, растительность которых следует восстановить.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий