Main Menu

Оглядываясь назад: 30 лет на пути суверенитета

30 лет назад произошло событие огромной исторической важности — парламент всё ещё советского Кыргызстана принял Декларацию о государственной независимости. 31 августа 1991 года стал днём рождения суверенного кыргызского государства. Молодые поколения кыргызстанцев плохо знают, как всё тогда было, какие события предшествовали этому дню, что думали жители советского Кыргызстана по поводу государственного суверенитета. Придётся кое-что вспомнить и вкратце реконструировать хотя бы некоторые детали.

День этот, 31 августа 1991 года, был вполне обычным. Даже довольно прозаичным. Без всяких пышных исторических речей, громких салютов и ликующих граждан со знамёнами на улицах и площадях. Тем не менее в тот день, если мне не изменяет память, всё-таки ощущалось что-то особенное. Чрезвычайность и историчность момента соседствовали с какой-то смутной тревогой. Очень многое оставалось неясным. Мне трудно все эти сложные чувства точно сформулировать, но ощущение было такое, как будто прошла некая трещина и страна тихо откололась, как айсберг от ледяного континента, и начала потихоньку отдаляться. В первые дни это было мало заметно, в основном на словесном, вербальном уровне, но со временем стало ясно, что тут имеет место быть большая История, которая начала всем верховодить, творить что-то совершенно новое и незнакомое и месить только ей ведомое тесто. Что потом последовало, известно многим, не буду вдаваться в хронику событий и дел. Если коротко, было то, что стало потом предметом книг, диссертаций, исторических трудов, не стихающих по сей день жарких споров и дискуссий.
В те дни всех терзали мысли и думы, даже глубокие сомнения: что будет со страной без Москвы, без союзных дотаций? Сумеем ли состояться как государство, прокормить себя, объединить народы, которые ещё не успели свыкнуться с мыслью, что СССР больше нет, что отныне столица не Москва, а Фрунзе? Все знали, что будет очень трудно, особенно без экономической кооперации, из-за прерванных хозяйственных связей, не поступающих комплектующих, всего того, на чём строилась вся экономика и Союза, и советского Кыргызстана. Прервались не только экономические, культурные, но и обычные транспортные связи и авиасообщения. Почти год не было регулярного, нормального авиасообщения с Москвой. Про авиарейс в Санкт-Петербург (тогда ещё Ленинград) почти забыли. Не было самолёта даже в Ташкент. Все республики, как улитки, замкнулись в себе.
Что касается осознания подлинного значения суверенитета, государственной независимости, то оно пришло не сразу, а гораздо позже. Это был сложный процесс в умах и сердцах, и, полагаю, он всё ещё идёт. Выдающийся немецкий философ ХХ века Карл Ясперс когда-то называл этот процесс «обретением исторической целостности». Только теперь, спустя три десятилетия с тех памятных событий, мы могли бы сказать без всякого пафоса и одической риторики, что он, этот День независимости, просто нас нашёл. И мы за этот великий День никому персонально не обязаны, обязаны только Судьбе и Истории. С другой стороны, мы, кыргызы, к этому дню шли столетиями, превозмогая боль утрат и горечь поражений, через тернии, через Великий каганат и благословенный Алтай, через кыргызскую древнюю государственность 22-вековой давности. И дожили до этого момента. Хорошо, что этот великий день первые наши руководители тех лет, депутаты нашего легендарного парламента, общественность, те, кто сочинил «Декларацию о государственном суверенитете», сумели встретить с абсолютным достоинством, не дрогнув и не паникуя, каждый на своём месте, грамотно и красиво. Мне всегда было жаль, что наши поэты, эти большие мастера «одической рати», привыкшие по рабской своей привычке до небес возносить компартию и её вождей согласно календарю с красной датой, до сих пор не смогли как-то осмыслить этот исторический день свободы.
Да, эти три десятилетия не были для нашей суверенной республики лёгкими и простыми. Мы сталкивались со множеством экономических, социальных и политических проблем, но у нас, кыргызстанцев, нет никакого повода стыдиться за свою страну, за тот путь демократии и свободы, который мы избрали. Правда, не может не беспокоить то, что мы слишком перегрузили себя критикой собственного прошлого, создавая атмосферу всеобщей досады, бесконечного взаимного обвинения. Что и говорить, поводов для этого более чем достаточно. Тем не менее необходимо особо подчеркнуть, что нельзя, недопустимо жить в разладе с собственной национальной историей. Отвергая и бесконечно критикуя своё прошлое, мы можем оказаться на краю духовной и исторической бездны, даже лишиться будущего.
Между тем день 30-летия всё ближе, а времени для подготовки к юбилею остаётся всё меньше. Пандемия и связанные с ней сложности создали непредвиденные проблемы не только у нас, но и во всём мире, однако есть надежда, что эта огромной исторической важности юбилейная дата не останется без должного внимания. Существуют разнообразные возможности, чтобы довести до каждого школьника, студента, сознательного гражданина страны непреходящее национально-историческое, патриотическое значение 30-летия государственной независимости до конца юбилейного года.
Да, мы сейчас живём в период, когда всем без исключения трудно. Причём во всём мире. Идёт процесс переосмысления многих вещей и понятий, на которые раньше мы не обращали никакого внимания. Вселенский удар ковидной пандемии отрезвил многих людей планеты. Все начали думать о своём будущем, о будущем своих детей, страны, в которой живут как никогда глубже, трезвее, напряжённее.
Дело всё в том, что только правильно осмысливая прошлое, мы обретаем будущее. Кстати, что такое будущее, если попробовать выразиться проще? Будущее есть всегда цель, если хотите, наши мечты, умопостигаемые контуры предстоящей жизни. Один из великих политиков ХХ века Уинстон Черчилль оставил следующую заповедь: «Не бойтесь будущего. Вглядывайтесь в него, не обманывайтесь на его счёт, но не бойтесь. Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал. И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял: причина в том, что у корабля есть цель, а у волн — нет. Если у нас есть цель, мы всегда придём туда, куда хотим».
Пройдут годы, вступят в жизнь новые поколения, а нынешним молодым кыргызстанцам придётся немало попотеть и кропотливо работать, чтобы страна наша стала лучше, а государство — крепче.
О. ИБРАИМОВ, профессор Кыргызско-Турецкого университета «Манас», общественный деятель, экс-государственный секретарь КР.






Добавить комментарий