Main Menu

Возвращение блудного сына, или Как Икрам в горы ходил

В ходе совместных мероприятий ГКНБ КР, спецслужб Таджикистана и  Афганистана в январе этого года возвращен на родину бывший член международных террористических организаций  — движения «Талибан» и  ИДУ Икрам Адбумажидов.

История его типична для молодых людей, выросших в южных городах и поселках страны. Родился и вырос Икрам в Оше,  в многодетной и религиозной  семье со средним достатком. Двое его старших братьев Анвар по кличке Абдумажид и Ильхом (Абдулазиз) с 2000 года были завербованы эмиссарами «Исламского движения Узбекистана» и находились в одном из лагерей  афгано-пакистанской зоны. В семье Икрама никто об этом не знал, приходили, правда, сотрудники спецслужб и интересовались ими, но, как утверждали родители, братья уехали на заработки в Россию и Турцию.
В апреле 2009 года один из братьев, Анвар, вышел на связь с Икрамом по сотовому телефону и сообщил, что Ильхом, став шахидом, погиб в боестолкновении  с правительственными войсками Пакистана. После  этого Икрам начал приобщаться к религии, совершать пятикратный намаз. Его религиозным наставником стал имам мечети «Шаит Тепа». Священнослужитель отрицательно относился к военному джихаду, но, несмотря на это, его ученик принял решение присоединиться к террористической организации ИДУ. Икрам женился на ошской девушке по имени Мадина, брат которой являлся боевиком одного из бандформирований ИДУ в афгано-пакистанской зоне, и вместе с супругой начал подготовку к переезду в Пакистан. Не без участия Анвара им был предложен детальный маршрут проезда в лагерь боевиков. Икраму дали «наводку» на посредника, жителя  Оша, который должен обеспечить их отправку по маршруту Ош — Исфара — Худжент — Душанбе (Таджикистан)  и далее  — Тегеран — Захедан (Иран) — населенный пункт Мир-Али в Пакистане, где расположен центр подготовки движения «Талибан». Имея на руках приглашение от Анвара и гостевую визу в Оше, супруги  беспрепятственно пересекли границы трех государств и уже через две недели благополучно добирались до цели назначения. Вместе с ними в лагерь боевиков прибыли еще  несколько рекрутов, в основном арабской и азиатской национальности. По словам Икрама, схема переправки в центр подготовки хорошо отлажена и представляет собой разветвленную сеть из проводников, наблюдателей и пособников.
По приезде в лагерь Икрам в числе группы новобранцев прошел двухнедельные курсы по физической, боевой и религиозной  подготовке, а затем был переведен в так называемую команду ожидания для дальнейшей переброски в районы непосредственных боевых действий, его проверили на надежность, после чего дали  духовное имя Жафар. Всем в лагере заправлял полевой командир по прозвищу Сайфулло,  занимающийся распределением курсантов по боевым группам. Он непосредственно подчинялся лидеру движения «Талибан» мулле Умару и обеспечивал внутреннюю безопасность лагеря в целом. Постоянно носил при себе рацию и АК-74 с несколькими магазинами патронов. Гибель в 2010 году руководителя ИДУ Тахира Юлдашева вызвала раскол в организации на несколько бандформирований. Одно из них примкнуло к движению «Талибан», командиром которого был назначен Сайфулло.
Спустя некоторое время Икрам встретился в лагере со своим братом Анваром, тот рассказал о подробностях гибели Ильхома. Эта встреча стала последней для братьев. В январе 2010 года Анвар  и с ним двадцать боевиков были уничтожены в результате точечного авиаудара по жилому дому, в котором они находились в режиме ожидания.
Сейчас трудно сказать, что побудило Икрама принять решение вернуться на родину. По его словам, за 107 дней пребывания в лагере талибов он «не увидел ничего хорошего, да и условия жизни в труднопроходимой горной местности были очень тяжелые». Икрам беспокоился о родителях, которые не знали, куда он пропал. Не ведали они и о гибели двух старших сыновей. Очень скучал по родным и близким, особенно по своей жене Мадине, с которой ни разу не встречался после их приезда в лагерь боевиков. Он не мог даже подойти к сектору, где она проживала вместе с другими женами боевиков. Икрам беспокоился за свою жизнь и судьбу Мадины. По правилам моджахедов вдова убитого боевика должна обязательно выйти замуж за другого члена бандподразделения террористической организации. Печальная  участь  уготована и детям погибших боевиков. Они навсегда остаются под опекой  террористов и всю жизнь проводят в лагерях, тем самым пополняя ряды религиозных фанатиков.
По признанию Икрама, о решении вернуться на родину он рассказал Сайфулло. Последний всячески отговаривал его от такого шага, уверяя, что по приезде в Ош им сразу же займутся правоохранительные органы и посадят за причастность к террористической деятельности. Истинные мотивы своего отъезда Икрам оставил при себе, пообещав только, что постарается легализоваться и в дальнейшем оказывать талибам финансовую и иную помощь. Ему поверили, и  на самом верху было принято решение не препятствовать его возвращению на родину.
В январе 2010 года Икрам  со своей супругой и вдовой погибшего брата Ильхома с помощью  тех же проводников нелегально пересек границу Пакистана с Афганистаном. В Кабуле его задержали афганские спецслужбы по подозрению в причастности к террористической деятельности, а женщин экстрадировали в Кыргызстан. Позднее Икраму предъявили обвинение в незаконном пересечении госграницы и нарушении правил пребывания на территории ИРА, за что афганским судом он был осужден на 1,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. После освобождения, в январе этого года, при содействии спецслужб Кыргызстана,  Таджикистана и Афганистана Икрам Абдумажидов вернулся на родину. Сейчас он содержится под следствием. В своих показаниях Икрам утверждает, что за все время нахождения в лагере боевиков ни разу не принимал участия в боевых действиях в составе бандформирований. Однако следственные органы ГКНБ проводят дополнительные проверочные мероприятия по его пребыванию в афгано-пакистанской зоне.
Вытащить из радикально-религиозного болота пусть и одного молодого соотечественника, одурманенного пропагандой джихада,  тоже немалый результат. Сегодня неизвестно точное число наших граждан, которые стоят на довольствии у исламистских боевиков. Во время баткенских событий 1999-2000 гг. я видел этих моджахедов и плоды их так называемых деяний. Прикрываясь чистым исламом, они отбирали у дехкан последнее, уводили  скот, убивали мирных граждан, жгли кишлаки и взрывали мосты. Проповедники экстремистских идей поработали очень усердно, чтобы сделать из воинов Аллаха зомбированных фанатиков.
Возвращение на родину несостоявшегося боевика — лишь маленький эпизод той многосложной работы, которую проводят спецслужбы Кыргызстана по пресечению преступной деятельности рьяных функционеров воинствующего ислама.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий