Main Menu

Приношу свои извинения

16 декабря прошлого года я опубликовала в «Слове Кыргызстана» статью «Таблиги Джаамат» через призму сирийского конфликта». Статья большая, почти на полосу. В ней речь шла о кыргызстанцах, соблазнившихся щедрыми посулами и уехавших в Сирию — сражаться на стороне  «Исламского государства». В этой связи говорилось о  побудительных причинах растущего религиозного экстремизма среди наших сограждан,  мотивах проповедников из «Таблиги Джаамат», нашедших в  нашей стране широкое поле деятельности, мерах противодействия тотальному влиянию исламистов со стороны специальных служб и профильных ведомств. 

Большое внимание в статье уделялось непосредственной деятельности организации «Таблиги Джаамат» в мировом масштабе, приведены высказывания экспертов, глубоко владеющих этим вопросом. В частности, заместителя начальника 1-го ГУ МВД КР (по борьбе с терроризмом и экстремизмом) Раима Салимова, утверждающего, что сторонников «Таблиги Джаамат» у нас  становится все больше. Они ведут скрытый образ жизни, имеют законспирированные источники финансирования. Он признавался, что сегодня сил и возможностей его ведомства для борьбы с этим нарастающим злом не хватает. По мере возможности контроль за деятельностью проповедников идеологии «таблигов» — дааватчы — осуществляет Духовное управление мусульман, о чем шла речь и в этой статье, и в интервью с муфтием Максатбеком ажы Токтомушевым («Муфтият живет общими проблемами страны»), опубликованном 26 февраля сего года. Однако, по утверждению Р. Салимова, учет этот несколько формальный.

Кроме того, специалисты считают, что весьма либерально относятся к визитам дааватчы и эксперты Государственной комиссии по делам религий, «ведь приглашать людей к себе домой не запрещено”, считают они. Это мнение было упомянуто в статье «Таблиги Джаамат» через призму сирийского конфликта».  Госкомиссия по делам религий упоминалась в этой статье еще раз, в следующем контексте: «Ведь сегодня в Кыргызстане официально действует 2500 мечетей и, по данным Государственной комиссии по делам религий, более половины из них принадлежат движению «Таблиги Джаамат». А в планах Пакистана — дальнейшее распространение влияния этой организации в Средней Азии. Главные ориентиры — дети до 15 лет. Причем не только кыргызской национальности, но и других народностей, населяющих среднеазиатские страны…».

Именно это упоминание вызвало, судя по всему, недовольство ведомства — в редакцию поступило письмо от директора Госкомиссии по делам религий КР О. Молдалиева, в котором сообщается о несогласии с фразой: «…сегодня в Кыргызстане официально действует 2500 мечетей и, по данным Госкомиссии по делам религий, более половины из них принадлежат движению «Таблиги Джаамат». «Это,  во-первых, не соответствует действительности. Во-вторых, госпожа Т. Попова не обращалась к нам за какой-либо информацией», —  сообщает господин О. Молдалиев.

Признаюсь, половина правды в этом есть, в том смысле, что попытка обращения к специалистам ведомства у меня все же была. Я звонила в Госкомиссию, но на просьбу дать эти статистические данные, получила ответ — подайте официальный запрос. Понимая, что этот путь настолько длинен, что напоминает собой вежливый отказ, начала поиск ответа во Всемирной паутине и нашла эти данные на одном из сайтов. Поскольку упомянутые 2500 мечетей многократно использовались различными СМИ и неоднократно упоминались в выступлениях экспертов и официальных лиц, думаю, несогласие г-на О. Молдалиева относится ко второй части фразы: «…по данным Госкомиссии по делам религий, более половины из них принадлежат движению «Таблиги Джаамат».

Я глубоко извиняюсь за то, что использовала ее со ссылкой на это ведомство, так как в других инстанциях мне подтвердили, что по сути я не сильно ошиблась — организация таблигов, запрещенная, кстати, в России, Казахстане, США, Германии, Индии, Иране и других, в нашей стране действительно имеет весьма разветвленную сеть и количество ее мечетей на территории Кыргызстана колеблется в указанных пределах. Повторяю — я приношу Госагентству по делам религий и лично ее директору О. Молдалиеву свои глубокие извинения за то, что приписала ведомству сведения из Интернета, не имеющие к нему, как оказалось, никакого отношения.

Одновременно с этим хочу высказать свое сожаление, что во всей большой статье, касающейся важнейшей и потенциально опаснейшей проблемы для нашего общества — активного распространения экстремистской идеологии «Таблиги Джаамат», руководителем Госагентства по делам религий замечен только данный факт.

Татьяна ПОПОВА.






Добавить комментарий