Main Menu

ВЫГОДЫ ОТ НЕДР, КАК ИХ РАСПРЕДЕЛЯТЬ — между недропользователем и государством?

Это стало темой «круглого стола». Диалог инициировало Министерство экономики при поддержке проекта USAID-РЕФОРМА, а  к участию пригласили представителей госорганов, бизнес-сообществ, экспертов и юристов, имеющих опыт в сфере горнодобывающей индустрии.  Основная цель — выработать рекомендации в сфере налогообложения за природопользование.

Статс-секретарь Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам Наби Эшназаров подчеркнул, что налоговая политика в горнодобывающей сфере очень важна для всех заинтересованных сторон и  большинство государственных органов участвуют в ее разработке. Налоговые поступления от  этой отрасли  составляют сегодня не менее 24% доходной части бюджета. В 2011 году они достигли  7,5 млрд. сомов, а в 2012-м предположительно  8,5 млрд. сомов.
Авторы среднесрочной и долгосрочной стратегий  развития горнодобывающей отрасли намерены предложить налоговое послабление для инвесторов.  Об этом сообщил представитель Консорциума экспертов по ее разработке Р.Токтогул. Он отметил, что налоги с выручки менее привлекательны, чем налог на прибыль, поскольку не учитывают запросы инвесторов.  Стратегия планирует постепенно снижать налоги с выручки и осуществлять переход к налогу на прибыль. По его мнению, изменения могут  коснуться социальных выплат, производимых инвесторами. Сейчас они  должны перечислять определенную сумму на развитие и содержание местной инфраструктуры, а еще делать выплаты в социальный пакет. Необходимо оставить что-то одно, считает эксперт, поскольку такие отчисления  ложатся тяжелым бременем на инвестора.
В стратегии планируется ввести режим стабилизации для инвесторов. В частности, во второй статье Закона «Об инвестициях в Кыргызстане» говорится, что  в случае внесения изменений или дополнений в инвестиционное, налоговое и таможенное законодательство инвесторы в течение 10 лет с начала работы имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий. По словам эксперта, данная норма противоречит Налоговому кодексу, в частности, статье 298, которая гласит, что в случае внесения  изменений или дополнений в настоящий кодекс, предусматривающих увеличение налоговых ставок, пользователи недр имеют право уплачивать налоги по тому порядку, который действовал во время выдачи лицензий. Причем в течение срока действия такой лицензии, но не более 20 лет со дня ее выдачи. То есть, полагает специалист, налицо противоречие между статьями закона об инвестициях и Налоговым кодексом, разница составляет 10 лет. Этот парадокс нужно устранить, поскольку, приходя на рынок, инвесторы смотрят не столько на налоговое законодательство, сколько на гарантии его стабильности, отметил Р.Токтогул.
Руководитель Консорциума экспертов по разработке стратегии  Валентин Богдецкий подтвердил, что в сфере природопользования происходит ужесточение налоговой политики и похожая тенденция наблюдается во многих странах мира. Кыргызстан предпринимает ряд усилий, чтобы увеличить остаточную стоимость после разработки месторождения. У инвесторов требуют  нанимать местное население, вводятся квоты на экспорт и даже запрет на него. Так происходит не только в развивающихся странах, но и в  развитых  государствах, таких,  как Австралия, Канада, Норвегия.
Участники  обсуждения выработали рекомендации, которые будут учтены в Стратегии развития горнодобывающей отрасли. Ее проект сейчас активно разрабатывается Министерством экономики республики с участием экспертов и юристов, имеющих большой опыт деятельности  в горнодобывающей индустрии в рамках проекта  USAID-РЕФОРМА.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

 






Добавить комментарий