Main Menu

Реформа госуправления. Передвигать старую мебель не имеет смысла

Живёт да живёт человек в своей квартире — год живёт, пять лет, десять, двадцать. Неустанными трудами обустраивает её на свой вкус и лад, покупает мебель, забивает ею все комнаты. И вот, кажется, всё — везде порядок, можно отдыхать и наслаждаться жизнью. Но тут появляется телевидение. Огромный ящик нигде не вписывается, его с огромным трудом ставят в зале, передвинув всю мебель, но он, как скала, всё равно не вписывается в интерьер старой мебели, не предназначенной для соседства с телевизором.

Потом неугомонные учёные придумали массу всяких бытовых приборов, начиная от стиральной машины-автомата и заканчивая микроволновками и другим современным кухонным оборудованием. Всё это хозяин пытается втиснуть в старую мебель на кухне, но, кроме её искорёженного вида, никакого удовольствия от внедрения новшеств научно-технического прогресса он не испытывает. И это еще не всё — под конец в квартиру заявляется компьютер со своим интернетом. А ему требуется особый стол с различными причиндалами, и опять хозяин начинает передвигать мебель, пытаясь высвободить пространство для компьютера. В конце концов, ландшафт квартиры становится похожим на сплошное нагромождение старой мебели и новшеств научно-технического прогресса, где, как говорится, не пройти, не проехать. Качество жизни в таком окружении становится с каждым годом всё хуже и хуже.
Вот так происходит и с управлением государством, если годами не реформировать его в соответствии с новыми требованиями времени. Старая управленческая «мебель» приходит в непреодолимое противоречие с новой жизнью, она становится препятствием на пути прогресса в жизни общества, не повышает благосостояния населения, не способствует росту экономики, её эффективности и усилению конкурентоспособности в мире. Уже тридцать лет Кыргызстан живёт самостоятельной жизнью, на улице рыночная экономика, новые технологии, сотовые телефоны, интернет и т. д. Всё кругом меняется так быстро, что только поспевай изменяться вместе с новой жизнью. Только система управления остаётся незыблемой, без существенных изменений все эти годы — и структура органов управления почти не изменилась с советской поры, и методы управления те же, что и тридцать-сорок лет назад. Были попытки реформировать управленческую систему республики — программы «Таза коом» и «Тундук» были направлены на это, да только где они? «Таза коом» канул в лету вместе со своим вдохновителем С. Исаковым, а «Тундук», образно выражаясь, накрылся «медным тазом», хотя и занимал призовые места в мировых рейтингах. Сейчас создали Министерство цифрового развития, призванного осовременить старую систему управления, но примет ли она его нововведения? Всё это время также не было недостатка в своеобразных административных реформах, выразившихся, в конце концов, в перестановках старых управленческих стульев. То их сдвигали вместе, объединяя министерства и ведомства, то ото-двигали стулья, порождая новые управленческие структуры. Но сути это не меняло.
В итоге имеем государство со слабым, неэффективным управлением с раздутыми штатами, что на протяжении многих лет не позволяет Кыргызстану выбраться из рядов бедных стран мира. В громадных США с мощнейшей экономикой в мире всего пятнадцать министерств, а в Кыргызстане с его 6-миллионным населением и небольшой экономикой (ВВП всего около $8 млрд.) — шестнадцать, причём в одном только Министерстве экономики и финансов «спрятано» восемь ведомств! Не считая ещё огромного количества разных контор по проеданию бюджетных денег. А результат? По производству ВВП на душу населения мы также находимся в конце мирового списка с $1 300, что вызвано абсолютной несостоятельностью системы государственного управления при наличии достаточных природных ресурсов (земли, воды, запасов минерального сырья) и активного человеческого капитала. Зато по уровню коррупции мы в лидерах мирового рейтинга, определяемого «Трансперенси интернэшнл». И как бы мы не передвигали старую управленческую «мебель», насквозь пропитанную коррупцией, это нас не избавит от этого преступного явления.
Ладно бы она просто стояла в доме, именуемом Кыргызстан. Весь драматизм ситуации заключается в том, что эта старая управленческая система в административном зуде в духе славного советского прошлого с общенародной собственностью и централизованным управлением продолжает активно препятствовать свободному движению всего и вся в соответствии с законами рынка, но только не управлять современными методами экономикой и жизнью людей. К этому добавляется работа судов и правоохранительных органов, которые по большей части не способствуют установлению законности и правопорядка в стране. Результаты, как говорится, налицо. Экономика не растёт, значительная её часть находится в «тени», отток капитала усиливается, кругом безработица, народ бежит из страны в поисках хлеба насущного. Кризис в экономике и управлении это одновременно и окно возможностей, когда реформы становятся единственным способом преодолеть его последствия. Поэтому не случайно, касаясь вопросов реформы госуправления, Президент С. Жапаров неоднократно подчёркивал необходимость кардинальных преобразований в этой сфере. Так, принимая директора Госкадровой службы А. Маматалиева 30 октября 2020 года, он особо подчеркнул, «что перед правительством и ГКС стоит задача переформатировать всю систему государственного управления на принципах прозрачности и открытости, используя современные технологии». Далее Президент заострил внимание на том, что «мы должны сократить количество министерств и ведомств до минимума». Половинчатыми мерами здесь не обойдёшься. Так что настала пора поменять старую «мебель» на новую, современную, действительно кардинально переформатировать всю систему государственного управления в Кыргызстане в соответствии с новой Конституцией. По ней вся ответственность лежит на первом лице государства, а потому архаичная и неповоротливая система управления, не способная вытащить страну из кризиса, может подставить главу государства и вызвать в стране нежелательное общественно-политическое напряжение.
Алымбек БИЯЛИНОВ.






Comments are Closed