Main Menu

В ногу со временем. Пластиковая карточка равна деньгам

XXI век вошел в отечественную и зарубежную историю как эпоха развития и внедрения высоких технологий во всех областях экономики, усложнения взаимосвязей и повышения взаимозависимости ряда стран. Наибольшему влиянию подверглась сфера финансовых отношений. 

Одними из основных приоритетов экономической политики в Кыргызстане являются борьба с теневой экономикой и переход к безналичным способам оплаты. К слову, многочисленные исследования, проведенные в разных регионах мира, позволяют сделать вывод о том, что рост объемов безналичных платежей обеспечивает государствам ощутимые экономические выгоды. Это обусловлено главным образом тем, что они менее затратные: не нужно тратить средства на печать, разрабатывать, распространять и хранить бумажные деньги, а также обрабатывать операции с наличными на уровне как банков, так и предприятий розничной продажи. Такие платежи упрощают процесс торговли, повышают качество финансового посредничества, что облегчает доступ к средствам и тем самым способствует увеличению объема транзакций.

Сегодня согласно выполнению госпрограммы мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей 80% сотрудников бюджетных учреждений, кроме отдаленных регионов страны, получают заработную плату через банковские карты. И всего 28,5% пенсионеров страны используют индивидуальные счета для начисления пенсии. «На безналичную выплату государственных пособий, денежных компенсаций через счета в коммерческих банках перешли 7 тыс. 131 человек, которым перечислили 69 млн. 211,8 тыс. сомов, что составляет 4,25% от общей суммы выплат. Таким образом, экономия средств составила 578,2 тыс. сомов. Кроме того, оплата 40% платежей в бюджет, таких, как налоговые, таможенные, в Социальный фонд, перечисляется с банковских счетов плательщиков.

А с начала ноября 2013 года установлены пос-терминалы на патрульных автомашинах ДПС для оплаты штрафов банковскими платежными картами за нарушение правил дорожного движения. Стоит отметить, что общее количество карт покрывает только 7% потенциальных держателей», — заявила в ходе презентации «Социально-экономический эффект и риски от внедрения безналичной формы платежей и расчетов в Кыргызстане» на «круглом столе» эксперт Национального института стратегических исследований Айгуль Бакесариева.

По ее словам, основные барьеры в развитии современной системы — это непонимание преимуществ, которые дают банковские услуги и карточные платежи, проблемы безопасности и доверия, отсутствие стимулов к использованию карт и наследие экономики, ориентированной на наличность. «Многочисленные примеры из международного опыта демонстрируют различные варианты  решения задачи эффективного увеличения объема электронных платежей. Эти подходы варьируются от прямого вмешательства государства и регулирующих органов до инициатив, направленных на стимулирование банков, предприятий, потребителей и торговых точек», — заявила эксперт.

В ходе «круглого стола» было презентовано еще одно исследование «Создание международного финансового центра в Кыргызстане». Согласно отчету, данная инициатива привлечет иностранные инвестиции для развития банковского финансового рынка и будет стимулировать экономический рост. Для создания центра у Кыргызстана есть все предпосылки. Но не стоит забывать и о том, что на сегодня в стране слабо развита банковская система в абсолютных и относительных величинах. Значительная часть денежных поступлений из-за рубежа достаточно быстро тратится на текущее потребление местными жителями. Кроме этого, банки страны не могут в полной мере привлечь на вклады ту часть средств, которая все же сберегается гражданами.

Слаба способность аккумулировать денежные трансферты мигрантов, являющиеся основным генератором валютных ресурсов страны. «Для улучшения конкурентного преимущества Кыргызстана и создания предпосылок для формирования на его территории международного финансового центра необходимо стимулировать мобилизацию ресурсов от переводов трудовых мигрантов через внедрение розничных инструментов, например, ценных бумаг с плавающей процентной ставкой, привязанной к инфляции. Продолжить и усилить меры по повышению прозрачности и подотчетности государственных органов для борьбы с коррупцией, для этого можно принять отдельное решение правительства по обязательному опубликованию на веб-сайтах госорганов всей отчетности и документации, связанных с деятельностью организации. Внедрить программу по повышению финансовой, инвестиционной грамотности населения и предусмотреть меры по улучшению разрешения коммерческих споров при проведении судебной реформы, а также обеспечения независимости судов. Стоит улучшить процедуру ликвидации и реорганизации предприятий, предусмотреть соответствующие аспекты реформы судебной системы, например, сроки рассмотрения дел в судах. Изучить возможности дальнейшего снижения тарифных и нетарифных барьеров для развития внешней торговли. Пересмотреть требования по инвестированию пенсионных вкладов или предоставить гражданам право самим выбирать, в какой пенсионный фонд осуществлять обязательные страховые отчисления», — сказал во время презентации своего исследования о создании МФЦ в Кыргызстане эксперт НИИ Бакытбек Сатыбеков.

В свою очередь президент объединения юридических лиц «Союз банков Кыргызстана» Анвар Абдраев поддержал данную инициативу и заявил, что для международного финансового центра не надо учреждать специальный институт, а следует создать правовое поле. «К примеру, в Казахстане для создания МФЦ были приняты законы, а у Кыргызстана весьма хорошее правовое поле, где можно работать без принятия нормативных актов. В истории банковского рынка республики были удачные моменты, когда практически одновременно вошли 5 казахстанских банков и несколько российских. У нас есть очень хорошие предпосылки для того, чтобы стать финансовым центром всей Центральной Азии», — отметил Анвар Абдраев и добавил, что основными проблемами в реализации проекта являются отсутствие верховенства закона и политическая нестабильность в стране.

Ирина КОВШОВА. 







Добавить комментарий