Main Menu

Бизнес-леди: проблем больше, чем у мужчин. В чем причина?

Бизнес-леди: проблем больше, чем у мужчин. В чем причина?

Малыми и средними предприятиями занимаются у нас в основном представительницы прекрасного пола. Их количество увеличивается с каждым годом. Если в 2010 году женщины составляли 34% от общего количества бизнесменов, то сегодня это число выросло до 48%. По активности предпринимательницы лидируют в селах и малых городах.

…Мыскал Арстанова живет в селе Караол Узгенского района Ошской области, трудится в кооперативе «Жаныланды», который сама и организовала. В цехах обрели работу 24 женщины. Они шьют матрацы, жуурканы, изготавливают из войлока килемы, коврики, сумки и другие сувениры, пекут булочки и различные кондитерские изделия. Всю продукцию продают на рынке в Узгене, обеспечивая свои семьи.

— Наши швеи прошли обучение на тренингах, организованных программой Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) «Содействие устойчивому экономическому развитию Кыргызстана». Пройдя курсы, члены нашего кооператива поняли, как нужно развиваться дальше. В Узгене мы нашли доноров, которые выделили нам гранты на покупку необходимой техники. Я поняла: только в наших руках изменить ситуацию к лучшему. Если это делать всем вместе, помогать друг другу, не уставать учиться новому в любом возрасте, можно достигнуть многого, — делится своими мыслями Мыскал.

В нарынском кооперативе «Ай-Тилек» трудятся более десяти женщин. Они признаются, что, столкнувшись с безработицей, безденежьем, обладая недостаточной квалификацией для устройства на работу, неожиданно для себя нашли сферу, в которой можно профессионально расти и неплохо зарабатывать на жизнь. С благодарностью вспоминают Бурулкан Тологонову, которая семь лет назад собрала своих соседок и обучила рукоделию, работе с войлоком, вышиванию, изготовлению поделок. Сегодня члены кооператива свою работу демонстрируют на международных выставках, включая европейские страны.

— Я никому не отказываю в помощи, обучаю, поддерживаю, нахожу работу, приносящую неплохие деньги, — говорит Б. Тологонова. — Хочу, чтобы наш прекрасный Кыргызстан знали за рубежом как страну с богатой кочевой культурой и историей.

По словам менеджера проекта «Развитие женского предпринимательства» Нурлана Атаканова (Минэкономразвития), лишь 19% бизнес-леди имеют высшее образование, 13% — окончили профтехучилища, подавляющее количество женщин — безработные. Возраст вставших за руль управления соотечественниц — 36-55 лет, большинство (70%) замужем, имеют от трех до пяти детей. Доходность их бизнеса — выше среднего.

Многие имеют свои магазины, швейные или кондитерские цеха, хлебопекарни. А вот Эльмира Махеева и Мээрбан Юлдашева, которые проживают в Джалал-Абадской области, не оканчивали ни техникумы, ни училища. Им просто всегда нравилось готовить для семьи, родных или гостей. Узнав, что в открывшийся детский сад нужны повара, женщины решили совместить приятное с полезным и приступили к работе.

Но готовка дома или на 100 человек — разные вещи: здесь необходимы знания, опыт, чтобы меню получилось не только вкусным, но и разнообразным. После занятий с тренерами GIZ женщины подошли к приготовлению еды с профессиональной точки зрения. Они стали применять кулинарные тонкости, узнали рецепты новых блюд. Теперь радуют детишек в садике вкусными завтраками, обедами и полдниками.

— Исследование проводили в Иссык-Кульской долине, — рассказывает Н. Атаканов, — мы хотели понять, почему прекрасному полу приходится труднее, чем мужчинам. В чем разница? Ведь не секрет, что женщины тратят больше финансов и времени на свой бизнес, да и к кредитам у них ограничен доступ. При отсутствии государственной поддержки бизнес-леди предпочитают по старинке занимать у знакомых.

Наш проект реализуется на грантовые средства японского Фонда сокращения бедности, администрирует который Азиатский банк развития. Вклад правительства Кыргызстана и местных сообществ составляет $70 тысяч (общая стоимость проекта — $1 820 000). Мы планируем увеличить трудоустроенность женщин к 2018 году как минимум в полтора раза, устранить существующий разрыв в питании между домохозяйствами с низким и средним уровнями доходов (сегодня минимальный годовой доход — от $2 тысяч). Ожидаем, что не менее 5% женщин-предпринимателей, прошедших обучение в рамках проекта, откроют свои сберегательные счета.

Бизнес-леди: проблем больше, чем у мужчин. В чем причина?Особое внимание обращаем на предоставление женщинам новых финансовых услуг. Таких как, к примеру, беззалоговые кредиты под складские расписки. Несмотря на увеличение объемов кредитования сельского хозяйства со стороны банков и микрофинансовых компаний, а также субсидирование процентных ставок правительством, стоимость получения заемных средств остается высокой, особенно для малых фермерских хозяйств.

Банки неохотно работают с сельчанами из-за многочисленных рисков, связанных с капризами погоды, непредсказуемостью поведения потребительских рынков. Складские расписки позволяют взять кредит под залог товарно-материальных ценностей, к примеру, сельхозпродукции. Она сдается на склад, а выдаваемая складская расписка служит залогом для получения банковского кредита. Это своеобразная трехсторонняя сделка между банком, заемщиком и владельцем склада. Преимущество в том, что у фермеров появляется возможность получить деньги для оборотного капитала, не продавая за гроши с таким трудом выращенное на полях — картофель, капусту, овощи, бахчевые и другие культуры.

А реализовать урожай можно в любое удобное время, что предоставляет возможность самим сельхозпроизводителям устанавливать более гибкие, выгодные для себя цены.

По словам Нурлана Атаканова, оценка эффективности применения этого финансового инструмента позволит правительству распространить займы под складские расписки по всей территории республики.

Бизнес-леди: проблем больше, чем у мужчин. В чем причина?Проект «Развитие женского предпринимательства» поддержит также женщин, занимающихся переработкой сельхозсырья, разбивкой садов, производством текстиля, выпускающих ювелирные украшения, строящих тепличные и парниковые хозяйства, а также тружениц общественного питания.

Краткосрочные целевые кредиты предусмотрены для тех, кто занимается гостиничным бизнесом, чтобы дать возможность подготовиться к предстоящему туристическому сезону. Пройдет несколько весенних месяцев — и, как всегда, гостеприимно распахнут двери юрточные городки нашей республики, любимые туристами, особенно из дальнего зарубежья.

Что заставляет наших женщин нести тяжелое бремя бизнеса? В процессе опроса иссыккульские предпринимательницы дали такие ответы: «Необходимость содержать семью, учить детей», «Хочу быть хозяйкой своей судьбы, не зависеть от мужа». Четверть респондентов заявила, что принимает стратегические решения на своем предприятии, справляется с возникающими проблемами самостоятельно, не прибегая к помощи сильного пола.

Галина ЛУНЕВА.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий