Main Menu

Жребий брошен — выбор за обществом!

Проблема институционального внедрения кыргызских эпических ценностей в систему дошкольного и среднего образования Кыргызской Республики

На суд читателей мы предлагаем для осмысления тему внедрения в дошкольную и школьную образовательную систему Кыргызстана эпического «обряда посвящения» как институционально-воспитательных сообществ (дошкольное общество «Эр Түштүк» (4-6 лет), детское общество «Сейтек» (1-4-е кл.), подростковое общество «Семетей» (5-8-е кл.), юношеское общество «Манас» (9-11-е кл.). Актуальность данной инициативы заключается в придании современной дошкольной и школьной системе образования республики национально-этнической идентичности в условиях отсутствия национальной идеологии.

Задумываясь о подрастающем поколении, порой удивляешься тому факту, как в разные времена негативно воспринимались их нравы старшими. Великие философы и древние памятники прошлого оставили нам в наследство целый «цветник» своих впечатлений о молодёжи. Сократ ещё в V веке до н. э. негодовал относительно того, что молодёжь, которая его окружала, привыкла к роскоши, отличалась дурными манерами, презирала авторитеты, не уважала старших, а дети спорили со взрослыми, жадно глотая пищу и изводя учителей. На глиняном горшке, хранившемся 3000 лет в развалинах Вавилона, есть надпись относительно древнеегипетской молодёжи, которая растлена до глубины души и не похожа на молодёжь былых времён, поскольку не может сохранить великую египетскую культуру. Более того, в египетских папирусах от II века до н. э. также осталось одно назидательное изречение о том, что мир достиг критической стадии, ибо дети больше не слушаются своих родителей, а значит, конец мира уже наступил. Чуть позже греческий поэт и рапсод Гесиод в 720 году до н. э. сокрушался от того, что если невыносимая, невыдержанная, ужасная молодёжь, которую он знал, в грядущем сможет взять власть в свои руки, то он утратит всякие надежды касательно будущего своей страны. Эти мысли приводятся не для аппликации, хотя, по правде говоря, они скорее несут частный характер. К примеру, если взять греков, то они, разумеется, этнически никуда не делись, поскольку существуют и сегодня. Но, на наш взгляд, здесь есть два аспекта, на которые следует обратить внимание. С одной стороны, несмотря на опасения умных греческих философов, великие греческие культура, философия, наука, медицина, демократия, искусство, литература, театр, архитектура сохранились. Более того, я считаю, что где-то негативные отзывы древних мыслителей-эллинов о своей молодёжи, возможно, были напрасны, поскольку они не знали о том, как опережали своё время, и от действий их потомков фактически ничего не зависело. Ведь в сохранении огромного духовного и интеллектуального наследия греков приняло участие всё человечество, которое по сей день применяет непревзойдённый их опыт. И в этом плане факт остаётся фактом: от древних греков в цивилизационном плане мы получили всё! Но, с другой стороны, на рубеже веков произошли большие изменения в сознании и менталитете самих греков, ибо если в древние времена греки (ионийцы, эолийцы, ахейцы, дорийцы, стоявшие во главе десятков других этнических групп) в основном придерживались традиционных форм мышления с развитой и богатой мифологией, а в средние века — пережили «тёмное время», то в наши дни они идентифицируются в основном в качестве христианских православных, гораздо меньше — католиков. Сегодня есть и тюркизированные греки (ислам), как след от османской экспансии, длившейся почти четыре столетия. Этот момент, относящийся к тюркократии, думаю, имеет важный смысл при осмыслении последующего развития греческого сознания. Ибо затем греков особо не коснулись успехи эпохи Возрождения и науки Просвещения, западные промышленные революции, хотя до этого буквально всё подготовили именно эллины. В итоге, как пишет А. Фиада, почти выброшенные из современности греки вот уже более ста лет пытаются догнать Запад. Судя по публикациям в прессе, даже вхождение в европейскую семью (в основном в валютную, а не политическую зону) грекам ничего хорошего не дало, поскольку оно привело их к финансовому кризису и почти к потере национального суверенитета. И это происходит сегодня на родине некогда великих мудрых греков, которые с высоты цивилизованных людей смели говорить: «Кто не грек, тот варвар!»

Думая так, невольно осознаёшь, когда дело касается и нас — кыргызов, сумевших не только выжить в суровых условиях кочевья и горного рельефа, но и сотворить большое множество эпических произведений с сохранением сказительского искусства, которое многими народами утеряно. В этом плане следует сказать огромное спасибо нашим предкам, совершившим большой творческий подвиг, устно передав великолепную поэзию сказового жанра последующим поколениям. И здесь хотелось бы особо выделить мотив преемственности, поскольку в эпосах данный сегмент относится к ключевым, если исходить из точки зрения воспитания потомков в духе эпической инициации. Как известно, кыргызы своих детей воспитывали строго, с ранних лет вовлекая их во взрослую жизнь, делая ставку на приобретение самостоятельности, умения, навыков и твёрдости характера своих чад в качестве транзита собственного опыта, который себя оправдывал. Из мифоэпической формы воспитания неофита, включающего схему «рождение-инициация-обретение семьи-смерть», точь в точь воплощающую архетип самой жизни, мы особую интонацию делаем на втором отрезке — инициации, так как именно на этом поворотном пункте осуществляется обряд посвящения неофита по тетраде «ребёнок-дитя-подросток-юноша». Кстати, в советское время социальные формы его эпической инициации (социализация-созревание-возмужание-зрелость) хорошо ложились на почву коллективно-социалистических форм посвящения (октябрёнок-пионер-комсомолец-коммунист), которые даже совпадали в возрастном плане (от 6 до 9, от 9 до 12, от 12 до 16 лет и далее). Тут самое главное заключается в том, что такая форма давала качество и результат, притом очень эффективный. Поэтому в поствоенное время у кыргызов появилась по-настоящему великолепная интеллектуальная (научная, художественная, политическая) элита (вершиной стало явление

Ч. Айтматова), на которую дети и молодёжь считали за честь равняться. И нужно особо подчеркнуть, что это была заслуга многовековых кыргызских поколений «кнута», которые сумели выдержать жёсткие, а порой авторитарные требования к ним, как в номадическое время, так и в советский период. Однако после распада СССР и в наши дни ситуация изменилась, поскольку на замену жёстких методов воспитания наших отцов и дедов пришло другое время, которое преподносит нам появление новых неофитов — поколения «пряников», которые вырастают уже на «тепличных» ценностях глобализма и либерализма, акцентирующих своё внимание на индивидуализм и материальный достаток, при отрицании традиций и обычаев этноса.

Говоря о них, следует обратить внимание на некоторые современные исследования. В них утверждается, что утрата ценностных ориентаций, глубинных элементов традиционной культуры обладает трагическим характером, так как в таких случаях обрывается связь между поколениями, их мировосприятием и мировидением. Применительно к молодым кыргызам под влиянием глобализации происходит процесс отказа от старого. Притом он идёт быстро, решительно, зримо, относится как к традициям, так и к смене ценностных, культурно-ориентационных, нравственных идентичностей молодёжи. Сюда также следует отнести то, что социально-экономическая трансформация общества предъявляет новые требования к образованию молодёжи, которую трудно удовлетворить в ухудшающейся ситуации учреждений системы образования и при слабой структуре общества. По мнению экспертов, уровень преступности среди молодёжи остаётся стабильно высоким. Молодые граждане не посещают культурные мероприятия, светские школы, уходят в мечеть, а их ценности не складываются в системную иерархию. При этом они очень амбициозны и хотят получать высокую зарплату. К примеру, на 2015 год 35% молодёжи не знали, что произойдёт с ними завтра. По официальным данным, около 100 тысяч молодых граждан — безработные, многие из них вовлечены в теневые сферы заработка. Большинство трудовых мигрантов — это лица до 28 лет. Слабость государства приводит их к миграции из Кыргызстана. Есть случаи, когда некоторые уезжали в Сирию, и число таких граждан (по данным МВД) превышало 150 человек. Негативной тенденцией стало то, что 43% молодёжи очень много времени проводят в интернете и социальных сетях.

Все эти сведения дают основание считать, что происходит существенная трансформация в сознании подрастающего поколения кыргызов, в котором сталкиваются традиционные, религиозные и глобалистские ориентации. Говоря иначе, современный неофит больше делает ставку на личный интерес и индивидуализм, в то время как наши предки — на общие коллективные нормы, отталкиваясь от морально-этических ценностей народного опыта. Но более всего не может не волновать тот факт, что в последнее время в школах обычным явлением становится подростковый рэкет, а профилактика самоубийств и суицидальное поведение среди школьников не прекращаются, становясь головной болью родителей и педагогов. Налицо психологические причины подросткового сознания, где основными мотивами аффективного поведения становятся неосознанные принципы обратить на себя внимание, испугать взрослых, желание доказать свою исключительность, источники которых обычные эмоции: обида, страх, одиночество, гнев, непонимание окружающих. Звучит странно, но в мифоэпической традиции кыргызов подобные формы поведения оценили бы как бессмысленный и крайний побег от трудностей, поскольку в эпико-традиционной форме неофит, наоборот, успешно преодолевает их, выносит урок, становясь победителем как внешних, так и личных барьеров.

Исходя из этого, для более плавного воплощения в жизнь эпико-традиционной аксиологии кыргызов считаю возможным обсудить вопрос о внедрении в дошкольную и школьную образовательную системы республики институциональную форму эпической инициации (от лат. initiation — совершение таинства, здесь в качестве действия, позволяющего ребёнку или подростку перейти на более высокую ступень развития в системе социальной группы) как воспитательно-образовательного, просветительского, объединяющего и стимулирующего инструмента современных неофитов. Этот взгляд предполагает также идею сохранения и развития эпико-традиционной и этнической идентичности кыргызов среди подрастающего поколения.

В этом смысле эпопея «Манас» занимает ключевую позицию в духовной культуре кыргызского народа. На сегодняшний день в Кыргызстане имеется определённая историко-этнографическая, филологическая, фольклористическая, литературоведческая, лингвистическая теоретические базы, подтверждающие данный тезис. В недавнем прошлом в педагогическую и образовательную систему высшего образования республики ввели учебный предмет «Манасоведение». В разработке его методологии приняли участие манасоведы, филологи, фольклористы и учёные гуманитарного направления Кыргызстана. Вместе с тем в наши дни определённую актуальность приобретает ещё более расширенный вариант освоения «Манаса», который включал бы три этапа: дошкольный, школьный, вузовский. Именно первые два направления (дошкольный, школьный) — это объекты внимания. Жизнеспособность этих проектов можно увидеть не только в преподавании «Манаса» в дошкольном и школьном образовании, но и во внедрении институциональных форм в целях воспитания подрастающего поколения. Это — дошкольное общество «Эр Түштүк» (4-6 лет), детское общество «Сейтек» (1-4-e кл.), подростковое общество «Семетей» (5-8-e кл.), юношеское общество «Манас» (9-11-e кл.), которые начнут функционировать на территории Кыргызской Республики. Эти проекты также востребованы двумя обстоятельствами. Во-первых, в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики от 31 января 2019 года. Там говорится, что «богатое культурное наследие давнего и недавнего исторического прошлого и сейчас, и в будущем должно составить духовную базу кыргызской национальной государственности, стать моральным стержнем и путеводной звездой в деле воспитания подрастающих поколений». Во-вторых, это исходит из предыстории вопроса. Как известно, в 1994 году Генеральная ассамблея ООН объявила 1995-й Годом празднования тысячелетия эпоса «Манас». В 2003-м Комитет всемирного культурного наследия ЮНЕСКО провозгласил проект «Искусство акынов — сказителей эпосов как составная часть всемирного наследия человечества» шедевром всемирного культурного наследия. В 2011 году принят Закон Кыргызской Республики об эпосе «Манас», регулирующий вопросы, связанные с его сохранением, развитием и популяризацией. В 2012-м принята Национальная программа по сохранению, изучению и популяризации эпоса «Манас» на период с 2012-го по 2017 год, одним из ожидаемых результатов которой стали разработка и внедрение учебной программы «Манасоведение». В 2013 году трилогию «Манас», «Семетей», «Сейтек» включили в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Следует отметить, что в школах с кыргызским языком обучения с 2011 года был введён курс «Манасоведение». Данный предмет преподают с 5-го по 11-й класс.

В связи с этим есть предложение не только изменить формат преподавания, но и практическое внедрение эпического мотива посвящения неофита в дошкольное общество «Эр Түштүк» (4-6 лет), детское общество «Сейтек» (1-4-e кл.), подростковое общество «Семетей» (5-8-e кл.), юношеское общество «Манас» (9-11 кл.). Разработка этих проектов отвечает двум основным целям. Во-первых, способствует сохранению самобытности национально-этнических, культурно-исторических традиций кыргызского народа, дальнейшему развитию его эпического наследия, бережному отношению к наследию предков, преемственности поколений. Во-вторых, проекты преследуют духовное воспитание и объединение детей дошкольного возраста и учащихся средних учебных заведений республики путём введения в действие воспитательно-нравственных, образовательно-просветительских программ «Эр Түштүк», «Сейтек», «Семетей», «Манас». И для их реализации требуется внедрение в воспитательно-идеологическую практику дошкольного и среднего образования этико-эстетических, нравственно-возвышенных, культурно-просветительских, доблестно-патриотических эпических ценностей кыргызского народа, связанных в основном с эпико-традиционной спецификой становления эпического героя как сложившегося духовного человека.

В реализацию проектов предлагаю включить разработку масштабного теоретического (интерактивные, академические, мультимедийные способы, изготовление аудиовизуальных, учебно-просветительских, познавательных материалов по сказительскому воплощению мотива рождения и посвящения эпического героя, анимационные ролики, научно-публицистические фильмы по сюжетно-эпическому обряду взросления) материала. Также требуется подготовка практического материала с изменением имеющегося возрастного формата. То есть, теоретическое и практическое освоение эпических мотивов детьми дошкольного возраста начинается с 4 лет, а учащимися школ — с 1-го по 11-й классы. Здесь надо разработать внешние эпические символы (об этом ниже) дошкольного общества «Эр Түштүк» (4-6 лет), детского общества «Сейтек» (1-4 кл.), подросткового общества «Семетей» (5-8 кл.), юношеского общества «Манас» (9-11-e кл.) и создать комплексный учебный, учебно-методический курс с практическим применением.

С моей точки зрения? новизна проектов и ожидаемый эффект от их внедрения заключаются в том, что они (проекты) способствуют позитивному восприятию эпического мотива инициации и обряда посвящения детьми дошкольного возраста и учащимися школ и позволяют воспитывать их в духе культурно-традиционалистских ценностей. Для этого я инициирую предусмотреть подготовку трёхступенчатой учебной и прикладной программы «Эр Түштүк» (4-6 лет), «Сейтек» (1-4-е кл.), «Семетей» (5-8-e кл.), «Манас» (9-11-е кл.). Разработка первой ступени является начальной стадией, в которой через учебные программы преподаётся мотив биологического и физического становления эпического героя (от рождения до конца детства) с внедрением в дошкольное общество «Эр Түштүк (4-6 лет) и детское возрастное сообщество «Сейтек» (с 1-го по 4-й кл.). Вторая ступень представляет собой промежуточный этап, в котором посредством преподавания реализуется мотив взросления и социализации (от детства до отрочества) эпического героя с внедрением в подростковое возрастное общество «Семетей» (с 5-го по 8-й кл.). Третья ступень — это завершающая стадия, в которой за счёт учебных ресурсов осуществляется мотив био-физического, социального и духовного становления (от подростка до юноши) эпического героя с внедрением в юношеское общество «Манас» (с 9-го по 11-й кл.). При этом учебная часть проектов представляет собой академические (наглядные пособия, методички), интерактивные, мультимедийные занятия (аудио, видео). Они предназначаются для использования во время уроков, а также для самостоятельного обучения.

Разработка сюжетных сценариев, портретно-художественных форм эпических образов (детство, отрочество, юность эпического героя), предназначенных для анимационных роликов, научно-публицистических фильмов, можно применять в отношении дошкольного и школьного возрастов. Сюда входят съёмки живого сказителя-манасчи, исполняющего мотивы рождения, взросления, формирования Манаса, Семетея, Сейтека, Эр Түштүка как фактор биофизического, социального и духовного становления личности, а также съёмки интерактивного и мультимедийного видео с теоретическим и практическим учебным материалами. Прикладная часть проектов видится в разработке символов и атрибутов (значков, знамён, речёвок, девизов, клятвенного текста, наименования классов именами эпических героев), соревновательных конкурсов (виды игр, имеющиеся в эпосах, сюжеты театрализованных представлений), предназначенных для практического внедрения.

Таким образом, особый акцент надо сделать на светском понимании мотива «инициации» неофита, отбросив мистические, шаманские и религиозные аспекты кыргызских мифоэпосов. Говоря иначе, такой подход способствует обретению ребёнком или юношей нового имиджа, открывающего завесу к адаптации в новой коллективной среде. При этом общеизвестно, что обряд посвящения (переход индивида из одного статуса в качественно другой статус) мифоэпического героя не только является спецификой кыргызских сказаний, но и широко распространён в мировой мифологической и эпической культурах («Гильгамеш», «Песнь о Нибелунгах» и т. д.). То есть данный мотив — явление не только национальное, но и общемировое, и может применяться в преподавательской и воспитательной практике. Отсюда создание дошкольного общества «Эр Түштүк» (4-6 лет), детского общества «Сейтек» (1-4-е кл.), подросткового общества «Семетей» (5-8-е кл.), юношеского общества «Манас» (9-11-е кл.) позволит поэтапному вовлечению и интегрированию школьников не только в эпический формат взросления, но и обрести чувство общего родства и близости между собой. Следует отметить, что при современном внедрении эпической формы институционального и коллективного воспитания неофита ставка делается не на традиционно-маскулинный тип (щит и меч, разум и чувство), а на его трансформацию в светский цивилизованно-феминный тип, приоритетом которого станут не вера и религия, не мистика и эзотеризм, а книга и знание, просвещение и наука, одним словом, жребий брошен — выбор за обществом!

Султан ТУРСУНАЛИЕВ,

кандидат философских наук, зав. отделом айтматоведения, Национальной академии «Манас» и Ч. Айтматова.






Добавить комментарий