Main Menu

Крепче за баранку держись, шофер — Впервые автотранспортники собрались на свой форум

Он прошел торжественно и красочно, так как его приурочили к  профессиональному празднику  водителей и дорожников. Они съехались  в Бишкек  из всех уголков республики — люди рабочих профессий, трудяги, не  привыкшие  отдыхать. Звучала музыка, ветеранов и нынешних дальнобойщиков-водителей  тепло поздравили  депутаты Жогорку Кенеша, представители правительства,  международных и общественных организаций, таможенные брокеры, Национальный альянс бизнес-ассоциаций,  военный атташе  посольства США в Кыргызстане.

И было за  что: несмотря на  хаос, огромные трудности  первых  лет суверенитета страны,  отсутствие финансов и  поддержки со стороны государства,  транспортники выстояли,  сохранили  целую отрасль, более того, укрепили и расширили  торговые связи с зарубежными  государствами.
Сегодня  международный перевозчик — не просто водитель, он предприниматель, экспедитор, постоянно в пути, вдали от дома, в жару и стужу  его машина карабкается  по серпантину  крутых горных склонов и перевалов. Профессия связана с риском,  груз  необходимо доставить по назначению,  надо «развести»  многочисленных проверяющих,  предъявить все необходимые документы  на таможне. Это они, дальнобойщики, превратили нашу  тупиковую страну в транзитную,   приблизили к нам Китай и Германию, а также Турцию, Корею, Польшу, на своих стареньких КамАЗах доставляли стройматериалы в Афганистан.
Трудностей хоть отбавляй: вблизи высокогорных  перевалов нет логистических центров, где  водитель мог бы отдохнуть, перекусить; в случае поломки  бывает сложно  дождаться технической помощи. Страна намеревается присоединиться к Таможенному союзу, но   никто не исследовал  и не анализировал его последствия  для  международных  перевозок. Мы сильно отстаем от соседних стран по оснащенности  парком современных машин. Если не принять  меры на правительственном уровне, то скоро пересядем на брички.
Решение проблемы   председатель «Транс Альянс» Темирбек Шабданалиев  видит  в динамичном развитии  лизингового рынка.  В своем выступлении он затронул  важную тему:  недавний кризис  ТИР- корнетов ( TIR — документ,  гарантирующий «зеленый» свет  международным транзитным перевозкам), Кыргызстан   оказался в экономической блокаде, нужна альтернатива, нельзя зависеть от одной компании, выдающей  ТИР-корнеты.  Хорошо бы создать  независимую гарантийную  систему в пределах СНГ.
По словам Т. Шабданалиева, внутренний транспортный рынок нуждается  в  защите от иностранной экспансии,  необходимо также отрегулировать  прохождение через казахскую границу  тяжеловесов. У соседей  вес  машин ограничен 38 тоннами, а у нас — 48,5 тонны, из-за этого кыргызские перевозчики теряют клиентов, не могут  конкурировать на равных.
— Чиновники должны наконец осознать:  это  мы, перевозчики,  являемся пользователями  государственных услуг — какие нам требуются, те и  заказываем, а  сотрудники Минтранса  обязаны предоставить  нам их, а не создавать видимость бурной деятельности. К сожалению,  ни в одной правительственной программе  или стратегии   не нашлось места  автотранспортникам, хотя  в нашей горной стране автомобили перевозят львиную долю (97%)  грузов и пассажиров.
Т. Шабданалиев, который в транспортной отрасли долгие годы и хорошо известен  многим водителям,  критиковал  руководителей-непрофессионалов, явный крен  в сторону дорожников  в родном отраслевом ведомстве:  «Все бюджетные деньги направляются на ремонт автотрасс, а  перевозчики остаются один на один со своими проблемами, вынуждены выживать собственными силами, мы стали пасынками в собственном  министерстве,  —  с сожалением констатировал печальный факт  руководитель транспортного альянса. — В казне нет лишних денег, пора  передать часть  полномочий    частному сектору,  саморегулируемым бизнес-структурам. Мы готовы к переговорам, предлагаем Минтрансу подписать  меморандум  о сотрудничестве,  все возникающие проблемы решать сообща, вместе подготовить  среднесрочную стратегию развития отрасли на 15 лет».
Темирбек Шабданалиев привел в пример  ряд государств, в которых налоги собирают частные компании, причем весьма эффективно. Предложил помощь в борьбе с незаконными поборами на дорогах: «На всех транспортных коридорах  процветает коррупция, необходима серьезная работа».
Выступившая за ним  лидер Партии пенсионеров  Замира  Шабданалиева (не подумайте, что родственница, просто  однофамилица),  горячо поддержала  автоперевозчиков, обратив внимание на их преимущество перед госорганами:  члены транспортного альянса  в своих рядах объединили  25 юридических лиц и более 8 тысяч  водителей.
Форум закончился вручением  памятных подарков,  наград,  особо отличившимся повязали красивые красные ленты с надписью «Почетный перевозчик». Низкий поклон  ветеранам, которые своим трудом  создали  автотранспортные предприятия, действующие и ныне.
Редакции  «Слово Кыргызстана»  тоже вручили почетную грамоту  за «многолетнее плодотворное  сотрудничество, огромный вклад  в поднятие престижа транспортной отрасли».  Водители рассказали, что  частенько берут с собой в путь нашу газету, считают ее интересной.
Участники встречи солидарны в одном:  не только экономика, но и вся наша жизнь зависит от автотранспорта — вызываем ли к больному «скорую помощь» или  пулей летит   к возгоранию  пожарная машина, ежедневно провожаем детей в школу  или сами добираемся  на бусиках к месту работы.  И дальнобойщики,  и  простые водители заслуживают  более пристального внимания со стороны государства.
Пожелаем же им счастливого пути, безаварийных трасс и, как  поется в старой популярной песне, «пусть твой грузовик через бурю пробьется,  дотянет последнюю милю».  Верим: обязательно дотянет!

Галина ЛУНЕВА.

 






Добавить комментарий