Main Menu

Лечиться дорого. Что делать?

— Сейчас многие пациенты за лучевой терапией ездят в Алматы. Один сеанс с использованием аппарата TrueBeam стоит 20 тыс. тенге. А надо пройти 30! Разовый сеанс с линейным ускорителем стоит 12 тысяч (Truebeam тоже линейный ускоритель; видимо, женщина подразумевает другую модель. — Прим. автора). И это не считая расходов на проезд, проживание, питание. Каким бременем это всё ложится на пациентов! Почему до сих пор не закуплены линейные ускорители и когда их приобретут? — с таким вопросом обратилась женщина, у которой врачи обнаружили рак, к министру здравоохранения Космосбеку Чолпонбаеву и заместителю заведующего социальным отделом аппарата правительства Санжарбеку Исаеву.

Дело было на недавнем круглом столе, о котором мы коротко сообщали 6 февраля в материале «Против рака сегодня для жизни завтра».

Сколько стоит жизнь?

На этой же встрече другие пациентки со злокачественными опухолями подняли плакаты, на которых была указана стоимость полного курса лечения химиопрепаратами: 5-флюорорацилом — 18 840 сомов; доксорубицином — 10 960; циклофосфамидом — 6 000 сомов.

Ещё одно средство, судя по выступлению одной из присутствующих, — герцептин — обходится в 25 900 сомов. А как отметила руководитель общественного фонда «Эргэнэ» Таалайгуль Сабырбекова, он эффективно помогает при раке молочной железы: действует таргетно (то есть целенаправленно, на определённые молекулы). Средство новое, дженериков у нас пока нет (дженерики — это дешёвые аналоги ранее зарегистрированных дорогих лекарств).

Тут стоит пояснить коротко, что под общим понятием «рак» подразумевают различные виды заболеваний, которые характеризуются аномальным, бесконтрольным и прогрессирующим делением единичной клетки организма, в результате чего образуется масса ткани, называемая злокачественной опухолью. Есть различные методы лечения рака: широко применяемые хирургическое, химио- и лучевая терапии и новые современные. При химиотерапии онкобольные принимают химиопрепараты в виде таблеток и капсул, внутривенных инъекций и т. д. При лучевой — подвергаются воздействию дозированного ионизирующего излучения.

Что говорят чиновники?

Министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев и заместитель заведующего социальным отделом аппарата правительства Санжарбек Исаев рассказали собравшимся об усилиях правительства и министерства: реконструкции Национального центра онкологии и гематологии КР (на очереди — завершение строительства детского отделения); законодательных поправках; дополнении Национального перечня жизненно важных лекарственных средств и медицинских изделий и изменении порядка назначения пациентам с онкозаболеваниями в терминальной стадии наркотических анальгетиков (увеличена норма отпуска). Тендер на покупку линейного ускорителя завершён, планируется установка в Оше аппарата «Бабатрон» (такой уже есть в Бишкеке — его Кыргызстану подарило правительство Индии).

— Химиопрепараты мы включили в перечень жизненно важных лекарственных средств, — говорит Космосбек Чолпонбаев. — Есть проблемы с их доступностью. Из-за того, что такие лекарства обычно дорогие, многие фармкомпании не стали их регистрировать. Скоро мы утвердим специальный перечень, в который включим наименования препаратов, разрешённых к отпуску больным без регистрации. Тем самым создадим некую конкуренцию, что позволит снизить цены на 20-30%. Что касается закупа линейного ускорителя на средства компании «Кумтор», мы предоставили специалистам Национального центра онкологии и гематологии право самим провести процесс.

— В декабре прошлого года решением премьер-министра для закупки жизненно важных препаратов для отделения детской онкогематологии выделено из резервного фонда 1,5 млн. сомов, — сообщил Санжар Исаев. — Для приобретения обезболивающих средств общественному фонду «Эргэнэ» выделено 300 тысяч сомов из резервного фонда премьер-министра.

По его словам, через фонд (то есть денежный резерв на определённые нужды) высоких технологий закуплены химиопрепараты на 2,5 миллиона сомов:

— Цель в том, чтобы обеспеченность лекарствами составляла хотя бы 60%. Это осуществимо, потому что для детской онкологии мы проблему с химиопрепаратами, дай бог, решили. Что касается линейного ускорителя, тендер на поставку завершился. Но после заключения договора с поставщиком инсталляция продлится до полугода. В этом году всё-таки установим два ускорителя. Однако альтернатива сейчас есть: ранее Индия подарила нам гамма-терапевтический аппарат «Бабатрон». «Терабалт» тоже есть, но его услугами невозможно воспользоваться, потому что он стоит в корпусе, где идёт ремонт.

Также, по словам присутствовавших на круглом столе должностных лиц, структуры Минздрава распределяют среди онкобольных бесплатно доксорубицин, тот же герцептин — понятно, что в порядке очереди и всем — одинаковое количество, которое может и не покрывать потребностей пациентов, зависящих от конкретного диагноза.

Тут же говорилось и о том, что идёт регистрация герцептина другой формы выпуска в Департаменте лекарственного обеспечения и медицинской техники. Представители компании — поставщика фармпрепаратов даже заявили о готовности делать скидки.

Жаловались люди со злокачественными опухолями на лаборатории Кыргызстана: во всех выдают разные результаты анализов, на что чиновники ответили, что затеяли реформу таких структур.

Стратегия борьбы

Проект Национальной программы контроля рака представил на совещании заместитель директора Национального центра онкологии и гематологии МЗ КР Бакыт Шаимбетов. По его словам, документ подготовлен НЦОиГ, научно-производственным объединением «Профилактическая медицина» с участием неправительственных организаций, «Эргэнэ» например, и экспертов из Национального института рака, Всемирной организации здравоохранения, МАГАТЭ.

Конечно, человеку со стороны трудно сравнивать представленный вариант с тем, что делалось и раньше в онкологии, понять, какие введены новшества. Но всё же постараюсь передать содержание.

В проекте нацпрограммы разработчики поставили несколько задач.

Так, для достижения первой — «Первичная профилактика развития рака» — они предлагают повышать осведомлённость населения и формирование онкологической настороженности медицинских работников за счёт следующих мероприятий: борьбы со злоупотреблением алкоголем и курением, ожирением, с вредным влиянием внешней среды и такового на рабочих местах, с атмосферным загрязнением; пропаганды физической культуры и здорового образа жизни; информирования об инфекционном факторе развития раковых заболеваний шейки матки (вызывается вирусом папилломы человека), печени (гепатит В, С), желудка; предупреждения этих инфекционных заболеваний; повышения информированности населения об опасности ультрафиолетового излучения:

Вторая задача — «Вторичная профилактика. Раннее выявление рака и скрининг» — поставлена перед учреждениями медико-санитарной помощи. Не буду ударяться в подробности, интересные только медикам, но скажу, что предусмотрены улучшение лабораторной диагностики и создание референс-лабораторий (то есть уполномоченных органов, привлекаемых в качестве «третьей стороны» при решении спорных вопросов по результатам лабораторных исследований); скрининг (исследование группы населения с целью выявления патологий и заболеваний на ранних стадиях или возможного риска) и мониторинг вируса папилломы у женщин в возрасте от 35 до 39 лет.

Для улучшения качества помощи онкологическим больным планируются внедрение высокотехнологических методов диагностики и лечения, стандартизация этих процессов, внедрение в работу медицинских учреждений критериев качества; улучшение доступности и качества лучевой и химиотерапии; сотрудничество с фармацевтическими компаниями для снижения стоимости противоопухолевых лекарственных средств.

Упомянул докладчик и электронное здравоохранение (то есть обновление и внедрение компьютерной базы данных). Говорил о паллиативной помощи, а также доступности обезболивающих средств.

Паллиативная помощь — подход к улучшению состояния больных с опасными для жизни заболеваниями (необязательно онкологическими) через предотвращение и облегчение физических страданий, а также психологическую и социальную поддержку. Чаще всего предоставляется пациентам с неизлечимыми болезнями в последней стадии. В мире существуют специальные подразделения или учреждения для предоставления паллиативной терапии — хосписы. В Кыргызстане такое отделение существовало при НЦО. Есть Первый детский хоспис как инициатива ОФ «Помогать легко», частный хоспис для взрослых. Недавно подобную структуру открыло и Национальное Общество Красного Полумесяца. В последние годы инициаторами развития подхода выступали движение «Вместе против рака» и Ассоциация паллиативной и хосписной помощи в КР. При поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан» одно время существовала мультидисциплинарная команда для паллиативной помощи на дому. А сейчас стоит вопрос о государственном финансировании такой МДК.

Как мы уже писали, диагноз «рак» — это не повод сразу опускать руки. На начальной стадии практически все новообразования поддаются терапии, причём в 99% случаев их можно вылечить хирургическим путём. И даже излечение возможно для пациентов с запущенными злокачественными опухолями яичников, молочной железы, мужской половой сферы, головы и шеи, лимфомами.

Но если человек уже уходит, то государство и общество должны облегчить его страдания и обеспечить ему достойное проживание последних дней.

По словам Бакыта Шаимбетова, предусмотрено создание специальных отделений сестринского ухода для онкологических больных в территориальных больницах; включение структур паллиативной помощи в список получателей госсоцзаказа; содействие созданию хосписа на основе государственно-частного партнёрства.

Все эти важные и обнадёживающие планы упираются, конечно, в финансирование. Нужно инвестировать больше средств в приобретение нового оборудования. Да и, вообще, во многое. Только вот что скажет на это Министерство финансов?..

Наконец, разработчики нацпрограммы видят необходимым создание популяционного канцер-регистра (т. е. базы данных онкобольных), для начала хотя бы в пилотных областях.

Ну а в заключение добавим: лечиться — дорого. Поэтому каждому необходимо беречь своё здоровье, регулярно обследоваться, больше узнавать о факторах риска. Не следовать советам интернет-сайтов, знакомых и соседей, не обращаться к знахарям и колдунам, а доверять только официальной медицине. Бояться не нужно: рак излечим. Но иногда — только если лечение начато вовремя.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Иллюстративное фото из Интернета.






Добавить комментарий