Main Menu

МВФ рекомендует Кыргызстану развивать образование, инфраструктуру и внедрять инновации

Эксперты Международного валютного фонда в ежегодном апрельском выпуске «Перспектив развития мировой экономики» и «Доклада по вопросам глобальной финансовой стабильности» (на 2016 год) отмечают: «Экономические перспективы омрачены замедлением восстановления мировой экономики и сомнениями в способности директивных органов принимать адекватные и оперативные ответные меры. В результате значительно возросли риски для мировой экономики и финансовых систем. В сложных условиях налогово-бюджетная политика всех стран должна незамедлительно реагировать на ситуацию с целью поддержки экономического роста и снижения уязвимости».

Остановимся на рекомендациях МВФ для стран с развивающейся экономикой, импортеров нефти, к которым относится и Кыргызстан.

Ухудшающиеся бюджетные тенденции

Состояние бюджетов значительно ухудшилось за период после публикации апрельского «Бюджетного вестника МВФ — 2015»: в большинстве стран коэффициенты государственного долга пересматриваются в сторону повышения. Эти изменения наиболее значительны в странах с формирующимся рынком и странах со средним уровнем доходов, где, как ожидается, коэффициенты бюджетного дефицита в 2015-2016 годах превысят уровни, наблюдавшиеся в начале мирового финансового кризиса. Но и страны с развитой экономикой остаются уязвимыми в условиях высокого государственного долга (в среднем более 100% ВВП), низкой инфляции и вялого роста.

Повышающиеся бюджетные риски

Бюджетные риски возрастают почти повсеместно. В странах с развитой экономикой риск устойчиво низких темпов роста и низкой инфляции еще более усложняет задачу снижения коэффициентов долга. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах ужесточение глобальных финансовых условий и повышение волатильности могут значительно увеличить расходы на выплату процентов в период роста потребности в финансировании. Неблагоприятные экономические перспективы повышают вероятность и материализации условных обязательств. «Наконец календарь проведения выборов или тупиковые политические ситуации могут осложнять проведение политики или сдерживать принятие решительных мер в 2016 году в ряде ведущих стран», — отмечают эксперты фонда.

Как следствие, перспективы остаются неопределенными, повысилась вероятность сценария длительного периода более низких темпов роста. Риски высоки, нужны комплексные меры политики для улучшения перспектив роста и повышения устойчивости экономики.

Поддержка роста и обеспечение долгосрочной устойчивости долговой ситуации

В ситуации, когда во многих странах с развитой экономикой директивные процентные ставки близки к нулю, необходимо быть готовым использовать налогово-бюджетную политику, чтобы поддерживать спрос и подкреплять денежно-кредитную политику по мере необходимости и при наличии бюджетных возможностей. Следует сосредоточиться на налогово-бюджетных мерах, повышающих темпы роста как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе (таких как инвестиции в инфраструктуру) и мерах политики по проведению структурных реформ.

Долговременного решения проблемы чрезмерной задолженности не добиться без повышения среднесрочных темпов роста. Устойчивое повышение роста на 1% могло бы за одно десятилетие снизить коэффициенты долга в странах с развитой экономикой до их докризисных уровней. Необходимо ускорение структурных реформ, в том числе в сфере налогов и расходов, укрепляющих стимулы для работы и инвестиций и способствующих росту производительности.

В случае значительного снижения мирового роста необходимо принять быстрые и решительные меры политики на многосторонней основе в отношении как спроса, так и предложения в наиболее крупных странах, чтобы помочь остановить нисходящую спираль экономического застоя, низкой инфляции и повышения коэффициентов госдолга. Это пошло бы на пользу и другим странам. В Китае бюджетная реформа должна способствовать перебалансировке экономического роста путем увеличения бюджетной поддержки потребления домохозяйств наряду с сокращением внебюджетных госинвестиций.

В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах важнейшими задачами являются обеспечение бюджетных возможностей для реагирования на повышение спроса на госуслуги, совершенствование систем здравоохранения и образования и развитие инфраструктуры.

Эти цели реализуются через способствующие росту структурные реформы, улучшение мобилизации доходов и повышение эффективности расходов. Наращивание потенциала в области мобилизации дохода принципиально значимо и для достижения целей устойчивого развития. В странах — импортерах нефти с большим объемом топливных субсидий неплановые доходы от снижения цен на нефть можно использовать для финансирования способствующих росту реформ.

Снижение уязвимости

Мировой финансовый кризис выявил ограничения в существующих системах управления бюджетными рисками, которые не дают точной картины и не предлагают конкретных мер. Странам следует разработать стратегии управления рисками и создать достаточные буферные резервы для их смягчения.

Бюджетные основы стран с формирующимся рынком и развивающихся стран должны адаптироваться к переменчивым условиям: изменениям цен на биржевые товары, потокам капитала и скачкам валютных курсов. Управление бюджетом и долгом с эффективным контролем над обязательствами имеет решающее значение для поддержания фискальной дисциплины в качестве ориентира для составления годовых бюджетов и для преодоления непредвиденных шоков.

В Китае целесообразно повысить прозрачность в бюджетной сфере включением в бюджет большего числа проектов, осуществляемых финансовыми структурами местных органов госуправления, а также продолжением реформ государственных систем учета и финансовой отчетности. «В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах целесообразно проводить тщательный мониторинг быстрого роста корпоративного долга (который увеличился вчетверо за последнее десятилетие).

Налоговая политика может дополнять макропруденциальные меры для ограничения чрезмерного левериджа», — советуют эксперты МВФ.

Налогово-бюджетная политика для инноваций и роста

Вопрос производительности стал одним из главных в мировой политике. Налогово-бюджетная политика — мощный инструмент обеспечения роста производительности посредством инноваций: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), передачи технологий и предпринимательства.

Правительствам следует больше поддерживать НИОКР. Частные компании не инвестируют достаточно средств в НИОКР по двум причинам. Во-первых, компаниям часто трудно финансировать рискованные инвестиционные проекты, особенно в периоды спада.

Но налогово-бюджетная политика, помогающая стабилизировать объем производства, может быть одним из эффективных средств решения этой проблемы. Во-вторых, инвестиции в НИОКР благоприятно сказываются на экономике благодаря распространению знаний. Однако компании не учитывают эти эффекты в своих решениях.

В противном случае объем НИОКР был бы на 40% выше, чем сейчас, что позволило бы поднять уровень ВВП в долгосрочной перспективе на 5% в отдельных странах, а с учетом международных вторичных эффектов — на 8% в мировом масштабе.

Налогово-бюджетная политика может играть важную роль в стимулировании расходов частного сектора на НИОКР, например, путем предоставления субсидий и налоговых льгот, в т. ч. по налогу на фонд заработной платы для занимающихся исследованиями и разработками и налоговые кредиты на НИОКР с возможностью возмещения.

В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах правительствам следует инвестировать в развитие образования, инфраструктуры и институтов, чтобы содействовать перениманию и освоению технологий из стран с развитой экономикой. Многие страны идут на сокращение своей налоговой базы, предоставляя дорогостоящие налоговые стимулы, чтобы привлечь иностранные инвестиции, но опыт показывает, что эти стимулы не очень эффективны.

Налогово-бюджетная политика в целях развития инновационного предпринимательства должна ориентироваться не на малые, а на новые компании. Многие правительства дают особые налоговые стимулы малым компаниям, однако они не оправдывают затрат и могут даже снижать их заинтересованность в росте. Важнее способствовать выходу на рынок новых предприятий, в том числе путем упрощения налоговой системы.

Подготовила Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий