Main Menu

Ждете проверки? Тогда знайте…

В результате проведенных реформ в правительстве сокращено количество контролирующих органов — с 21 до 12. Часть инспекций осталась, а функции перешли в новые две крупные инспекции — по экологической и технической безопасности и по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Соответственно сокращено количество проводимых проверок, в итоге статистика девяти месяцев т. г. показала: они уменьшились в три раза (с 21 тыс. до 7,4 тыс. проверок).

В два раза сокращены сроки проведения плановых проверок. Ранее они длились 30 дней. Сейчас юридические лица проверяются в течение 15 рабочих дней, а индивидуальные предприниматели — пяти рабочих дней.
В текущем году при проведении плановых проверок внедрены такие нововведения, как критерии риска и проверочные листы. Что предусматривают критерии риска? Это отход от прежней системы "сплошных" проверок — ГКО будут проверять подконтрольные предприятия выборочно. Внедрение критериев риска позволит ГКО определить степень риска объектов и частоту проведения проверок.
Теперь они проводятся в зависимости от уровня риска: высокий риск — один раз в год. Но есть исключения, что продиктовано вопросами безопасности жизни и здоровья населения. Они предусмотрены для предприятий с высокой степенью риска в области санитарно-эпидемиологического, ветеринарного надзора и охраны окружающей среды, где проверки могут проводиться до четырех раз в год. Средний риск — проверяются один раз в 3 года. Низкий риск — раз в 5 лет. Данные уровни риска планируется определять на основе критериев риска, которые отличаются в зависимости от сферы, в которой специализируется то или иное предприятие. Теперь проверяющим предстоит уделять большое внимание объектам, которые представляют угрозу здоровью и жизни людей, экологии, а объекты с незначительным риском решено проверять реже.
Вводя критерии риска, преследуются две цели: государство сможет экономить свои затраты, сосредоточив  ресурсы (бюджетные и человеческие) на объектах, представляющих высокий риск: повышение безопасности и здоровья граждан.
Второе нововведение — это использование проверочных листов при проведении проверок. В них собраны все обязательные требования к объектам предпринимательской деятельности, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами. На сегодня все контролирующие органы утвердили и разместили на сайтах такие проверочные листы.
Все эти данные и разъяснения прозвучали в ходе "круглого стола" по обсуждению проблем в сфере проверок с участием представителей отдельных бизнес-структур и государственных контролирующих органов. В его ходе министр экономики Т. Сариев обратил внимание присутствующих на то, что проведение проверки возможно только при наличии проверочного листа, т. е., если инспектор пришел без предписания или без проверочного листа, либо без удостоверения, предприниматель вправе отказать в проведении проверки.
Что дает бизнесу и ГКО использование проверочных листов? Они позволяют инспекторам качественно проводить свою работу, помочь предпринимателям ознакомиться со всеми требованиями, которые предъявляются к его бизнесу со стороны ГКО. При использовании проверочных листов исключаются какие-либо отклонения от предмета проверки, обеспечивается прозрачность, осуществляется систематизация законодательных требований, заявил глава    Минэкономики.
Следует отметить, что с августа т.г. запущен официальный портал Министерства экономики по проверкам — www.proverka.kg, который представляет собой сочетание автоматизированной системы управления процессами проверок и информационного портала по вопросам проверок. По сути, это база данных по проверкам. На сайте размещена вся законодательная база в этой части, намечено здесь представить планы проверок на предстоящий квартал, уже подготовлены отчеты по проведенным проверкам, указаны все данные по ГКО и другая информация.
Любой предприниматель может зайти на этот сайт и получить информацию о том, какой ГКО, когда и кто именно придет к нему на проверку. В настоящее время приходится вводить большой массив данных буквально по каждому субъекту предпринимательства. Для начала в качестве пилота апробируются данные пока двух новых инспекций —   Госинспекции по экологической и технической безопасности и инспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности. Далее предполагается привлечь и другие ГКО. Скоро бизнес и ГКО в полной мере смогут ощутить эффективность данной электронной системы.
Участились заявления от бизнеса о том, что органы местной власти проводят проверки их хозяйственной деятельности. В Перечень ГКО, утвержденный постановлением ЖК, органы МСУ не включены, значит, они не могут рассматриваться в качестве органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства. Кроме того, в статье 18 Закона "О местном самоуправлении", где определен перечень вопросов местного значения, отсутствуют контрольно-надзорные полномочия органов МСУ.
Статьей 10 этого же закона определены полномочия органов МСУ, к которым отнесен контроль, но не надзор за деятельностью хозсубъектов по исполнению законодательства об охране окружающей среды, за использованием земли и природных ресурсов, соблюдением норм и правил градостроительства и архитектуры, санитарных норм, проведением экологических мероприятий.
В этом случае контроль осуществляется органами МСУ на основе наблюдения, а не способами вмешательства в хоздеятельность. При выявлении каких-либо фактов нарушения законодательства предпринимателями органы МСУ должны сообщать об этом в соответствующие ГКО. Указывая на такие факты, органы МСУ должны обязательно представить подтверждающие доказательства или документы. Для этого требуется отлаженное взаимодействие органов МСУ и ГКО, заключил
Т. Сариев.
Следует отметить, что министерство на протяжении ноября т.г. провело серию обучающих семинаров и пресс-конференций по северным и южным регионам для бизнеса и ГКО. Общественности рассказали о новых подходах и правилах в сфере проверок, о законности и правомочности проводимых проверок и т.д. В будущем году предполагается выпустить и распространить карманную брошюру для предпринимателей, где будут выдержки и разъяснения из законодательства о проверках.
Необходимо отметить тот факт, что бизнес, жалуясь на частые проверки, сам не стремится соблюдать все нормы и требования, установленные законодательством. Практика показывает, что отдельные предприниматели не соблюдают требуемые нормы и процедуры (пример — участившиеся случаи массовых отравлений, реализация некачественных, испорченных или просроченных продуктов питания и др.). Для этого следует повысить ответственность таких бизнесменов. Поэтому бизнес-ассоциации могли бы активнее разъяснять предприятиям их обязанности, тогда инспекторы будут проверять их один раз в 3 или 5 лет. Для получения консультаций и приема информации о незаконных проверках при Министерстве экономики открыта специальная горячая линия по телефону 624173.

Соб. инф.
Фото предоставлено пресс-службой Минэкономики.






Добавить комментарий