Main Menu

«Боевой» Калыгул

…Тяжёлая болезнь супруги вынудила майора милиции Калыгула Омуралиева переехать из Нарына в Бишкек. Здесь он получил назначение на должность оперуполномоченного ОВД Управления по борьбе с организованной преступностью МВД. В 2001 году ему присвоили спецзвание подполковника милиции, а год спустя его приняли в отдел контрразведки Управления оперативной деятельности Пограничной службы нашей страны…

Итак, всё по порядку

Родился К. Омуралиев в селе Ат-Баши Нарынской области. Отец — директор местной школы, мать — учительница. Калыгул охотно посещал уроки, занимался боксом в спортсекции. По мере сил помогал родителям вести хозяйство. После окончания школы в 1978 году парня призвали на военную службу. Начал он её в приграничном посёлке Дружба, расположенном на границе Казахстана с Китаем. В то время там, мягко говоря, обстановка складывалась не очень спокойная.

— После двух месяцев службы меня направили в село Отар на курсы подготовки сержантского состава, — вспоминает полковник милиции. — Окончив учебку, вернулся обратно в Дружбу. Служил охотно, с инициативой. Патрулирование вдоль границы, скрытые засады, подъёмы по тревоге, отработки спецтестов и пр. Имел поощрения и благодарности. Правда, особых задержаний и преследований контрабандистов не случалось. Изъявил желание, чтобы отправили служить в Афганистан. Отказали, заметив, что и границу охранять не менее важно и почётно. Жаль, конечно. Почти все мои друзья по учебке были направлены туда выполнять интернациональный долг.

Не геройство. Просто работа такая

После армии наш герой решил продолжить службу в милиции, начав её в 1981 году в отделе охраны Первомайского райотдела милиции УВД Фрунзе. Через пару месяцев его перевели механиком-водителем в оперативную группу захвата. Вскоре вновь учебка — Фрунзенская спецшкола милиции МВД СССР. Здесь-то и совершил Калыгул один из первых подвигов.

— В течение суток милиционеры столицы не могли задержать особо опасную группу преступников, за которыми числилось 17 разбоев с применением оружия и пытками раскалённым утюгом, — вспоминает полковник Омуралиев. — Курсантов школы тоже подключили к патрулированию улиц, предупредив, что преступники могут быть вооружены. Повезло нам, что ли, но на территории заброшенной птицефабрики близ села Сокулук встретили подозрительных мужчин. Вроде как, похожи на тех, что значились в ориентировке. Вместе с однокурсником Талайбеком Дегембаевым осторожно подошли поближе. Точно, они! Недолго думая, нырнули с дувала-забора прямо на них. Ни оружия, ни спецсредств у нас не имелось. Нас не смутило то, что их трое, а нас — двое. Третий, Чолпонбек Койчукенов, оставленный для наружного наблюдения, примчался к нам на подмогу через несколько мгновений. Видимо, эти отморозки не ожидали столь дерзкого нападения, да к тому же ещё сверху. В общем, сбили их с ног, повалили на землю и скрутили руки за спиной ремнями, а затем на попутном КамАЗе доставили в Сокулукский райотдел милиции. Там все облегчённо вздохнули. Отбой! Поймали разбойников! Начальник райотдела капитан О. Кутуев, похвалив нас за добросовестное несение службы, заверил, что в рапорте вышестоящему начальству он сообщит об успешном выполнении спецоперации и нашем геройском поведении.

За задержание особо опасных членов ОПГ нашего героя отметили наградами замминистра ВД Киргизии В. Зайцева и министра ВД СССР А. Федорчука. Не менее «простенькое» задержание подобных отморозков случилось несколько лет спустя. Правда, Калыгул и в тот памятный момент, мягко говоря, рисковал не только собственным здоровьем.

— Да уж, покатался я в тот день на капоте «Нивы», — вспоминает «боевой» Калыгул. — При автопатрулировании недалеко от политехнического института решили осмотреть подозрительную автомашину. Только приблизились к ней, она сорвалась с места и наутёк. Мы за ней. Кружили по городу минут двадцать. На красном свете светофора «Нива» и наше авто остановились на перекрёстке Московской — Некрасова. Я вышел из спецмашины и направился к беглецам. Они же, включив задний ход, от меня. Я за ними. Смотрю, хотят меня протаранить. Запрыгиваю на капот «Нивы», хватаюсь за стеклоочистители и держусь. Вот и катался с ними, распластавшись на капоте автомашины, мчавшейся с бешеной скоростью, водитель которой пытался избавиться от меня, резко виляя влево-вправо и резко тормозя. Почти разбив лобовое стекло, требую остановиться. Не реагируют, более того, ещё возмущаются, мол, что повредил стекло. Правда, вскоре стали предлагать 2 000 рублей за то, чтобы оставил их в покое. Торгуюсь, дескать, 5 000 давай и прошу, чтобы боковое стекло открыли, мол, плохо слышно. Как только они это сделали, схватился за руль и попытался ключ зажигания извлечь. Не получилось. Держусь за пустую кобуру пистолета и кричу, что, мол, сейчас применю оружие!

Видимо, вновь повезло нашему герою: удержался-таки на капоте машины и не пострадал при задержании. Своевременно появилась оперативная машина, и вскоре подозреваемых уложили, скрутили и доставили куда надо. Несколько позже у задержанных (трое мужчин) обнаружили более 10 килограммов наркотиков. По тем временам — особо крупная партия. Готовились документы для представления нашего героя к ордену Красной Звезды. Но что-то там не срослось. Правда, несколько позже руководство ведомства, что естественно, отметило заслугу героя, но скромнее.

Порой доходило и до стрельбы

Много памятного и геройского было в службе полковника Омуралиева, но этот, не менее памятный, случай он вспоминает с улыбкой.

— Опять же, возвращаясь домой после службы с коллегой по работе — ст. лейтенантом милиции Аманом Рахмановым, заметил подозрительную группу из трёх мужчин, толкающих легковушку. Решили проверить у них документы. Так, на всякий случай. Незнакомцы возмутились, оказали сопротивление. Неожиданно один из них, детина будь здоров, ударом ноги в лицо сбил моего коллегу, — вспоминает герой этого материала. — Втроём начали наседать на 60-килограммового Калыгула. Отступив пару шагов, он, выстрелив дважды вверх из пистолета, попытался урезонить каратистов. Но последние, видимо, не осознавая серьёзности момента, ещё активнее стали действовать. Пришлось стрелять на поражение. Одного он ранил в живот, другого пуля царапнула по голове, и он вместе с третьим сообщником кинулся в темноту. Калыгул Омуралиев, загрузив в свою легковушку бесчувственного коллегу и стонущего «каратиста», помчался в горотдел милиции, где пострадавшим оказали первую медпомощь и завели уголовные дела. Второй раненый и его подельник-спринтер вскоре были задержаны. Оказалось, что выпущенная Калыгулом пуля попала строптивому юнцу в разинутый рот и, не повредив ни единого зуба, ушла через щеку.

Забавный факт, но несколько лет спустя «подранок-везунчик», став российским милиционером, по сей день несёт службу на поприще охраны порядка. Будучи уже в звании капитана полиции, он порой звонит по телефону «байке» и искренне благодарит седовласого опера за поучительный исход той, о-очень памятной для него встречи. Получается, что вроде как К. Омуралиев наставил молодца на путь истинный.

Много чего смог бы ещё рассказать автору этих строк опытный оперативник. О том, как боролся с оргпреступностью в Кыргызстане, а затем с 1986 года делал это восемь лет в Хабаровском крае. Здесь же он окончил российскую спецшколу МВД и получил ряд поощрений. После распада СССР Калыгул вернулся на родину и восстановился в органах правопорядка. Лично участвовал в задержании уголовных авторитетов, а в 1998 году его назначили начальником угро Нарынской области, где под его руководством раскрыли ряд тяжких и особо тяжких преступлений. В течение ряда лет на управлении «висело» семь нераскрытых убийств. Но после его прихода за месяц раскрыли все. Виновные выявлены, задержаны и осуждены.

После выхода на пенсию

К. Омуралиеву не сиделось дома, и он продолжил трудиться в сфере охраны. Сначала руководя службой безопасности «Мегакома» в Бишкеке, а затем МГИМО — в России. Там же, в России, с бывшими коллегами проводил профилактическую работу со своими соотечественниками, работающими и обучающимися в Москве.

Сергей СЯЧИН.

Фото автора.






Добавить комментарий