Main Menu

Инвестиции: сегодня и завтра

Речь пойдет о более эффективной работе денег в нашей стране — как государственных, так и частных, сложенных воедино для реализации национальных проектов, иными словами, для активного финансового сотрудничества бизнеса и правительства.
Расскажем о государственно-частном партнерстве, испытанном временем механизме, применяемом во всем мире для решения острых социальных проблем. Известно, что в бюджете любой страны, даже самой развитой, недостает средств на строительство дорог, школ, больниц, модернизацию производства, обновление жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Нужно сделать так, чтобы деловым людям стало выгодно инвестировать в инфраструктурные объекты.
Существующий в Кыргызстане закон о государственно-частном партнерстве оказался мертвым, неработающим. В Министерстве экономического регулирования подготовили изменения и дополнения в этот документ, четко определив взаимоотношения собственников, защиту их прав и меру ответственности. По словам начальника управления инвестиционной политики этого ведомства Кубата МУРЗАЕВА, поправки к закону рассмотрят в следующем месяце в Жогорку Кенеше.
Сегодня Кубат Мурзаев — гость «СК».

— Слышала, что у республики есть потенциальные инвесторы, готовые не только вложить средства в нашу экономику, но и взять на себя определенные обязательства за развитие и благополучие муниципалитетов, на чьей территории собираются работать.
— Да, уже есть компании, которые изъявили желание принять участие в реализации проектов ГЧП. Возьмем, к примеру, канадскую STANS ENERGY CORPATION. Она и созданные ею дочерние предприятия в Кыргызстане — ОсОО «Stans Energy KG» и ОсОО «Kutisay Mining» — концентрируют свою деятельность на изучении потенциала и отработке запасов редких, радиоактивных и редкоземельных металлов в Кыргызской Республике. STANS ENERGY CORPATION создана группой специалистов Канады, России и Кыргызстана для работы в горных и других отраслях стран СНГ.
Данная компания за время своей деятельности в Кыргызстане оказала финансовую и гуманитарную помощь малообеспеченным семьям, ветеранам ВОВ и пенсионерам, молодым студентам, а также другим лицам, остро нуждающимся в материальной поддержке.
При грамотном использовании механизмов ГЧП появляется реальная возможность снять нагрузку с бюджета, ускоренно модернизировать инфраструктуру, необходимую для диверсификации экономики. Расскажу подробнее о канадских инвесторах.
ОсОО «Stans Energy KG» — юридическое лицо, зарегистрированное в нашей республике. Фирма принадлежит единственному хозяину — канадской компании STANS ENERGY CORP. ОсОО «Kutisay Mining» тоже является кыргызстанским юридическим лицом, единственный участник которого — ОсОО «Stans Energy KG», зарегистрированное в соответствии с законодательством КР. Суммарные затраты обеих компаний на геологоразведку в нашей республике на 01.08.2011г. составили 200,0 млн. сомов. Так, проведение в прошлом году только предпроектных работ на редкоземельном месторождении Кутессай II и бериллиевом месторождении Калесай обошлось инвесторам в 16,43 млн. сомов.
— А сколько инвестиций планируется направить в разработку этих месторождений в нынешнем году ?
— На проектирование, инженерные изыскания, а также мониторинг окружающей среды планируется инвестировать не менее 25-30 млн. сомов.
В начале т.г. канадцы приобрели несколько цехов ОАО «Кыргызский химико-металлургический завод» на 5 500 000 долларов США.
Ожидаемые инвестиции на реализацию проекта по освоению месторождений Кутессай II и Калесай в ближайшие годы достигнут 500 млн. долл. США.
— Безусловно, такие компании, как STANS ENERGY CORPATION, крупные инвесторы на нашем рынке. Как собираетесь стимулировать приход в наш край других серьезных инвесторов?
— Необходимо повышать привлекательность инфраструктурных объектов для частников: улучшать инвестиционный климат в стране, снимать ограничения для бизнесменов в конкретных отраслях, определенных регионах.
Основная проблема социальной сферы — плохая инфраструктура, низкий уровень обеспеченности подъездными путями, дорогами, железнодорожным транспортом и т.д.
В условиях дефицита казенных денег перспективной схемой в осуществлении социальных проектов представляется строительство объектов за счет частных средств с последующим возмещением из бюджета инвестиционных и эксплуатационных затрат в пределах установленных нормативов на период обслуживания объекта.
Учитывая ограниченность институциональных ресурсов, считаю, что нам нужен пошаговый подход к развитию ГЧП — от простого к сложному. Другими словами, необходимо расширять сферы применения ГЧП. Начинать следует с самых простых схем, в которых риск минимальный. Затем постепенно переходить к более сложным вариантам через развитие институциональной системы, совершенствование законодательства. Нельзя не учитывать степень зрелости деловых людей. Можно с успехом использовать механизм ГЧП там, где требуются более сложные схемы согласования и софинансирования.
— Власти мало уделяют внимания полномасштабному развитию регионов. Бывая в служебных командировках, часто слышу от местных жителей претензии: люди говорят, что все инвестиции разворовываются в центре, до них ничего не доходит.
— Внедрять ГЧП в регионах следует от центра к периферии, то есть на начальном этапе планирование и реализацию совместных проектов осуществлять, основываясь на инвестиционной программе республиканского уровня, параллельно обучая местных специалистов.
Необходимо постоянное наращивание потенциала. Начинать надо с отрасли, в которой уже имеется опыт реализации ГЧП, постепенно расширять сферы применения государственно-частного партнерства в других отраслях по принципу «от пилотного к массовому». В каждой отрасли желательно реализовать пилотный проект. Критериями выбора объекта в качестве пилотного проекта могут быть масштаб/мощность (некрупный и не слишком мелкий),  наличие ясной институциональной схемы, отсутствие законодательных ограничений.
По мере повышения деловой активности на периферии нужно создавать региональные центры ГЧП, которые бы занимались сбором информации о насущных потребностях в том или ином муниципалитете, проводили бы для предпринимателей консультации, сопровождали государственно-частные проекты, помогая готовить технико-экономические обоснования. Необходимо также взаимодействовать с государственными органами, международными организациями, потенциальными инвесторами, привлекать их к реализации ГЧП-проектов.
Уже сегодня надо думать о создании гарантийного фонда проектов ГЧП, что, безусловно, будет только на руку инвесторам, успокоит их, придаст уверенности заемщикам, уменьшит стоимость кредитов, что соответственно снизит нагрузку на проект.
— При грамотном использовании механизмов ГЧП появляется реальная возможность снять нагрузку с бюджета, ведь так?
— Конечно, к тому же можно быстрее модернизировать инфраструктуру, необходимую для диверсификации нашей экономики. В этой связи нужна систематизация мер государственной поддержки и продвижения инструментов ГЧП при реализации проектов на местном уровне, особенно при строительстве объектов социальной и жилищно-коммунальной сфер.
Мировая практика показывает, что одним из реальных и эффективных инструментов обеспечения адекватной финансовой базы для создания, модернизации, содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры является механизм ГЧП. Его использование в реализации инвестиционных проектов можно рассматривать и как антикризисную меру, позволяющую расширить источники финансирования в условиях дефицита или ограниченности бюджета.
Внедрение государственно-частного партнерства подразделяется на несколько этапов. Сначала разрабатывается определенная политика, выявляются барьеры, препятствующие предпринимательству, их обязательно устраняют, а также углубляют и расширяют сферу применения ГЧП, то есть подготовка, внедрение и совершенствование.
Успешное развитие партнерства с бизнесом в Кыргызстане зависит от системного подхода к согласованному и взвешенному применению инструментов ГЧП.
Организационные мероприятия в рамках государственно-частного партнерства влекут за собой решение множества юридических, институциональных и экономических вопросов, включая создание или наделение соответствующими полномочиями государственных органов. Они-то и будут ответственны за реализацию программы развития ГЧП, формирование положительного общественного мнения о партнерстве.
Государство должно не только координировать этот процесс, но и всячески поддерживать сотрудничество с бизнесом, поощрять его.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий