Main Menu

“Чужой земли мы не хотим ни пяди…”

“Чужой земли мы не хотим ни пяди...”

В соответствии с Земельным кодексом Кыргызской Республики:

Статья 32. Безвозмездное предоставление земельного участка в собственность или в пользование.

1. Земельный участок предоставляется в собственность гражданам Кыргызской Республики уполномоченным органом безвозмездно один раз на всей территории Кыргызской Республики: для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства по установленным нормам, а также гражданам Кыргызской Республики, имеющим право на земельную долю в размере, определенном правительством Кыргызской Республики.

2. Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья, за исключением пастбищ, могут быть предоставлены гражданам Кыргызской Республики в собственность уполномоченным органом безвозмездно для освоения и ведения сельскохозяйственного производства.

Статья 33. Порядок безвозмездного предоставления земельных участков в собственность гражданам Кыргызской Республики.

1. Граждане Кыргызской Республики, нуждающиеся в безвозмездном получении земельного участка, в случаях, предусмотренных статьей 32 настоящего Кодекса, подают об этом заявление в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка.

2. Заявление гражданина Кыргызской Республики о безвозмездном предоставлении земельного участка рассматривается уполномоченным органом и предоставление производится в порядке очередности.

3. Предоставление земельного участка безвозмездно в собственность гражданам Кыргызской Республики производится при наличии свободных земель.


Когда читаю такие правильные, монументальные и не допускающие возражений строки из законов и постановлений, испытываю неподдельную гордость, что государство уважает, любит и защищает своих граждан. Но не дают мне иногда от души насладиться этой гордостью…

Не так давно довелось мне, сокращая путь, проезжать на север по Махатма Ганди в сторону объездной трассы. Вот уже показался знак с перечёркнутой надписью «Маевка айылы», конец населённого пункта, можно прибавить скорость — и по обеим сторонам ровной трассы, усаженной деревьями, распахнутся уже зеленеющие поля. «Вот это да!» — вырвалось у меня невольно: ниже дороги, у самой кромки поля появились домики. Небольшие, из двух-трех комнаток, саманные и кирпичные, ещё не оштукатуренные, но уже под крышами. Небольшой неровной цепочкой они стыдливо выросли на вспаханном осенью поле.

Я с тоской и безнадёжностью поняла, что и этим полям приходит конец. Те, кто построил эти застенчивые домики, словно бросили пробный шар: прокатит — не прокатит? Если не тронут, кинут клич другим — можно! Приходите и берите, всё вокруг колхозное, всё кругом моё! И ни-че-го им за это не будет, плавали — знаем…

Почему моё человеколюбивое государство так избирательно в своей любви и гуманизме? Почему у него одни — любимчики, а другие — вечные пасынки? Почему оно, издавая справедливые, на первый взгляд, законы и постановления, то ли сознательно, то ли по забывчивости, не оглашает своим гражданам методы, которыми можно (и нужно!) наказывать тех, кто тянет свои шаловливые, беззастенчивые лапки к государственному пирогу. Нет-нет, я не о том, что не оговорена мера возмездия, — и размеры штрафов, и сроки наказания в виде общественных работ или лишения свободы чётко прописаны в законах и кодексах. А кто скажет мне и многим моим согражданам, почему так часто, удостоверившись в том, что закон нарушен не слишком законопослушными нашими земляками, государственные мужи, с ленинским прищуром, назидательно грозят пальцем, выписывают штрафы — и всё! Всё!

Да-да, говорит нам строгий закон, нельзя и ещё раз нельзя заниматься самозахватом земель, не спорю — нет так нет. Ну а потом что? Предположим (нет, только предположим!), что чудесным образом «зодчих», посеявших свои застенчивые домики на чужих полях, вдруг найдут, потребуют документы на строительство, не обнаружив оных, признают факт самозахвата, накажут штрафом или ещё какие «страшные» кары применят, а дальше-то что? Даю на отсечение любую, на выбор, часть тела, что домишки останутся на месте, затаившись на какое-то время, пока не затихнет буря праведного государственного гнева, а потом благополучно, без нервотрёпки, достроят их, прирежут и огородят участочек (какой душа пожелает, ширь полей позволяет!). Ну а потом можно и человеколюбивому нашему государству в жилетку поплакаться: сами мы не местные, жить негде, домики построили где пришлось, да вот беда — ни воды, ни света. А пройдёт еще время, жалобные нотки в голосе сменит требовательный металл, и хлёстко, в лицо государству: узаконить краденые участки, нужны школы, дороги, детские сады!..

Ползучей повиликой расползлись по окраинам и на бывших уже полях сжавшие город в кольцо самовольные поселения. Надо отметить, что не все они отличаются неказистой саманной архитектурой. Подавляющее большинство захватчиков явно не были стеснены в средствах на строительство: большие кирпичные дома с недешёвой кровлей, отличной внутренней отделкой выросли сразу же, без предварительной постройки небольших саманных времянок. Выходит, всё не так плохо, и не так бедны и обездолены были застолбившие чужие земли? Получается, что изначально средств на законную покупку готового дома или хотя бы участка было достаточно? Но, мягко говоря, очень жаль платить за то, что можно (можно-можно, не сомневайтесь!) взять даром. Если нельзя, но очень хочется, то можно всё. Но не всем.

«Незнание закона не освобождает от ответственности» — кажется, ещё римское право утвердило этот постулат, связав законопослушных, уважающих себя и государство граждан по рукам и ногам. Конституция — Основной закон любой страны — провозглашает всех равными в своих правах. Выходит, что некоторые ровнее остальных, потому что, поправ священное римское право, живут по принципу «Бесхребетность закона освобождает от ответственности».

Вот, как говорится, «вести с полей», навскидку взятые мною из СМИ:

«Со слов чиновников мэрии г. Бишкека, в городе сейчас зарегистрировано 6 378 человек, которые хотят получить земельный участок. Формируются списки, и в порядке очереди этот вопрос будет решён.
Однако с 2010 года, несмотря на то что ежегодно список пополняется, ни один человек не получил участок. Как пояснили в муниципалитете, нет свободных земель».

«У здания «Белого дома» митингуют жители села Новопавловки Чуйской области. С самодельными транспарантами из ткани и бумаги на пикет вышли четыре женщины, требующие вернуть 1,24 гектара сельскохозяйственных земель в их населенном пункте, которые застроены жилыми домами.
Как пояснила одна из пикетчиц Салкын Баева, этот вопрос не решается уже 10 лет. «Я проработала 27 лет дояркой и до сих пор числюсь в колхозе «Красная Заря», но ни я, ни кто-то из моих четверых детей так и не получили даже небольшого участка земли, хотя по документам земли считаются нашими», — заметила она.
При этом жительница Новопавловки отметила, что правоустанавливающие документы имеются и у них на руках, и в Токмакском архиве. «А у тех, кто построил дома и живет там, никаких документов нет. Суд также вынес решение в нашу пользу, но дело не сдвинулось с мертвой точки», — пожаловалась Салкын Баева.
В заключение она подчеркнула, что в земельных аферах замешаны представители госорганов всех уровней, начиная от главы сельской управы, заканчивая членами правительства».

…А поля земледельцам никто не вернёт и никогда не очистит от этого самозахватного мусора.

Кормить себя Кыргызстан должен сам. Всего, что для этого требуется, с избытком — трудолюбивый народ, уникальный климат, полей, пригодных под земледелие, полно. Кажется, уже было полно…

Качество законов является результатом труда чиновников-управленцев, депутатов, которые создают или вносят определенные изменения в законы, используют их как инструмент государственного управления. Но беда в том, что при этом не соблюдаются требования законодательной техники как одного из средств обеспечения качества закона.

Ирина ПРОКОФЬЕВА.

P. S.: “В Бишкеке возле здания Белого дома 11 мая проходит мирная акция.
Как рассказал руководитель движения «За трансформацию» Бекназар Айталиев, участники акции выступают в поддержку закона о трансформации земель.
«Ранее Жогорку Кенеш рассматривал закон о трансформации земли, суть которого в том, чтобы легализовать дома и другие постройки, находящиеся на орошаемой земле, построенные до 31 июля 2009 года. Законопроект рассматривали в апреле, но тогда не смогли принять окончательное решение. Мы хотим показать, что он нам нужен», — сказал он.
В случае принятия законопроекта, по его словам, порядка 38 тыс. (! — Авт.) домов будут легализованы.

Б.Айталиев добавил, что участники акции будут находиться на площади до оглашения результатов голосования по данному законопроекту.






Добавить комментарий