Main Menu

Образование — реформы в разгаре

Реформа в системе образования Кыргызстана сегодня имеет устойчивый характер. Министерство не меняет ее направления, и  все совершенствования происходят в рамках устойчивого плана действий по реализации Стратегии образования до 2020 года, заявил журналистам глава образовательного ведомства К. Садыков.

Подводя итоги  деятельности Министерства образования и науки за 9 месяцев текущего года, он отметил, что в этом году реализованы соответствующие мероприятия по разным уровням образования, начиная от дошкольного и заканчивая высшим. Это позволило заметно продвинуть часть вопросов по устойчивому развитию системы образования.

За счет того, что смогли выработать четкую программу действий по реформе образования, заметил министр, получена широкая грантовая поддержка Евросоюза и Всемирного банка. В прошедшем июле заключен меморандум между представителями ЕС и КР о выделении на  реформу 17 млн. евро, а сейчас в правительстве идет обсуждение ее поддержки  Всемирным банком в размере 16, 5 млн. долларов. Она начнет действовать с 2014 года. Со стороны Евросоюза уже получен транш в 3 млн. евро, которые попали в бюджет республики для поддержки общей бюджетной политики. Министерство надеется, что эти средства будут направлены на реформирование образования.

В республике утверждена Концепция воспитания школьников. Министр отметил, что эта проблема стала одной из самых острых и труднорешаемых, поскольку учебные заведения не единственное или даже главное место в жизни учащихся. В Концепции определены основные направления и принципы воспитательной деятельности. Министерство получило поддержку по всем позициям этой концепции, связанной с единой школьной формой, вопросами экологического, межэтнического и патриотического воспитания. Для искоренения рэкета и других правонарушений в школах проводится работа в формате Закона «О профилактике правонарушений». Как заметил министр, за всеми школами закреплены инспекторы ИДН, открыто 1 550 кабинетов профилактики. Проведены выездные заседания совместно с представителями правительства в Иссык-Кульской области и точечные выезды в конкретные школы, где состоялись встречи с коллективами педагогов и учащихся. Сейчас, отметил К. Садыков, вырабатывается конкретный план действий по реализации концепции, он начнет внедряться с 2014 года.

В беседе с прессой К. Садыков сообщил, что в республике улучшается положение с охватом детей дошкольным образованием. Например, к 2020 году планируется вдвое увеличить количество мест в детсадах разных типов. В 2010-м их посещало менее 10% дошколят. Сейчас этот показатель достиг 15,4%, но этого количества явно недостаточно. К. Садыков сообщил, что в Стратегии образования и плане действий по ее реализации обозначено ежегодное увеличение процента охвата, число детсадов к 2020 году планируется увеличить до 34-35%. Он напомнил, что в 2012-2013 годах  240-часовой обучающей программой дошкольной подготовки в подготовительных классах при школах было охвачено почти 100% детей.

Для этого внедрено более 150 учебно-методических пособий и игровых материалов. Для реализации программы предшкольной подготовки удалось подготовить и обучить более трех тысяч учителей. Они получали заработную плату за счет бюджетных средств. В ближайшее время министерство начнет апробацию 480-часовой обучающей программы дошкольной подготовки.  По словам К. Садыкова, 34 школы республики, которые имели пустующие площади, оптимизировали их, открыв дошкольные образовательные организации, что позволило дополнительно охватить дошкольным образованием еще    1 675 ребятишек.

Что касается школьного образования, самого масштабного  сектора, основная проблема в нем — обеспечение учебниками. Благодаря устойчивому финансированию и реализации  в республике достигнуто 73-процентное обеспечение  школьников учебной литературой. Работа в этом направлении продолжается.

Шла речь и о повышении заработной платы учителям. Министерство приняло в 2013 году решение об изменении постановления правительства, согласно которому увеличена предельная разрешительная нагрузка на учителей до 48 учебных часов, куда включена и внеклассная работа.  Это позволило улучшить положение с оплатой труда в школах.

Министерство, подчеркнул глава ведомства, намерено совершенствовать начатую деятельность в этом направлении и поставить перед правительством вопрос о повышении зарплаты педагогам за ведение воспитательной работы. Так, с 2014 года планируется ввести в школах штатную единицу психолога для работы  с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, чтобы предупреждать такие явления, как школьное насилие, суицид и другие проблемы. Министерство активизирует воспитательную работу в этом плане. В  2013 году августовский семинар для учителей рассмотрел именно вопрос тесной взаимосвязи воспитательного и учебного процессов.

Затронул он вопрос подготовки общеобразовательных учебных заведений к отопительному сезону. В новом учебном году потребность в твердом топливе составляет 79 240,1 тонны. На начало ноября заготовлено 65 867,3 тонны топлива, что составляет  84,6% от общей потребности. Из запланированных к ремонту  676 школьных котельных уже проведен ремонт  в 616. Важным вопросом является и школьное питание. По словам К. Садыкова,  на сегодня оно организовано для более 301 тысячи учеников 1-4-х классов в 2 205 школах, на что из республиканского бюджета  выделено 4 750 000 сомов. На питание одного ученика — 7 сомов, в отдаленных и горных районах — 10. В Бишкеке и Оше горкенеши из местного бюджета выделили по 14 сомов.

Важная проблема и оптимизации учебных планов как составной части реформы системы образования. Министр сообщил, что оптимизация базисного учебного плана (БУП) привела к экономии средств на  247 529,7 тысячи сомов. Эти деньги реинвестированы в систему образования и направлены на заработную плату учителям, проводившим курсы предшкольной подготовки детей по 240-часовой программе.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.        






Добавить комментарий