Main Menu

ЕАЭС — вместе мы сила

В Бишкеке эксперты обсудили пятилетние достижения ЕАЭС: от идеи до работающего союза.

Выступая на заседании, советник премьер-министра Кубат Рахимов отметил, что достигнуто много успехов. В частности, в области бизнеса. Сейчас большинство казахстанских и российских корпораций в своих стратегиях развития, маркетинговых планах прописывают евразийское пространство. По его словам, ЕАЭС больше не договор элит. Интеграция перешла на уровень конкретных отраслевых министерств и ведомств.

В свою очередь атташе посольства России в Кыргызстане Ренат Аглиуллин добавил, что одним из главных преимуществ для Кыргызстана стало упрощение процедур и правил в сфере трудовой миграции, обеспечении свободы перемещения на едином рынке рабочей силы. Эти послабления благоприятно сказались на увеличении денежных переводов. К примеру, в 2018 году кыргызстанцы перечислили на родину около $2 млрд. 680 млн. Более 98% из них пришли из России. Он также отметил, что РФ обеспечит переводы пенсионных накоплений в те страны, из которых впоследствии станут поступать банковские запросы.

По мнению кандидата политических наук, заведующей кафедрой востоковедения и гуманитарных наук Международного университета Кыргызстана Алины Молдокеевой, ЕАЭС создан для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и условий для стабильного развития всех стран-участниц. К примеру, снятие таможенных постов и снижение нетарифных барьеров привело к существенному росту взаимной торговли, и с 2015-го по 2018 год её объёмы выросли на 31%. Также органы управления отработали практики наднациональной управленческой деятельности, включая механизмы преодоления вето и судебных разбирательств. «Многие решения продиктованы политической волей государств, прежде всего Россией, ставшей локомотивом данной интеграционной модели. По данным Департамента статистики ЕЭК, за свою первую пятилетку валовой внутренний продукт ЕАЭС по паритету покупательной способности увеличился на 13%, ВВП на душу населения — на 12%, уровень безработицы сократился на 12%, инвестиции в основной капитал поднялись на 19%. Что касается Кыргызстана, то с 2014-го по 2017 год ежегодные темпы прироста ВВП увеличились с 3 до 5%. С 2016 года наблюдается и рост производства промышленной продукции. В частности, в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых, производство пищевых и нефтепродуктов. Наиболее заметные преимущества Кыргызстан получил от свободы движения рабочей силы и денежных переводов трудовых мигрантов. В 2016 году это $1,9 млрд. — почти 30% от ВВП и 102,3% от доходов страны. За весь период наблюдается тенденция к снижению уровня бедности. Особенно сильно показатель упал в 2016-м и стал равен 25,4%. Постепенно снижается и уровень безработицы. К примеру, в 2018-м она составила 7,2% (8,1% — в 2014-м).

Несмотря на все плюсы, есть и проблемы в союзе. В частности, ЕАЭС страдает от недостаточного уровня интеграции и национального протекционизма. «Пять лет назад, опасаясь за потерю своего суверенитета, страны не стали передавать все полномочия на наднациональный уровень. Но сегодня необходимо создать чётко разработанные механизмы принятия решений, обязательных для всех членов сообщества», — заявила Алина Молдокеева.

В свою очередь доктор экономических наук Бактыгуль Токсобаева добавила, что с вхождением в ЕАЭС и получением доступа на 180-миллионный рынок остро встали вопросы, связанные со стандартами качества продукции. Это не новшество, в СССР существовали ГОСТы, но с обретением независимости у стран появились свои нормы. Однако приведение всех их к единому знаменателю — сложная работа, требующая много сил и времени. По этой причине документы внедрялись поэтапно. Сейчас в  ЕАЭС действуют 47 технических регламентов. 95% из них уже работают на территории союза.

А вот по мнению кандидата экономических наук Руслана Гайдарова, создание единой евразийской валюты — последняя ступень монетарной интеграции. Разумеется, при введении «общих денег» все государства должны договориться о проведении единой монетарной политики и регулировании банковской системы. По его мнению, использование единой валюты внутри союза в торговых расчётах — шаг, который поспособствует повышению финансового иммунитета государств — членов ЕАЭС от долларовой зависимости и уменьшит негативный эффект от внешнего влияния. «Эта перспектива долгосрочная, и на её реализацию могут уйти десятки лет, пример — ЕС, которому понадобилось примерно 40 лет. Сейчас остаётся непонятным и спорным, на что в итоге нацелен ЕАЭС — на создание наднациональной валюты с параллельным хождением нацединиц или новой валюты. На данном этапе одним из важнейших элементов единого финансового рынка ЕАЭС считается также наличие одной расчётной системы. Увеличение использования национальных денег государств — членов ЕАЭС в обслуживании торговых и инвестиционных операций между ними — приоритетное направление межгосударственного сотрудничества», — поделился эксперт.

О том, что ЕАЭС за время существования прошёл долгий путь переосознания своего исторического прошлого и сформировал новый тип экономики, рассказал политолог Денис Бердаков. «Сейчас союз является вторым по глубине интеграции торгово-экономическим блоком в мире. Его главная цель — повышение жизненного уровня своих граждан через улучшение правил торговли, увеличение масштаба рынков, развитие производственных мощностей, совместный переход на новую технологическую основу. Об успехе союза свидетельствует и перспектива расширения ЕАЭС. Порядка 50 стран выразили желание сотрудничать с ним. В 2018 году экономика союза выросла на 2,5%, а все государства улучшили показатели в рейтинге ведения бизнеса. Объём внешней торговли за прошлый год вырос на 18% и составил $753,4 миллиарда. В ближайшие пять лет надо создать общий энергетический рынок, сформировать согласованные подходы в фискальной политике и цифровизации, создать евразийские корпорации, которые бы наращивали свою долю в несырьевом экспорте», — сказал эксперт.

А глава аналитического центра «Стратегия Восток — Запад» Дмитрий Орлов заявил, что страны-участницы по отношению  друг к другу до сих пор ведут себя как конкуренты, а не партнёры, и это мешает развитию. Евразийскому экономическому союзу не хватает естественной комплиментарности. Без этого мы получим второе СНГ.

Участники заседания сошлись во мнении, что ЕАЭС движется вперёд, часто просто убирая с повестки дня те вопросы, к решению которых не готовы правительства отдельных стран союза.

Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий