Main Menu

Уберите налоговые льготы! Завершена миссия МВФ

Группа сотрудников Международного валютного фонда под руководством Кристиана Жоса провела конструктивные обсуждения экономической ситуации в нашей республике.

— В прошлом году экономика Кыргызстана выросла на 3,5 процента, чему способствовали стабильные условия в регионе, — комментирует визит МВФ Кристиан Жос. — Ожидается, что в 2019 году экономический рост достигнет 3,8 процента.

По его словам, в целях формирования возможностей бюджета для инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру следует сокращать налоговые льготы и долю фонда оплаты труда в государственном секторе от ВВП.

Уровень годовой инфляции, составивший в среднем 1,5 процента, умеренный дефицит бюджета в размере 1,3 процента ВВП в 2018 году, официальные валютные резервы на уровне 4,0 месяца импорта и стабильный банковский сектор свидетельствуют об успехе политики правительства, взявшего курс на стабилизацию.

Ожидается, что в 2019 году средняя инфляция достигнет 2,2 процента, дефицит бюджета повысится до 3,4 процента ВВП, а объём валовых валютных резервов останется на уровне 3,7 месяца импорта товаров и услуг. После посещения республики, консультаций на высшем уровне Кристиан Жос сделал предварительные выводы. (Взгляды, выраженные в этих заявлениях, принадлежат персоналу МВФ и не обязательно отражают точку зрения Исполнительного совета этого международного финансового института). На основе предварительных выводов проведённой миссии персонал подготовит доклад, который после утверждения руководством будет представлен Исполнительному совету МВФ для обсуждения и принятия решения.

— Несмотря на проведённые реформы, сохраняются структурные факторы уязвимости, — говорит руководитель миссии МВФ. — Денежные переводы, составляющие 30 процентов от объёма экономики, подвержены внешним экономическим и геополитическим шокам. Добыча золота, на которое приходится 38 процентов экспорта, может резко сократиться в 2023 году, если не произойдёт замещения выпуска золотых слитков месторождения Кумтор. Сложный инвестиционный климат и коррупция всё ещё препятствуют проведению диверсификации с ведущей ролью частного сектора. Как следствие, ожидаемые среднегодовые темпы роста — приблизительно четыре процента — в следующие пять лет недостаточны для дальнейшего сокращения бедности и повышения уровня жизни.

Для упрочения макроэкономической стабильности и наращивания буферных резервов необходимо, чтобы дефицит бюджета в среднесрочной перспективе не превышал 2,5 процента ВВП. Национальному банку Кыргызстана следует и далее следить за уровнем инфляции, не допускать колебаний обменного курса в соответствии с динамикой экономических показателей.

Выход экономики на траекторию более высокого и более инклюзивного роста будет зависеть от улучшения делового климата и верховенства права.

Ключевое значение для достижения этих целей имеют реформы в финансовом секторе, повышение тарифов на электричество и совершенствование государственного управления.

Необходимо урегулировать аномальную ситуацию, сложившуюся в результате недавнего приобретения НБКР проблемного банка, чтобы избежать конфликта с ролью НБКР как органа банковского надзора, сохранить равные условия в банковском секторе и предотвратить ущерб для баланса НБКР. После проведения авторитетным независимым экспертом оценки стоимости этого банка его следует в максимально короткие сроки передать в собственность государства.

Галина ЛУНЁВА.






Добавить комментарий