Main Menu

Финансовый руль — в руки МСУ От пассивности местных парламентариев страдает казна

Чтобы увеличить доходы муниципалитетов, правительство разрешило депутатам местных кенешей втрое увеличить ставку базового земельного налога на сельхозяйственные угодья. Однако бума не последовало. Парламентарии местного уровня, хотя и представляют законодательную ветвь власти, не торопятся идти на столь непопулярные меры.  Как отнесутся к такому шагу мои соотечественники, живущие буквально рядом — словно вопрошают народные избранники. А о том, что при этом значительно вырастет казна сельской управы, большинство депутатов не задумывается.

В Министерстве финансов провели анализ межбюджетных отношений, опираясь на Национальную стратегию децентрализации (2002-2010 гг.) и закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления». Получилась следующая картина: в 2007 году, когда сократили областные и районные бюджеты, перешли на двухуровневый, рост собственных доходов МСУ подскочил аж на треть, а объем выравнивающих грантов из республиканского бюджета уменьшился более чем на 75%. Успех! Девятнадцать айыльных аймаков перестали считаться дотационными. Предстояло закрепить источники региональных доходов, запретить забирать деньги из местных бюджетов в республиканский.
Однако, когда в следующем 2008 году вернулись к формированию районных бюджетов, чтобы через них распределять деньги из общей государственной казны, количество аймаков, живущих на дотации, увеличилось с 320 до 393, теперь они стабильно просят помощи. Выросли объемы гарантийного финансового покрытия минимальных расходов сельских управ: с 141,1 до 948,8 млн. сомов. Пришлось государству раскошелиться, ничего не поделаешь.
Чтобы избежать банкротства ряда айыл окмоту, правительство вынуждено было пересмотреть налоговую политику, отрегулировать нормативы расщепления налоговых поступлений в местную казну. С сентября текущего года выведут из местных доходов категориальные гранты. Без их учета в местные бюджеты передадут деньги на реконструкцию внутренних дорог, компенсируют выросшие электрические и тепловые тарифы населению, увеличат зарплаты учителям.
По словам специалиста по межбюджетным отношениям Института политики развития Назиры Тюлюндиевой, новые принципы межбюджетных отношений основываются на пересмотре условий предоставления финансовой помощи органам МСУ, изменении механизма распределения стимулирующих грантов, увеличении доходных статей местных бюджетов. Основы реформирования заложены в проекте концепции дальнейшего развития межбюджетных отношений на период 2016-2019 гг.
Так, если раньше государственные трансферты составляли более 60% в доходах местных бюджетов, а в некоторых аймаках они доходили до 90%, то есть занимали львиную долю в жизнеобеспечении сообществ, то в прошлом году муниципалитеты получили, кроме перечисленных выше тарифных компенсаций, казенные деньги на приобретение угля — 215 млн. сомов. Отныне категорийные гранты исключены из системы трансфертов, нормативы расщепления налогов растут в сторону увеличения доли МСУ. Передаваемые государством денежные средства из центра на местный уровень заметно сокращены, усовершенствован порядок расчета выравнивающего гранта.

ШАГ ВПЕРЕД

     В республике в текущем году введен новый порядок получения стимулирующих грантов. Они увеличились в сравнении с предыдущим таким же периодом до 830 млн. сомов (в 2014-м составляли 396 млн. в национальной валюте). Отдельные виды налогов собирать поручили органам МСУ, создаются фонды развития регионов. Есть и негативные тенденции проводимой реформы: замедлился рост собственных доходов местных бюджетов, денег в ряде айыльных аймаков катастрофически не хватает и, главное, количество дотационных айыл окмоту по-прежнему зашкаливает, их на сегодняшний день 363, или 80% от общего числа муниципалитетов.
Во многих не создан единый реестр налогоплательщиков. Сборами денег занимаются налоговые инспекторы, а руководители МСУ никак не влияют на объем платежей, остаются безучастными, в то время как правительство рассчитывает на их инициативу, предприимчивость в расширении налогооблагаемой базы. Какая уж тут самостоятельность? Из чего прогнозировать местный бюджет развития?
Решение проблем финансовой децентрализации эксперты видят в повышении эффективности бюджетного процесса, квалификации управленцев, хорошей работе глав МСУ, рассчитанной на получение конкретного результата. В настоящее время у сельских управ слабая мотивация к поиску собственных источников доходов, к тому же среднесрочный прогнозный бюджет не отражает перспектив местной экономики.
Нет расчетов, конкретных показателей — на достижение каких результатов ориентироваться органам МСУ в ближайшие три года, как собирать деньги от выдачи патентов. Не пользуются своими законными полномочиями руководители муниципалитетов, от этого сами же страдают, пытаясь благоустроить, озеленить свои села и малые города, провести уличное освещение.
При расчете выравнивающих грантов не предусмотрены средства на коммунальные услуги муниципалитетов. Следовало бы повысить нормативы отчислений подоходного налога при его расщеплении в местную казну. Этот вид налогообложения в развитых странах считается главным в пополнении муниципального бюджета, а не земельный, как у нас. К тому же рост объемов подоходного налога наилучшим образом показывает, сколько рабочих мест создано в том или ином аймаке. А это означает, что определенное количество наших соотечественников, проживающих на периферии, в трудных горных условиях, вышли из категории бедных, имеют стабильную работу, строят планы на будущее.

Галина ЛУНЕВА. 

 






Добавить комментарий