Main Menu

Отраслевая наука — маяк экономики

Арзыбек Кожошев

Прошедший 2015 год вошел в историю Кыргызстана как Год укрепления национальной экономики. Руководство страны сконцентрировало весь потенциал общества, в том числе научно-технический, на задаче решения копившихся годами узловых экономических проблем в государстве, а их было немало. Правительство со своей стороны нацелило все госорганы на решение данной задачи через выявление всех имеющихся резервов/ресурсов экономического развития и их немедленное задействование.

Вместе с тем можно наблюдать определенный разрыв или разбалансированность между реализуемыми в стране производственными инициативами и научной сферой (отраслевыми науками), когда зачастую определенные полезные научные разработки могут не учитываться на практике, и наоборот, внимание ученых направлено на вопросы, которые не совсем актуальны или неприменимы к текущей ситуации и стоящими перед национальной экономикой задачам.

При этом мы должны учесть обстоятельство, что наше общество в целом продолжает переживать затяжной поэтапный период перехода от плановой экономики к рыночной. В развитых странах, как правило, основную нагрузку научных исследований берет на себя (естественно, не на бесплатной основе) вузовская наука. Именно здесь сосредоточен основной научный потенциал. У нас же пока другой расклад: вузовская наука получает основную заработную плату за преподавание, а отраслевые исследования по причине низкой их доходности отходят на задний план, и наиболее талантливые ученые занимаются исследованиями скорее для престижа. В этой связи на время такого переходного периода, когда отрасль не в состоянии полноценно финансировать научные исследования и государственный бюджет вынужден закрывать часть затрат отраслевых научных учреждений, мы должны правильно ориентировать государственные отраслевые научные учреждения и получать от них полноценный научный продукт в виде разработанных проектов концепций, стратегий, программ, планов, а также проектов нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

При этом, как и в развитых странах, наряду с руководителями отраслевых госорганов при презентации/защите своих предложений и разработок в парламенте в правительстве и в процессе обсуждения проектов директивных документов должны принимать наиактивнейшее участие непосредственные их разработчики — руководители отраслевых научных учреждений. Это логично и соответствует рыночным взаимоотношениям: отраслевые структуры заказывают/оплачивают, а разработчик в свою очередь исполняет/отвечает. Только таким путем мы сможем при принятии важных решений с помощью отраслевой науки избежать досадных ошибок с далеко идущими негативными последствиями. Мало ли таких примеров инициатив без должной научной оценки проблематики? Можно вспомнить реформы в аграрном секторе, печально известную программу PESAС, соглашения по Кумтору, недоведенную реформу энергоотрасли и т. д., поэтому весьма важно усилить связь исполнительной ветви власти с научной сферой, чтобы учитывать всевозможные риски и угрозы при принятии судьбоносных стратегических решений.
Отсюда следует, что при правильном сбалансированном подходе вклад отраслевой науки в содержание государственной экономической политики можно увеличить в разы.

В качестве наглядного примера правильного научно-практического подхода к решению сложных вопросов реального сектора можно привести факт издания Кыргызским экономическим университетом им. М. Рыскулбекова под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Толобека Камчыбекова солидного сборника научных трудов «Национальная экономика Кыргызской Республики: проблемы и перспективы развития».

Книга содержит 25 научных статей по четырем условно поделенным направлениям: резервы развития реального сектора экономики (11), имеющиеся финансово-кредитные возможности (6), макроэкономический анализ с выводами (5) и решение социальных вопросов, обеспечивающих развитие национальной экономики (3).

Сильный авторский коллектив (в составе которого 18 докторов наук), опираясь на материалы многолетних научных исследований, дает в этой книге исчерпывающие ответы на многие проблемные вопросы реального сектора. Особо актуальными представляются вопросы внедрения рыночных механизмов обеспечения экономической безопасности страны (инновационно-кластерный подход, факторный анализ экономической ситуации с учетом процесса вхождения в ЕАЭС, создание эффективной финансово-кредитной и фискальной систем и другие). В книге приведен богатейший детальный и репрезентативный материал для обоснования позиции авторов. В этой связи упомянутое выше издание может быть применимым и полезным для работников экономических служб предприятий и организаций, а также руководителей всех уровней управления, то есть для лиц, принимающих решения.

Подобные издания позволяют повысить эффективность отраслевой науки, поскольку у научных специалистов появится возможность быть услышанными и сократить путь своих разработок к внедрению, а у практиков (уполномоченных государственных органов и хозяйствующих субъектов вне зависимости от их ведомственной подчиненности) — быть в курсе передового опыта и научных новшеств в сфере своих интересов через взаимную интеграцию открыть путь к реализации производственных инициатив с целью скорейшего достижения результата.

Если говорить об актуальном секторе национальной экономики — энергетике, то, как известно, в 2015 году произошли серьезные реформы в сфере управления национальной энергетической системой: дефицит средств в этой стратегической отрасли привел в последние годы к острому дефициту энергоресурсов, прежде всего электрической энергии, что отразилось в первую очередь на возможности дальнейшего развития национальной экономики. В результате упомянутых реформ государственная политика передана Министерству экономики, часть государственных функций отошла отраслевому регулятору и все оставшиеся функции теперь уже бывшего Минэнергопрома отошли к вновь созданной управляющей компании в лице Национальной энергетической холдинговой компании.

Научным обеспечением реального сектора экономики в целом, в том числе и энергоотрасли, в дальнейшем займется создаваемый в эти дни на базе Кыргызского научно-технического центра «Энергия» при Минэнергопроме КР (КНТЦ «Энергия») Научно-исследовательский институт экономики и энергетики при Минэкономики (НИИЭЭ). Этому государственному научному учреждению предстоит детально изучить все статьи сборника научных трудов «Национальная экономика Кыргызской Республики: проблемы и перспективы развития» и выработать конкретные предложения, директивные документы.

Сегодня при Минэкономики создается Научно-технический совет (НТС) с привлечением ведущих ученых и крупных специалистов-руководителей в сфере экономики и энергетики. НИИЭЭ возьмет на себя функции секретариата НТС. Перед НТС стоит задача систематизировать основные направления отраслевой науки с учетом приоритетов государственной политики и на этой основе в тесном сотрудничестве с уполномоченным госорганом в сфере науки, то есть с Минобразования, дать официальные заключения по актуальности тем диссертационных исследований до их утверждения на научных советах, а после завершения диссертационных исследований путем установления соответствующих ведущих организаций — обеспечить прозрачное, эффективное внедрение результатов диссертационных исследований на практике.

Мы убеждены, что только таким путем можно повысить требования к собственно государственным научным отраслевым программам и повысить ответственность первых руководителей государственных структур принимать в своей деятельности исключительно научно обоснованные, выверенные решения. Практику узковедомственных подходов (более того, с оглядкой на извлечение личной выгоды (коррупцию)) необходимо искоренить путем усиления именно научной составляющей нашей деятельности.

Арзыбек КОЖОШЕВ,

министр экономики, кандидат экономических наук, доцент, почетный профессор КЭУ и Кыргызской академии физической культуры.
Фото пресс-службы Минэкономики.






Добавить комментарий