“Особенности” национального образования в переходный период
Известно, что по числу вузов наша страна впереди планеты всей, и это не всегда синоним высококачественного образования. Именно поэтому более года назад правительством принята Концепция оптимизации сети высших учебных заведений государства. Ее цель — формирование эффективно функционирующей сети высших учебных заведений различных форм собственности. Предполагалось обеспечение ее системности и последовательности этой сети, с учетом изменений нормативной базы и социально-экономической ситуации.
Для реализации концепции создали пошаговый план мероприятий для демонтажа системной коррупции в высшем профессиональном образовании. На первом этапе было принято решение оптимизировать внутривузовскую организационно-управленческую структуру путем исключения дублирующих структурных подразделений, для повышения эффективности использования ресурсов и оптимизации бюджетных и контрактных средств.
Так, для оптимизации структуры управления Кыргызского национального университета ученый Совет решил ликвидировать 7 институтов со статусом юридического лица путем их присоединения к университету без финансовой и юридической самостоятельности. На основании этого решения приказом ректора были созданы ликвидационные комиссии для каждого института.
В итоге все институты со статусом юридического лица ликвидированы как юридические лица и лишены финансовой самостоятельности с закрытием счетов в банках. Ввиду того, что работодателем для сотрудников становится ректор университета и движение студентов будет оформляться приказом, то потребность в существовании студенческого и общего отделов кадров, международного и учебного отделов в каждом из 7 институтов отпала, отделы ликвидировали в каждом институте. Так как институты лишаются финансовой самостоятельности, нет необходимости в отдельной бухгалтерии, хозотделе и канцелярии. Все отделы стали общими для факультетов, единственным работодателем и распределителем финансовых ресурсов стал ректор университета.
Указанные обстоятельства практически привели к тому, что институты по своей сути стали выполнять функции факультетов. Более того, в большинстве институтов реализовывалась только одна образовательная программа. Так, например, в Юридическом институте — юриспруденция, в Экономическом институте — экономика и т. д. Именно по этой причине все институты были преобразованы в факультеты. По сути 5 лет назад они и были трансформированы в институты из факультетов.
Звучали возражения, что они не могут быть факультетами, так как студентов много, но масштабы структурного подразделения не меняют его функции. Например, в западных университетах есть факультеты с 5-6 тысячами студентов, однако это не говорит о том, что они должны стать институтами. Количество студентов говорит о привлекательности образовательной программы. К сожалению, в нашей стране все хотят быть банкирами и прокурорами, учиться именно на экономическом и юридическом факультетах, а не, например, на химическом, или физическом, и стать учителем физики или химии в сельской школе.
Следует отметить, что некоторые государственные университеты выбрали другой способ оптимизации. Откровенно говоря, многие решили только имитировать оптимизацию, закрыв институтские счета в банках и ликвидировав юридическую регистрацию в Министерстве юстиции, а все службы в институтах сохранили (отдел кадров, студенческий отдел кадров, международный отдел, отдел карьеры и практики и т. д.), тогда как по сути все эти службы дублируют функции центральных органов университета. В результате такой оптимизации не будет ни экономического, ни политического эффекта, но вместе с тем можно успешно отчитаться перед Министерством образования и науки о проделанной работе.
Любая реорганизация — процесс сложный и болезненный, поэтому руководство КНУ приложило все усилия, чтобы трудоустроить высвобожденных сотрудников институтов. Многие из них совмещали административную и педагогическую деятельность, поэтому высвобожденным административным сотрудникам была предоставлена педагогическая нагрузка. Хотелось бы отметить, что сокращение коснулось только административно-управленческого персонала. Профессорско-преподавательский состав оно практически не затронуло. Следует особо отметить, что административный персонал институтов, созданных при университете, был неоправданно раздутым, что приводило к неэффективному использованию финансовых ресурсов самих институтов. В результате реорганизации административный персонал в институтах сократили на 90%, большую часть функций делегировали центральным органам управления университета. Экономический эффект от проведенных реорганизаций составил более 60 млн. сомов. Полученная экономия использована для увеличения заработной платы преподавателей. Так, преподавателям-бюджетникам с 1 сентября 2015 ее увеличили на 4 500 сомов, а преподавателям-контрактникам — на 2 000 сомов. Такую схему выбрали для того, чтобы выровнять заработную плату между преподавателями-бюджетниками и преподавателями-контрактниками.
Для усиления эффективности управления университетом была создана автоматизированная система управления вузом и единая интегрированная база данных университета с помощью интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС).
Внедрение ИАИС позволит существенно улучшить управленческий учет в университете. К сожалению, до сих пор:
- — в бухгалтерии не было базы данных и невозможно было отследить процесс оплаты студентами обучения, невозможно было отследить и их движение;
- не существовало единого учебного портала, где выставлялись оценки студентам, это было тайной информацией каждого факультета;
- не имелось базы данных преподавателей и сотрудников КНУ.
Весь учет велся вручную. Учитывая масштабы КНУ, можно представить себе уровень погрешностей при расчетах как финансовых, так и людских ресурсов.
Внедрение ИАИС позволило минимизировать контакт между преподавателями и студентами, между секретарями и студентами в период сессий для исключения коррупционной составляющей при выведении рейтинга студентов.
В результате реорганизации была создана классическая эффективная структура управления университетом, ликвидировано дублирование подготовки специалистов, оптимизировано количество административно-управленческого персонала, что в свою очередь позволило улучшить материальную базу университета и увеличить заработную плату профессорско-преподавательскому составу КНУ. В конечном итоге все это должно способствовать улучшению качества обучения в Кыргызском национальном университете имени Ж. Баласагына.
Указанные выше прогрессивные нововведения ректора Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына встретили активное противодействие со стороны лишившихся своих привилегий директоров самостоятельных институтов, имевшихся в составе единого университета. И это, надо полагать, естественное состояние для чиновников, ощущавших себя «самостоятельными князьями» в едином государстве. Подумать только: директора этих 7 институтов настолько «осамостоятелинись», что считали себя чуть ли не ректорами, а отдельные из них уже обзавелись служебными машинами.
В результате реорганизации было сэкономлено 60 млн. сомов, бюджетникам подняли зарплату на 4,5 тыс. сомов, а контрактникам на 2,0 тыс. сомов, в общей сложности сократили 650 человек, но многих перевели в категорию преподавателей, самих преподавателей не сокращали. Недавно провели оптимизацию и по количеству кафедр: на одну образовательную программу оставили только по одной кафедре, и в итоге 1 сентября будут сокращены 22 кафедры. Пока их не стали трогать, потому что в середине года трудно будет трудоустроить людей.
В целом коллектив Национального университета с огромным воодушевлением встретил реорганизацию. Самое главное, что проведенные мероприятия позволят улучшить качество образования, эффективно использовать финансовые ресурсы вуза.
В настоящее время противники реформ в университете пытаются использовать все свои связи и возможности для дискредитации его руководителей. В ход идут провокации и использование нечестных силовых методов. Мы думаем, что руководители страны, Министерства образования и науки, общественность будут внимательно отслеживать сложившуюся в КНУ им. Ж. Баласагына ситуацию. Руководство и коллектив университета верят в необходимость и чистоту проводимых прогрессивных начинаний.
Related News
Продолжая путь первого учителя
Торага Нурланбек Шакиев принял участие в конференции, посвящённой 140-летию со дня рождения первого просветителя, выдающегосяRead More