Main Menu

Роль инвестиций для экономики общеизвестна,

но для масштабного притока средств нужны стабильность, прозрачность, предсказуемость действий государства, бизнеса, судебной системы

Об этом говорили предприниматели в ходе встречи с премьер-министром кыргызского кабмина Темиром Сариевым. Дискуссию инициировали Национальный институт стратегических исследований (НИСИ) и Совет по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР. В диалоге участвовали представители всех госорганов страны, международных организаций.

Представители малого, среднего и крупного бизнеса, в том числе бизнес-ассоциаций, регулярно встречаются с главами правительств республики, чтобы напрямую обсудить ситуацию в экономике и инвестиционном процессе. Как всегда, состоявшийся диалог обнажил «тонкие места» в отношениях властей и бизнес-сообщества.

Т. Сариев: «Нам есть куда расти»

предприниматели на встрече с премьер-министром кыргызского кабмина Темиром СариевымСитуация в стране нынче противоречивая. Кыргызстан испытывает на себе, во-первых, сложности (закономерные и ожидаемые) начального периода в составе ЕАЭС, во-вторых, опосредованно откликается на кризисные явления в экономиках стран — основных партнеров, в-третьих, не может избежать и влияния экономического спада в мировом масштабе в условиях удешевления биржевых цен на ГСМ, основные продукты и драгметаллы. Что же может и должно делать государство в условиях спада экономической активности бизнеса, как активизировать приток денежных вливаний, а значит, заинтересовать бизнес приходить в нашу страну? Каковы, с другой стороны, возможности бизнес-сообщества для стимулирования этого процесса?

Т. Сариев, начиная беседу, поблагодарил предпринимателей за очередную возможность напрямую пообщаться по всем актуальным вопросам и услышать из уст наиболее активной части бизнес-сообщества о трудностях, проблемах и путях их решения: «Мы встречались не далее как месяц назад, но ситуация меняется крайне быстро, потому обсуждать проблемы надо регулярно. Наша экономика сейчас находится под несколькими трендами: во-первых, это международная конкуренция за капитал, рынки, ресурсы. Во-вторых, это процесс интеграции в ЕАЭС. К большому сожалению, присоединение Кыргызстана к этому сообществу пришлось на пик кризиса в России и Казахстане, это — в-третьих. Правительство должно мобильно принимать решения, отвечающие вызовам дня, причем в тесных консультациях с бизнесом. Не буду подробно говорить об итогах 2015 года, но главное — это сохранение макроэкономического роста и удержание инфляции на приемлемом уровне. Это стало возможно из-за гибкости экономики, опирающейся на малый и средний бизнес, доля которого превышает 40%. Для сравнения: в России эта доля — 20%, в Казахстане — чуть более 30%. Правительство пошло на резкие меры фискального, регуляторного и финансового характера реформы, отменив несколько налогов. Нам есть куда расти — мы намерены стать лучшими в регионе».

Премьер-министр также напомнил ряд пунктов мирового рейтинга «Ведение бизнеса», по которым Кыргызстан недотягивает до среднего уровня. Это — электроснабжение, присоединение к инженерным сетям. Есть и вопросы по фискальной отчетности — сокращению времени на отчеты, а также исполнению контрактов, что связано в свою очередь с судебной системой. «Эффективны ли, достаточны ли принимаемые правительством меры? — спросил Т. Сариев бизнесменов. — При нашей структуре экономики мы должны сделать упор на приток инвестиций, рост конкретных экспортных преимуществ. Это новые технологии, финансовые ресурсы, современный менеджмент и новые рабочие места».

Как ликвидировать недостатки в инвестировании?

предприниматели на встрече с премьер-министром кыргызского кабмина Темиром СариевымГлава секретариата Инвестсовета при ПКР Талайбек Койчуманов рассказал о результатах исследования инвестиционного законодательства, проведенного экспертами бизнес-структур и Минэкономики. Они изучали текущее состояние и имеющиеся на сегодня барьеры для прихода новых инвесторов, начиная от идеи при подготовке инвестиционного проекта и заканчивая процессами конкретного инвестирования предприятия и производства. В поле зрения попали, в частности, вопросы регистрации (причем бизнесом отмечено отсутствие электронной ее формы), как физических, так и юридических лиц. Есть сложности с налоговыми органами, внедрением «единого окна» (которое создано, но до сих пор не работает в нужном режиме), с упрощением ликвидационных процедур, землеотводом и строительными нормами. «Требуется расширить права юридических лиц на частное владение землей», — отметил премьер. Есть проблемы с контрольно-надзорными функциями, как и с лицензионно-разрешительной системой, состоянием контроля и фискальным законодательством. Он также отметил, что инвесторам, изучающим возможность вложения капиталов, следует предоставлять полный пакет услуг, включая информирование и налаживание связи с потенциальными инвесторами. Важнейшим аспектом является и отсутствие информационной работы по привлечению инвесторов в страну, потому должна вырасти мера ответственности уполномоченного органа — Агентства по привлечению инвестиций, считает Т. Койчуманов. Надо внедрить риско-ориентированную систему для всех видов проверок, ограничить вмешательство правоохранительных органов в хоздеятельность предпринимателей, сократить ненужные лицензионные требования и процедуры. Администрирование налогов и социальных отчислений также нуждается в совершенствовании, как и многое другое. Эти предложения бизнеса следует проанализировать и внедрять как можно быстрее.

Глазами инвесторов зорче видны препоны

предприниматели на встрече с премьер-министром кыргызского кабмина Темиром СариевымПредставитель Международной финансовой корпорации (МФК — группы Всемирного банка по вопросам инвестиций и конкурентной среды) К. Миллер ознакомил участников с итогами исследования «Улучшение инвестиционного климата в Центральной Азии», проведенного в конце 2013-го — начале 2014 года экспертами МФК и Минэкономики КР. Опрос проводился среди 300 фирм с долей иностранного капитала, 200 из которых продолжают работать в Кыргызстане, а 100 — покинули его по ряду причин. К. Миллер подчеркнул, что подобные исследования проводятся в странах с развитыми экономиками, и Кыргызстан стал первым среди стран Центральной Азии по этому кругу вопросов. «Предполагается, что в стране уже есть инвесторы, и 70% из них намерены реинвестировать в страну, т. е. продолжить здесь свой бизнес, — отметил экономист. — А новые инвесторы, имея намерение прийти сюда, обязательно спросят у уже действующих инвесторов, как им тут работается».

Каковы же результаты опроса и последующие рекомендации? Во-первых, инвесторов опрашивали, чем вызван их выбор страны. Среди критериев — размер местного рынка, легкость получения лицензий и разрешений, качество инвестсреды, связи потенциального инвестора в стране (родственники, партнеры, друзья), стоимость рабочей силы, прозрачность деятельности.

Капиталисты отмечают среди позитивов легкость открытия бизнеса, упрощение этой процедуры за пять лет. А вот среди трудностей (как мягко охарактеризовал минусы нашего инвестклимата эксперт МФК) — обеспокоенность инвесторов уровнем коррупции, предсказуемости и прозрачности действий правительства.

Впрочем, как отметил аналитик, с такими же вопросами сталкиваются представители бизнеса и по всему миру. Следующие причины тревог — общественный порядок и безопасность, риск экспроприации имущества и дискриминация инвесторов. Эксперт отметил, что по всем перечисленным сложностям правительство проводит мероприятия, чтобы снивелировать их величину.

Кроме того, инвесторы жаловались, в частности, на сложности с регистрацией и дальнейшим рассмотрением жалоб, на отсутствие паспортизированного подхода к подаче жалоб.

В этом исследовании эксперты подсчитали убытки Кыргызстана от ухода инвесторов или, что также часто происходит, уменьшения объема бизнеса. Всего сократила свой бизнес в стране одна треть опрошенных инвесторов. Оказалось, оценивается такое сокращение в немалые деньги — 87 млн. долларов США за год. Среди них как деньги инвесторов из СНГ, так и из третьих стран. Правда, отметил Миллер, чем ближе страна инвестора находится к Кыргызстану, тем реже он сокращает объем финансирования — среди стран СНГ сокращение объемов вложений произошло у 28% инвесторов, а по странам Запада — у 40%.

Что касается рекомендаций, исследователи сейчас над ними работают вместе с экспертами из Минэкономики КР. Во-первых, эксперты рекомендуют работать над методологией раннего возникновения споров, чтобы жалобы инвесторов не доводились до судебного рассмотрения, а решались путем мирного соглашения. Результаты опроса показывают, что в случае доведения конфликта до суда все стороны теряют финансовые средства, а значит, и объем инвестиций. Немаловажно также наличие механизма обратной связи в государственных контролирующих органах, создание системы участия и предпринимателей в решении важных вопросов, связанных с бизнесом.

Внес свой взгляд на рассматриваемую тему и исполнительный директор Международного делового совета Темирбек Ажыкулов. Он рассказал, как реагируют на проблемы предприятий госорганы; каков доступ бизнесменов страны к длинным и дешевым деньгам; об обоюдной проблеме открытия рынков стран ЕАЭС — не только их рынки открылись для нас, но и наш рынок — для них, поэтому надо работать с отечественными производителями, в т. ч. на уровне аймаков, местных кенешей, ориентируя на рост экспортной составляющей. Немаловажно, подчеркнул Ажыкулов, повышать информированность бизнесменов в регионах по возможностям экспорта товаров. Еще одна больная тема — администрирование налогов. Кроме того, он перечислил насущные проблемы горнодобытчиков, строителей, которые нужно незамедлительно решить раз и навсегда.

Вопросы премьеру

Предприниматели, главы бизнес-ассоциаций задали премьеру множество вопросов. В частности, строители жаловались, что нет новых СНиПов, что трудно получить разрешение и технические условия, что надо упорядочить выкуп земель под объекты, что следует строго выполнять требования пожаробезопасности возводимых зданий, пока гром не грянул. Говорили бизнесмены и о по-прежнему низкой информированности мирового сообщества о Кыргызстане, хотя давно идут разговоры о том, что следует обязать посольства и консульства активизировать свою работу в этом плане.

Также некоторые предложили ввести для решения перечисленных проблем новые положения, нормы, на что другие ответили: не нужно создавать новые нормы, у нас все уже создано, следует выполнять все, что есть! Предлагалось вновь упростить налоговую отчетность как шаг к выводу «теневиков» в легальный сектор экономики.

Затронули участники дискуссии вопросы негосударственного образования и доступа организаций этого сектора к кредитам.

Подытожил обсуждение премьер-министр. Он внимательно слушал все реплики, вопросы и предложения, по каждому дал краткий или полный ответ, некоторых из участников пригласил к себе, чтобы лично обсудить все пункты высказанных претензий. Без сомнения, встреча была результативной. Т. Сариев вновь подчеркнул: «Правительство и бизнес — партнеры!».

Елена МЕШКОВА.
Фото пресс-службы ПКР.






Добавить комментарий