Main Menu

Академия национальных святынь

На днях прочёл на страницах СМИ две статьи, своеобразные мнения-размышления об открытии в стране Академии эпоса «Манас» и Ч. Айтматова. Их авторы — известные в республике публицисты, учёные, литературоведы К. Мамбеталиев и Байас Тураи. Идея об открытии такой академии прозвучала в докладе Президента Кыргызстана С. Жээнбекова. Его глава государства сделал на торжественном собрании, посвящённом 90-летию Чингиза Айтматова в декабре прошлого года.

Следует отметить, что весьма достоен уважения почин главы государства о том, чтобы сделать достоянием всего мира великое творение кыргызского народа — эпос «Манас» и замечательные общечеловеческие ценности произведениий Ч. Айтматова, а также всесторонне изучить и исследовать их.

В статьях двух публицистов-учёных зримо вырисовывается, что создатели Академии эпоса «Манас» и Ч. Айтматова должны ставить перед собой очень ответственные, непростые образовательные, научно-исследовательские, культурно-просветительские и пропагандистские задачи. Достижение образовательных целей и подготовка манасоведов и айтматоведов, полагаю, прежде всего должны возлагаться на систему высших учебных заведений. Там имеются филологические, исторические, философские и другие гуманитарные факультеты, а также сложившаяся в вузах традиция обучения высокопрофессиональных кадров филологов, литературоведов и исследователей устного народного творчества по направлению «фольклористика». В вузах, в особенности в Кыргызском национальном универститете имени Ж. Баласагына, КГУ имени И. Арабаева, Ошском государственном университете и других, сформировался большой отряд учёных, которые успешно готовят педагогов, литературоведов, научные кадры исследователей устного народного творчества кыргызов, изучающих весь период существования нашего этноса. В то же время в вузах уже утверждены программа направления, объём часов лекционного курса, разбивка лекций по семестрам, по учебному процессу.

Думается, что есть необходимость в принятии постановления правительства по улучшению и совершенствованию подготовки кадров по направлениям «фольклористика» и «литература советского и постсоветского периодов» на вышеуказанных факультетах. Нельзя не согласиться с объективным мнением публициста-учёного К. Мамбеталиева, когда он ставит вопрос о проблемах по устройству на работу выпускников вузов с дипломом специалиста по манасоведению и айтматоведению. Поэтому считаю, что подготовку кадров по этим направлениям разумно и эффективно вести в системе подготовки по направлению «филология», только так, чтобы часть студентов специализировалась на кафедрах фольклористики (если кафедр нет, то необходимо их окрыть) и читались расширенные специальные курсы по устному народному творчеству не только кыргызов, но и всех тюркских народов, и по произведениям

Ч. Айтматова. Для этого нет необходимости тратить большие финансовые средства на здания, аудитории, кабинеты, новонабранный профессорско-преподавательский состав и прочие нужды. Часть существующего научно-педагогического потенциала филологических факультетов необходимо перераспределить и перенаправить в фольклористику и айтматоведение, а также возложить на Академию эпоса «Манас» и Ч. Айтматова подготовку кадров по ним, что потребует финансовых затрат и займёт немало времени.

Теперь хотелось бы остановиться на другой миссии новосоздаваемой академии — научно-исследовательской. В системе Национальной академии наук страны с первых дней её рождения существуют Институт языка и литературы, Институт истории, с середины 50-х годов прошлого столетия — Институт философии и права, в которых идут процессы всестороннего и содержательного изучения, ведутся глубокие исследования и издаются публикации по устному народному творчеству, в том числе по эпосу «Манас», литературе народа Кыргызстана и произведениям Ч. Айтматова. Впереди предстоит решать большие задачи по изучению богатого наследия и устного народного творчества кыргызов. В то же время мы должны признать то, что по сравнению с вузами или научно-исследовательскими государственными учреждениями в стране по исследованию и выпуску вариантов эпоса «Манас», малых эпосов, айтышов, пословиц и поговорок, т. е. по исследованию устного народного творчества, многое сделано в Национальной академии наук.

Здесь сосредоточен коллектив учёных, которые занимаются сбором рукописей (между прочим, богатый рукописный фонд также сконцентрирован в нашем институте), расшифровкой, расцифровкой и подготовкой их к печати. Благодаря их напряжённому и кропотливому труду подготовлены и опубликованы более 60 вариантов эпоса «Манас», более 20 малых эпосов, таких как «Курманбек», «Эр Табылды», «Эр Тоштук», «Жаныш-Байыш», «Кожожаш». Основные варианты эпоса великих манасчи Сагымбая и Саякбая также подготовлены здесь. Недавно выпущена серия книг «Эл адабияты», в которую вошли не только крупные произведения акынов, манасчи, но и кыргызские пословицы, поговорки, сказки, детский фольклор, плачи (кошоктор), народные игры, религиозные стихи и песни, песни-наигрыши, повествование о наигрышах, мифы, сатира, юмор, крылатые слова, басни, ораторские речи, были, легенды, генеалогия, сказки о быте,загадки, вымыслы, скороговорки, литература зарубежных кыргызов. Академия наук имеет большой опыт по сбору и публикации произведений кыргызского устного народного творчества. Поэтому передавать функции научного исследования устного творчества кыргызов и их публикации новой академии, мне думается, не продуктивно и не нужно. Тем более что в создаваемой академии научные кадры пока отсутствуют, а для их подготовки необходимо время.

Остаётся третья функция — культурно-просветительская и пропагандистская. К сожалению, необходимо признать, эту непростую задачу, по объективным факторам, Академия наук пока не осиливает. Тем более основные задачи НАН — научно-исследовательская и подготовка научных трудов к изданию и публикации. Полагаю, новой академии было бы разумно передать именно просветительскую и агитационно-пропагандистскую функции. Подобный успешный опыт у нас имеется. В середине 90-х годов прошлого столетия, в период подготовки к 1000-летию эпоса «Манас», Государственная дирекция 1000-летия эпоса «Манас» и её три структуры — «Манас айылы», «Манас кумбозу» и научно-пропагандистсий проект «Мурас» проделали огромную культурно-просветительскую, пропагандистскую и организационную работу по приобщению многонационального народа Кыргызстана (от воспитанников детских садов до людей старшего поколения страны) к великим ценностям эпоса «Манас». Вышеназванные дирекции успешно справились с поставленной задачей, и вместе с руководством и общественностью республики мы достойно провели тысячелетний юбилей выдающегося духовного памятника кыргызского народа не только в масштабе страны, но и на мировом уровне.

В заключение мне хотелось бы отметить: если каждое государственное учреждение, каждый гражданин страны начнут заниматься вверенной им функцией на высокопрофессиональном уровне, со знанием порученного дела, то мы уверенно сможем реализовывать на практике поставленные главой государства судьбоносные задачи по глубокому исследованию, изучению и распространению великих ценностей эпоса «Манас», устного народного творчества кыргызов и произведений нашего прославленного классика словесности Чингиза Айтматова.

Абылабек АСАНКАНОВ, директор Института истории, археологии и этнологии НАН, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН Кыргызстана.






Добавить комментарий