Main Menu

Кто, почему и куда убрал с улиц гранитные бордюры?

Кто, почему и куда убрал с улиц гранитные бордюры?

Как сообщили недавно в ходе заседания Международного делового совета представители отрасли строительных материалов, в советское время в республике повсеместно использовались в обустройстве дорог гранитные бордюры — вечные, эффектные и недорогие (из местного материала, которого в нашей стране внушительные запасы). В результате неразумных (или преследующих чьи-то выгоды и конкретные интересы) решений в настоящее время такие красные и классные ограждения дорог в Бишкеке остались разве что на Чуйском проспекте и б. Советской улице, и то в центре — около Оперного театра, музея ИЗО и некоторых других кварталов. А все прочие дороги городов и сел страны ограждены бордюрами бетонными, которые имеют небольшой срок годности, быстро деформируются и требуют постоянной замены через несколько лет, а значит — и внушительных средств из муниципальных бюджетов. Почему Кыргызстан, в котором запасы отделочных камней огромны и разнообразны, в настоящее время чаще завозит китайский отделочный камень, чем разрабатывает свои месторождения? Кому это выгодно? Почему поддерживается такая неразумная и коррупционная строительная политика?

На февральском заседании члены МДС обсуждали тему «Перспективы развития отрасли строительных материалов в Кыргызстане». Поддержку дискуссии оказали проект «Инициатива USAID по развитию бизнеса», МДС и бизнес-ассоциация молодых строителей страны (ЖИА). В дискуссии участвовали представители госструктур, ведущих строительных компаний, производителей стройматериалов, международных организаций, депутаты парламента КР.

Начиная обсуждение, исполнительный директор МДС Темирбек Ажыкулов отметил:

«Мы презентуем результаты проведенного исследования отрасли строительных материалов Кыргызстана. Эта работа заключалась в проведении анализа цепочки добавленной стоимости стройматериалов. Взяты данные за 2010-2014 годы и часть 2015-го. Мы постарались узнать, как работает рынок стройматериалов, как он взаимодействует со строительством, насколько востребован, что у нас есть свое, а что завозим из-за пределов страны (стран ЕАЭС и третьих стран), что используем внутри страны, а что отправляем на экспорт. Насколько наш рынок стройматериалов себя обеспечивает, каковы темпы роста и перспективы этого рынка вообще?».

Без стройматериалов не из чего было бы строить

По словам члена комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству ЖК КР Алтынбека Жунус уулу,

«мы все стали свидетелями настоящего строительного бума в последние 5-6 лет. За последние годы в эксплуатацию в Бишкеке введено около 200 объектов. В отрасли работают десятки тысяч людей, доля отрасли занимает 5-7 процентов ВВП страны, причем надо учитывать и мультипликативный эффект на другие секторы экономики. Но локомотивом строительства является отрасль стройматериалов (см) — без нее из чего бы мы строили? При этом сфера СМ мало изучена и ей не уделяется должное внимание, особенно со стороны государства. Важнейшая тема — перспективы развития отрасли стройматериалов и ее состояние. Нужны конструктивные предложения по развитию отрасли, алгоритм дальнейших действий. В профильном комитете ЖК КР отмечают: надо не только завозить стройматериалы, но и оказывать поддержку собственным производителям СМ».

Советник по экономическому развитию Миссии USAID в Кыргызстане Пол Хамлин также отметил важность темы строительства вообще и стройматериалов в частности. Он напомнил, что USAID более 20 лет помогает Кыргызстану в укреплении экономики. А строительство и отрасль стройматериалов — важнейшие секторы кыргызской экономики. Отрасль СМ в общем объеме промышленной продукции составляет около 10 процентов — это внушительная доля. Сектор создал более 10 тысяч рабочих мест.

«Я уверен, что обсуждение выводов исследования даст правильный вектор развитию отрасли строительства и производства стройматериалов», — сказал американский советник.

МДС: «Мы советуем компаниям объединяться!»

Кто, почему и куда убрал с улиц гранитные бордюры?Т. Ажыкулов напомнил участникам, что ровно год назад члены совета уже рассматривали тему развития отрасли стройматериалов. В презентации «Анализ заинтересованных сторон цепочки добавленной стоимости (ЦДС) стройматериалов Кыргызстана» он привел очень показательные цифры. Такая цепочка в строительстве страны состоит из четырех звеньев: 26 фирм-поставщиков сырья — песка, глины, гипса, известняка, угля; 76 фирм-производителей кирпича, цемента, бетона, штукатурки, гипсокартона, черепицы, стекла, оконных рам; 111 поставщиков услуг по торговле СМ и 32 фирмы по оказанию услуг; 99 крупных, мелких, средних фирм-подрядчиков (это застройщики, строители, инженеры, архитекторы, электрики, сантехники и др.). В процессе изучения рынка СМ участники работы провели 45 интервью, опросили 10 фокус-групп и 176 респондентов, провели пять семинаров по этой тематике.

Все четыре звена ЦДС — поставщики, подрядчики, переработчики, производители сырья — связаны между собой. Аналитики отмечают: подрядчики — основной рычаг в цепочке, так как они берут на себя наибольшие риски по застройке новых зданий. Многие разработчики также владеют подрядными компаниями, сервисными фирмами и фирмами-производителями. В свою очередь производители владеют (арендуют) местами расположения сырья (глиной, карьерами для цемента и известняка).

Каковы же основные проблемы, сложности и препятствия для развития? Это: падение спроса на жилищное строительство; неопределенность в связи с вхождением в ЕАЭС; часто устаревшие СНиПы; ограниченная производственная база (нехватка новых технологий и знаний по ним); ограниченные возможности для проектирования новых зданий. Часто, отмечает Т. Ажыкулов, один производитель завозит в страну какой-то стройматериал, и все остальные делают то же, не утруждая себя поисками иных материалов внутри или вне страны.

Также эксперт привел данные по рынкам продажи земли под застройку в начале 2014-го и 2015 годов, а также по продажам квартир в начале этих периодов. Оказалось, что по стране в целом, Бишкеку и всем регионам идет резкий спад. Среди причин — девальвация сома (пусть и не столь масштабная, как в странах-партнерах) и присоединение к ЕАЭС (рынок недвижимости в стагнации из-за некоторой неопределенности ситуации на перспективу).

Между тем, отметил докладчик, мы и сами можем многое производить — как сырье, так и работы.

«Надо уходить от импортируемых товаров. Из общего количества товаров мы выделили собственное производство кирпича, цемента, бетона, стекла, оконных рам», — подчеркнул он.

Пока в отраслях строительства и СМ отмечается довольно серьезный спад в 2014-2015 годы, особенно по новым производствам. Среди движущих факторов спроса отмечены экономические и геополитические: внешние (денежные переводы и обмен валют); внутренние (состояние бизнеса — процесс получения разрешений, необходимость внутренних и внешних инвестиций, необходимость финансовой реформы (например, кредитных средств)). По итогам исследования вырисовываются два сценария развития жилищного строительства — пессимистичный и оптимистичный. В краткосрочном — на 2015-2016 годы — спад пока продержится (хотя при изменении внешней ситуации все может сдвинуться и у нас). На 2017 год эксперты предрекают оптимистичный прогноз, но без роста (если объем переводов вернется к уровню 2014 года). После 2017-го, скорее всего, ситуация должна улучшиться и рынок пойдет в рост.

Среди рекомендаций — усовершенствование качества СМ через утверждение национальных стандартов; установление более эффективного и результативного процесса планирования и рассмотрения заявок; создание бизнес-программ для улучшения производства и проектирования стройматериалов.

«Мы рекомендуем строительным компаниям объединяться! Как с точки зрения внедрения инноваций, новых строительных технологий и т. д., так и работы на более высоком уровне», — подчеркнул Т. Ажыкулов.

Создание каталога стройматериалов — почему не раньше?

Кто, почему и куда убрал с улиц гранитные бордюры?Представители ассоциации молодых строителей (ЖИА) Советбек Назаралиев и Болот Эсенов, предлагая свои меры по укреплению сектора СМ, предложили создать комитет производителей стройматериалов. Первыми необходимыми шагами они считают налаживание диалога со всеми ветвями власти — правительством, парламентом, муниципальными органами. Далее необходима «ревизия» законодательства по отрасли, разработка законов и норм в поддержку предприятий отрасли СМ.

Не лишним будет и проведение маркетинговых исследований и мероприятий. Также они предлагают налаживание и расширение диалога между производителями СМ и их потребителями, организацию тренингов и консультаций по изучению передовых технологий и инновационных методов производства.

В 2016 году в ассоциации намерены выпустить каталог стройматериалов, производимых в Кыргызстане; создать полную базу производителей и трейдеров СМ в стране; организовывать встречи с производителями в отдаленных регионах; участвовать в заседаниях инвестсовета; участвовать в международных выставках в России и других странах; организовать выставку местных стройматериалов отечественных компаний; изучить номенклатуру экспорта-импорта и баланс СМ.

Среди необходимых мер они называют одной из   главных — привлечение международных экспертов для проведения оценки эффективности управления производством и стандартами качества и составления рекомендаций. Кроме того, в текущем году в ЖИА уверены в необходимости для целей укрепления технического потенциала и роста энергоэффективности компаний отрасли приглашать международных специалистов для проведения аудита энергоэффективности кыргызских предприятий и получения от них рекомендаций. Представители ЖИА обещают полученные рекомендации распространять во всех регионах по фирмам-производителям стройматериалов, организовывать тренинги для дальнейшего распространения знаний.

«Ключевые слова — продажа стройматериалов! Мы дожили: Казахстан стал экспортировать цемент в Кыргызстан, и это при наличии собственных цементных заводов! Кризис заставит всех работать эффективно. Мы хотим работать в Кыргызстане, но нужно объединяться в рамках ассоциации для роста эффективности. Надо создавать одинаковые условия для всех. Почему сегодня стройматериалы с юга привезти на север страны дороже, чем из соседних стран?» — отметил
Б. Эсенов.

Камнеобработка — сфера с большим будущим. Что же в настоящем?

Представитель камнеобрабатывающей отрасли Искендер Жолчубаев отметил:

«Отрасль имеет экспортно-импортный характер, более 70% продукции идет на продажу за рубеж. Но в связи с кризисом пока отмечаем снижение объемов продаж и темпов развития. Это новый вызов. Надеемся на помощь USAID и экспертного сообщества».

Сегодня в нашей стране — всего 10-15 компаний по добыче декоративного камня для строительства, в основном это уникальное по качеству месторождение Сарыташ в Узгенском районе. Еще одна компания в г. Токмоке добывает и обрабатывает гранит. Около 40-50 предприятий-обработчиков камня находятся в Оше и Джалал-Абаде, несколько фирм — в Бишкеке и Чуйском регионе.
Между тем нашей стране есть чем удивить и собственную строительную отрасль, и соседние страны — Казахстан, Россию, да и других. К примеру, это красивый розовый отделочный камень травертин, из которого изготавливают плитку, балясины и стойки для балконов и лестниц. Годовое производство плитки оценивается примерно в полтора миллиона кв. м, а экспорт изделий из травертина в потенциале — до 30 млн. долларов в год! Кроме того, в 2015 году за год в Кыргызстане добыли, по предварительным данным, около 300 тысяч кубометров гранита — традиционного отделочного камня, прочного и долговечного.

Для того чтобы защитить интересы отечественных инвесторов, считают камнеобработчики, нужны новые законодательные инициативы, препятствование новым законам, которые противоречат интересам развития отрасли. Необходим, как раньше уже упоминалось, диалог с правительством и парламентом, общественностью и СМИ.

Камнеобработчики предлагают создать ассоциацию камнерезных предприятий, для чего необходима образовательная подготовка производителей отрасли по выполнению техрегламентов и других стандартов качества для стран ЕАЭС. Опять же встает вопрос улучшения технологий производства для снижения себестоимости продукции. Обязательно нужны программы обмена технологиями по перспективным, новым направлениям. Это должно, по идее сторонников ассоциации камнерезов, привлечь новых клиентов при изучении внутреннего и внешних рынков. Для этого следует разработать и внедрить маркетинговую стратегию, разработать и запустить (при необходимости) новый бренд, устанавливать контакты с зарубежными партнерами, участвуя во внутренних и внешних выставках. Не лишней будет и организация постоянно действующего выставочного павильона. Да и рекламная кампания на страницах СМИ и в Интернете очень нужна.

По мнению Тимура Гайнанова, представителя проекта USAID,

«в погоне за дешевизной при госзаказах стремятся купить самые дешевые стройматериалы с очень коротким сроком эксплуатации. Что мы получаем в результате? Брусчатку, которая выдерживает от силы 2-3 года, хотя затраты на ее укладку были немалыми. Получается, сэкономив на стоимости материалов, вынуждены повторять работы еще и еще вместо того, чтобы купить брусчатку лучшего качества, путь и дороже, но на десятилетия. (вспомним Красную площадь в Москве — брусчатка на века! — Прим. Е. М.) К примеру, во Фрунзе на всех улицах лежал бордюрный камень из красного гранита, который служил бы веками. Однако после реконструкции городских дорог все они, кроме немногочисленных оставшихся в самом центре, на улице Советской, были заменены на бетонные, которые приходится часто менять».

В планах Ассоциации камнедобытчиков и камнерезов на 2016 год — объединение всех без исключения фирм в одну ассоциацию,   изучение новых рынков сбыта и продвижение кыргызского камня, повышение качества товара при снижении себестоимости, разработка новой маркетинговой политики, повышение качества управления производством. В перспективе у членов ассоциации планы   амбициозные — выход на рынки стран Персидского залива, укрепление позиций на действующих сегодня рынках России и Казахстана, налаживание контактов с бизнес-сообществами и госорганами этих стран напрямую (без посредников). И эта ассоциация также не видит будущего отрасли без привлечения международных консультантов.

Кто, почему и куда убрал с улиц гранитные бордюры?Резюмируя вышесказанное, хочется добавить: все это и ранее высказывалось. Но сейчас жизнь сама заставит ускорить реализацию планов, поскольку членство Кыргызстана в ЕАЭС имеет не только плюсы, но и минусы. И среди последних — неудачная политика сидеть на берегу моря и ждать хорошей погоды. Сидеть и ждать стало некогда уже позавчера! И кому, как не бизнесу, знать это лучше остальных членов сообщества Кыргызстана.

И еще вдогонку. Сразу два вопроса возникли у автора этой статьи к концу вышеописанной дискуссии по развитию отрасли стройматериалов. Во-первых, почему все без исключения спикеры уповают в обязательном порядке на то, что следует привлекать международных экспертов, которые приедут, оценят состояние отрасли и выдадут свои рекомендации? (Замечу, за очень большие гонорары. Еще раз замечу: в нашей бедной стране). Но  не факт, что эти эксперты смогут вникнуть во внутренние проблемы лучше отечественных знатоков горнодобычи, которых в нашем отечестве хватает. Также вовсе не очевидно, что рекомендации заморских экспертов станут тем спасательным кругом, которого ждут представители отрасли стройматериалов.

Напомню, что в конце января премьер-министр кыргызского кабмина, выступая перед горнопромышленниками и студентами в Горном институте, неоднократно отмечал, что следует не уповать на зарубежных знатоков, а привлекать собственные кадры экспертов. А они есть! К тому же не секрет, что за 25 лет независимости в Кыргызстане перебывала, наверно, не одна сотня таких экспертов, но в большинстве случаев их рекомендации не помогли никому. Даже в ходе этой дискуссии один из спикеров упомянул о привлечении когда-то турецких консультантов (естественно, не задешево), рекомендации которых не пригодились вообще.

А во-вторых, у меня, как у вероятного потребителя продукции строительной отрасли, возник вопрос относительно стагнации рынка жилья и стройматериалов: а продавать ПОДЕШЕВЛЕ не пробовали?! Ведь один из законов рынка гласит: затраченные деньги должны работать и приносить прибыль. Если же не снижать цены, то деньги заморожены в созданных ценностях. А повсеместно выстроенные, но не проданные квартиры потихоньку ветшают. Значит, потом, при активизации рынка жилья (наступит же она когда-то?), их еще придется ремонтировать, доводить до кондиции, тратить дополнительные деньги, поскольку скупой, как известно, всегда платит не один раз.

Елена МЕШКОВА.
Фото предоставлены МДС.






Добавить комментарий