Main Menu

СРАЗИТЬ БЕЗЗАКОНИЕ, АЛЧНОСТЬ И ЛЕНЬ!

«Клятва»,  согласно Толковому словарю русского языка,  — «торжественное обещание», «обязательство». Известны такие клятвы: в верности  при заключении брака, Гиппократа, воинские и судейские присяги. Это святые высоконравственные обязательства перед другими людьми, обществом, государством.

Эти клятвы сохранили свою значимость и в наше время. Их нарушение воспринимается не только как проявление бесчестия, безнравственности, невежества, но и как большой грех. Однако нередко и порядочные люди дают различные клятвы бандитам, ворам, мерзавцам  и прочим негодяям. Иногда вынужденно, в безвыходном положении,  как, например, поступил Иван Сусанин, чтобы  погубить врага и спасти от беды  родных, друзей, близких, любимую Родину. Они погибают, принося себя  в жертву. А трусливые подлые люди легко клянутся  с  целью  лишь спасти свою шкуру, не задумываясь о судьбе окружающих.
Во все века клятва в межчеловеческих, межрегиональных отношениях играла свою роль. Она присутствовала даже  в межгосударственных отношениях. К сожалению, ныне этой теме не уделяется серьезного внимания. А жаль!
Придя к власти, президент на Конституции клянется служить народу, чтить и не нарушать законы. И что же? После инаугурации у него вдруг напрочь отшибает память. Едва ли не с первых дней правления он начинает попирать Основной закон и выискивать лазейки для расширения и упрочения своих полномочий. Его действия зеркально отражаются на подданных — министры сплошь нарушают клятву, данную ими при  вступлении в должность.
Естественно, не смогу привести ни один пример  привлечения к ответственности  государственного служащего за нарушение клятвы. Или хотя бы кого-то лишили премии, оштрафовали, понизили в должности, сняли с работы, посадили в тюрьму? Никого. Даже двух президентов изгнали из страны за коррупцию, воровство, злоупотребление должностным положением и другие преступления, но не обвинили в нарушении клятвы!
Между тем  в нашей Конституции и законе о выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша имеется норма о клятве. Без ее личного публичного  оглашения избранные народом президент и депутаты (а еще назначенные на должность судьи без принесения присяги) не могут приступить к своим обязанностям. Но мало кого задевает то обстоятельство, что давшие клятву забыли о скромности, патриотизме, честности, заповедях Манаса, устраивают публичные драки и склоки,  выгораживают уголовников, развивают коррупцию, второпях обсуждают и принимают законы, сами легко их преступают, а не принесшие присягу судьи  выносят приговоры и решения.
Может быть, вообще упразднить обязанность госчиновников клясться перед народом? Что толку от присяги судей, если они безнаказанно выносят неправосудные судебные акты? Проанализировав ситуацию, я неожиданно пришел к выводу, что клятвопреступление часто имеет место из-за ее слабого, не берущего за душу содержания. Она, как правило, изложена казенными, дежурными словами, суконным языком, хотя произносится с приложением руки к святая святых — Конституции, Корану. Эта церемония стала формальным ритуалом.
Не потому ли   довольно большое число верующих в Бога, читающих суры и соблюдающих намаз открыто  и цинично грабят народ, ради прибыли, денег расправляются с близкими, бросают жен и детей, участвуют в наркообороте, коррупции, политической проституции.
Говорят,  опыт Кыргызстана, как в условиях  современной демократии надо избавляться от грабителей — вечных правителей, переняли многие страны Ближнего Востока и Северной Африки.  Давайте подадим еще один пример.  Предлагаю начать исправление ситуации с изменения содержания клятвы для всех без исключения  госчиновников. Это не потребует бюджетных  средств.
Объявим конкурс на клятву госчиновников. Три лучших варианта предложим Президенту, парламенту, правительству. Пусть они утвердят наиболее понравившийся. Важно, чтобы каждая буква клятвы волновала сознание, душу и сердце чиновника, по-настоящему  страшила за обман, лицемерие, ложь, возлагала на него высочайшую  ответственность и указывала на конкретную  тяжелую неизбежную  кару, меру ответственности  за преступление закона и предательство своего народа.
Такая клятва с добровольной подписью чиновника должна лежать в его личном деле; набранная крупным шрифтом и обращенная к посетителю — на его письменном столе. Думаете, не проймет, не возымеет действие?
Могу рассказать немало случаев, когда данные и исполненные клятвы предотвращали, останавливали казни, войны, кровопролития, сохраняли мир, покой, семьи, делали людей счастливыми и уверенными. И, наоборот, к каким катастрофам приводило клятвопреступление.
Но все же призываю поддержать тему значения клятвы в жизни страны. И в продолжение ее предлагаю вниманию читателей две клятвы из кыргызского фольклора  и эпоса  «Манас»  в моем смысловом переводе (не считаю, что клятва должна обязательно излагаться в стихах).
Из кыргызского фольклора:
Канча жыл чындык табылбай,
Кыйналып турган калкым бар.
Кутултам деген азаптан,
Жигиттик ушул антым бар.
Из кыргызского эпоса «Манас»:
Антымдан жансам мен эгер,
Тобосу ачык кок урсун!
Тобосу туюк кор урсун!
Тошу туктуу жер урсун!

Мой вариант:
Сколько лет мой народ
тщетно правду искал?!
Верил, трудился, страдал,
погибал.
Народу клянусь:
«Отведу я беду!
Дорогами чести я власть
поведу!».
Не может быть счастлив
аил мой и род,
Коль в острой нужде
Кыргызстана народ!!!
Сражу беззаконие, алчность
и лень!
Чтоб люди поверили
в завтрашний день!
Но если не выполню
клятву свою,
Честь предков и землю свою
посрамлю,
Пусть громом меня
проклянут небеса,
И горы, и дети, друзей голоса!
В яме бездонной мой прах
пусть сгниет!
Кыргызов страна без меня
пусть цветет!

М. КОРСУНСКИЙ.






Добавить комментарий