Main Menu

2016: правительство стабилизировало экономическую ситуацию в стране

2016: правительство стабилизировало экономическую ситуацию в стране

Как сообщала наша газета, премьер-министр Сооронбай Жээнбеков представил отчет о деятельности правительства за 2016 год на рассмотрение коалиции фракций парламентского большинства Жогорку Кенеша.

Как сказал глава кабмина, в отчетном периоде свою работу правительство ориентировало на достижение приоритетов, определенных в его программе «Доверие и единство» на 2016 год. Ее исполнение по целям составило 90%.

В Кыргызстане реализуются различные секторальные и отраслевые стратегические документы. Обобщенный показатель реализации общегосударственных программ за 2016 год сложился в 78,1%. Индекс доверия населения по итогам 2016 года составил 27,8 балла, что на 5,8 балла больше, чем в 2015 году. Согласно методологии по осевой шкале, индекс доверия населения за 2016 год в процентном выражении равен 63,9. Еще одной внешней оценкой развития страны является положение Кыргызстана в международных рейтингах. Индекс восприятия коррупции — на 136-м месте, что на 2016: правительство стабилизировало экономическую ситуацию в стране 13 позиций ниже, чем в 2015 году. Это обусловлено тем, что в отчетном году в индекс добавили 9 стран, а его оценка по нашей стране не изменилась и составила те же 28 баллов. Индекс экономической свободы — на 89-м месте, улучшение на 7 позиций. Индекс Doing Business — на 75-м месте, снижение на 2 позиции. Это связано с изменениями в методологии и количестве стран в рейтинге, но по показателям республика улучшила свои оценки по сравнению с предыдущим годом. Индекс глобальной конкурентоспособности — на 111-м месте, снижение на 9 позиций. Показатели Кыргызстана в данном рейтинге снизились в связи с кризисом и экономическим спадом в странах — основных торговых партнерах. Индекс социального прогресса — на 79-м месте, улучшение на 14 позиций. Индекс свободы прессы — на 85-м, повышение на 3 позиции. Индекс процветания — на 77-м, как и в предыдущем году.

В целях улучшения показателей республики в международных рейтингах утвержден отдельный План действий по основным направлениям: подключение к системе электроснабжения, налогообложение, обеспечение исполнения контрактов и разрешение неплатежеспособности. В целом интегрированные позиции в международных рейтингах Кыргызской Республики в процентном выражении в 2016-м составили 42,2, что на 0,2% больше, чем в предыдущем году. Таким образом, согласно новому формату, интегральный показатель работы правительства за отчетный год составил 46,9%.

2016: правительство стабилизировало экономическую ситуацию в стране Главной задачей правительства на 2016 год стало удержание динамики экономического роста, который вызвало влияние негативных тенденций в мировой экономике и в странах — основных торговых партнерах Кыргызстана. По итогам отчетного года объем ВВП сложился в сумме 458 млрд. сомов, а реальный темп роста составил 103,8% при прогнозе 2,7%. Дефлятор ВВП оказался на уровне 102,5%. Экономический рост обеспечен всеми секторами экономики. Среднегодовой уровень инфляции в 2016 году достиг 100,4%, что является одним из самых низких показателей стран ЕАЭС. Несмотря на падение объемов промышленной продукции за I квартал 2016-го на 25%, к концу года правительству удалось обеспечить рост данного сектора на 5,2%. В отчетном году произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 197,1 млрд. сомов. Здесь отмечено увеличение за счет большего производства продукции животноводства на 2,5% и растениеводства на 3,7%. Так, если в целом по союзу стоимостные объемы взаимной торговли сократились в 2016 году, то Кыргызстан увеличил поставки своей продукции на 4,4%. В отопительном сезоне 2016/17 энергетическая система работала стабильно. В энергетической отрасли выработано 13,04 млрд. кВт.ч электроэнергии, что на 85 млн. кВт.ч больше, чем в 2015-м. Потери сократились с 15 до 13,9%. Общий объем валовой продукции строительства в 2016 году составил 128,6 млрд. сомов и увеличился на 7,4%. Валовой выпуск сферы услуг за 2016 год сложился в объеме 387,7 млрд. сомов, и реальный темп роста составил 102,9%. Поступление прямых иностранных инвестиций в сравнении с 2015 годом снизилось на 58,4% и составило $654,8 млн. 40% инвестиций, которые пришли в Кыргызстан в 2016 году, — это инвестиции из государств ЕврАзЭС. Объем импорта товаров равен $3 919,1 млн. и снизился на 3,7%. Объем экспорта товаров — $1 544,6 млн., увеличение на 5,1%. Дефицит торгового баланса в январе-декабре 2016 года сложился в сумме $2 374,5 млн., сократившись на 8,6% по сравнению с 2015 годом.

2016: правительство стабилизировало экономическую ситуацию в стране Так, общий объем доходов государственного бюджета за 2016 год составил 130,6 млрд. сомов, и по сравнению с 2015-м доходы возросли на 1,8%, или на 2,3 млрд. сомов. Вместе с тем налоговых поступлений собрано на 11,8 млрд. сомов больше, чем в предыдущем году. За 2016 год расходная часть республиканского бюджета исполнена в сумме 131,3 млрд. сомов и в сравнении с 2015-м увеличилась на 18,4 млрд. сомов, или на 16,3%. В 2016 году удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу составил 53,5%, или 73,1 млрд. сомов. За отчетный период на выплату госпособий из средств республиканского бюджета профинансировано 5,4 млрд. сомов, что на 10,3% больше по сравнению с 2015-м. По итогам 2016 года показатель младенческой смертности составил 16,6 на 1 000 родившихся. Показатель детской смертности снизился на 8%. Показатель материнской смертности в республике уменьшился в 2016 году на 29,9% по сравнению с 2015-м. Средняя реальная заработная плата учителей школ составила 13 824 сома в месяц, впервые сравнявшись со средней реальной заработной платой по стране. Самое важное, что в условиях кризиса правительство обеспечило 100-процентное финансирование защищенных статей бюджета (заработная плата, отчисления в Соцфонд, расходы на медикаменты, питание, пособия, стипендии). В 2016 году профинансировано строительство 278 соцобъектов на сумму 5,2 млрд. сомов, из которых завершено 97 объектов. В отчетном году объемы работ по строительству и ремонту дорог выполнены на сумму 4 871,4 млн. сомов, что составило 144,3% к показателю 2015 года. Из них выполнение по текущему бюджету равно 1 914,1 млн. сомов и по объектам государственных капитальных вложений — 2 957,3 млн. сомов. Правительство продолжает реабилитацию международных и внутренних транспортных коридоров.

2016: правительство стабилизировало экономическую ситуацию в стране Несмотря на выпадение доходов в бюджете, кабмин продолжил либерализацию фискального режима для развития бизнеса и улучшения конкурентоспособности наших предприятий в рамках ЕАЭС: отменили налог с продаж для экспортеров товаров, работ и услуг (с 1 января 2016 года); установили нулевую ставку налога с продаж для операций в безналичной форме (c 1 июля 2016 года); вдвое снижены ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме (с 6 до 3%); до 1 сентября 2018 года сохраняются действующие льготы по налогу на прибыль и НДС для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции (освобождение от НДС и налога на прибыль); местным органам самоуправления делегированы полномочия по сбору местных налогов, а также налога на основе обязательного и добровольного патента.

2016: правительство стабилизировало экономическую ситуацию в стране В целях защиты отечественных производителей и борьбы с нелегальным ввозом товаров введен минимальный уровень контрольных цен, вводится механизм внедрения контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в онлайн-режиме. В данное время разрабатывается новая редакция Налогового кодекса Кыргызской Республики. Кроме того, в текущем году правительство продолжит работу над оптимизацией лицензионно-разрешительной системы, включая внедрение автоматизированной системы выдачи лицензий.

Одна из важных проблем бизнеса — доступ к финансам. Правительство планомерно ведет в этом направлении следующую работу: создано ОАО «Гарантийный фонд» с капиталом 282 млн. сомов, на сегодняшний день выдано 19 гарантий на сумму 17,7 млн. сомов; в рамках проекта «ФСХ-4» выдано 13 245 кредитов на сумму 4,8 млрд. сомов, к уровню 2015 года рост льготных кредитов составил 26,3%; кабмин примет среднесрочную программу продвижения инвестиций на 2017-2019 годы и активизирует подготовку и реализацию проектов ГЧП.

 

По итогам 2016 года из $500 млн., выделенных Российской Федерацией, уже одобрено 647 проектов на сумму $202 млн. Для полноценного использования возможностей нового рынка в рамках ЕАЭС надо создать буферную инфраструктуру для отраслей экономики. Для этого в 2017 году продолжится работа по запуску проекта «Технополис» для текстильно-швейного производства. Данный вопрос уже четвертый год находится на начальной стадии. В отчетном году правительство решило главный вопрос с выделением земельного участка в селе Военно-Антоновка. Кроме того, кабмин принял Концепцию развития хлопковой отрасли в Кыргызской Республике на 2017-2021 годы. Для поддержки этих направлений начата реализация следующих проектов: запуск предприятия «Текстиль Транс» в Токмоке; строительство текстильной фабрики «Дениз-текстиль» в Кара-Балте на сумму $ 35 млн.

Правительство разрабатывает стратегию развития сахарной отрасли. На данный момент уже предусмотрено предоставление 20-процентной скидки на железнодорожные перевозки для производителей свеклы. Кроме того, КРФР одобрил кредиты для модернизации сахарных заводов «Кошой» ($10 млн.) и «Кайынды-Кант» ($5,5 млн.). При решении данного вопроса страна будет обеспечена сахаром.

Для развития бизнеса и увеличения экспортной продукции в 2016 году создан единый институт по привлечению инвестиций и продвижению экспорта, а также актуализирована Программа по развитию экспорта.

В целях использования полного потенциала и возможностей ЕАЭС для нашей страны, а также поиска и выхода на новые рынки сбыта планируется продолжить работу по признанию эквивалентности системы ветеринарного контроля со странами ЕАЭС. Для этого продолжится создание комплекса современных лабораторий, соответствующих международным стандартам сертификации качества. Ожидается и внедрение информационной системы по отслеживанию ветеринарных и фитосанитарных сертификатов. Оснащены 4 пункта пропуска — «Манас», «Ош», «Торугарт», «Иркештам» и 7 ветеринарно-контрольных пропускных пунктов — «Торугарт», «Иркештам», «Достук», «Кызыл Бел», железнодорожная станция Кара-Суу, аэропорты «Манас» и Ош. Дополнительно строятся и оснащаются 6 пунктов пропуска за счет средств государственного бюджета («Ак-Тилек», «Токмок-Автодорожный», «Кен-Булун»). Также за счет госбюджета возводятся 4 новые ветлаборатории в Таласе, Баткене, Караколе, Балыкчи, идет идентификация животных. И это поможет окончательно снять ветеринарный контроль на кыргызско-казахстанском участке границы. Продукция растительного происхождения вообще не имеет ограничений для экспорта.

Как сообщил премьер, подготовлен и перечень дополнительных изъятий по единому таможенному тарифу (ЕТТ) для Кыргызской Республики по приоритетным секторам, который в ближайшее время передадут в ЕЭК для рассмотрения (742 товарные позиции, в том числе по продукции, производимой в СЭЗ «Бишкек»).

Получение статуса «ВСП+» Европейского союза также требует внедрения системы инфраструктуры качества. В связи с этим разрабатывается план мероприятий по реализации Концепции развития национальной инфраструктуры качества страны до 2020 года. В связи со вступлением с 12 августа 2017 года в действие принципов ХАСПП и 18 технических регламентов ЕАЭС проводится информационная кампания по этим вопросам.

В сфере сельского хозяйства оказана поддержка внедрению технологии капельного орошения, обеспечены строительство и запуск 300 новых теплиц в регионах республики, начато строительство 10 современных предприятий по организованному убою скота и первичной переработке мяса.

Утверждена и реализуется Программа по созданию машинно-тракторных станций до 2020 года. В 2016-м по стране открылись 32 новые МТС и техсервисы, по лизингу выдано 259 единиц техники на общую сумму 376,7 млн. сомов.

Разработан проект государственной программы развития ирригации Кыргызской Республики на 2017-2026 годы, который вскоре будет утвержден. В целях обеспечения питьевой водой населенных пунктов и систем водоотведения в прошлом году правительство приняло Стратегию развития систем питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Кыргызстана до 2026 года. В соответствии с планом мероприятий по реализации стратегии до 2026 года на территории республики запланировано построить и реабилитировать системы водопроводов в 657 селах и 22 городах, в 26 районных центрах. С начала 2016-го начата реализация проектов, охватывающих 140 сел и 10 городов, на общую сумму 11 млрд. 754 млн. сомов. Одобрены проекты Баткена, Нарына, Оша (2-я фаза), Кара-Суу, Чолпон-Аты, Кызыл-Кии, Майлуу-Суу, Узгена, Токтогула и Балыкчи, по которым уже начата работа. По остальным городам разработаны технико-экономические обоснования, и вскоре ожидается подписание соглашения с ЕБРР.

Прошлый год оказался насыщен проведением политических и социально-культурных мероприятий международного масштаба. На высоком уровне состоялись саммиты глав государств СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, успешно проведены II Всемирные игры кочевников, отмечена 100-летняя годовщина Уркуна.

В 2016 году успешно проведены референдум по изменению Конституции и выборы депутатов в местные кенеши с применением биометрических данных. В прошлом году кабмин сделал упор на автоматизацию госуслуг. Для активизации данного вопроса в 2016 году принято решение о создании отдельного госоргана (ГКТИС), ответственного за внедрение электронного управления и информатизации. На базе функционального анализа на межведомственном уровне разработан госпортал электронных госуслуг «Тундук», отдельные элементы которого проходят тестирование.

В целях повышения рентабельности госпредприятий и их эффективного управления проведена оптимизация их деятельности. Всего проанализировано 1 130 ГП, по результатам этой работы в 2016 году ликвидировано 118, преобразовано в учреждение 81 ГП и реорганизовано путем присоединения 19. Таким образом, правительство начало изменение системы управления госсобственностью. Кроме этого, для повышения эффективности менеджмента планируется разработать и внедрить систему бонусов для органов управления, привязанную к финансовым результатам деятельности компаний. До конца 2017 года правительство планирует завершить полную инвентаризацию госимущества.

В целях развития регионов, раскрытия их потенциала правительство приняло Концепцию развития регионов. В ее основу заложен новый подход — города станут точками роста и локомотивами экономического развития регионов. Планируется в средне- и долгосрочной перспективе развивать специализацию регионов через создание соответствующей производственной, сельскохозяйственной и логистической инфраструктуры, а также формирование кластеров. Данный документ станет руководством при принятии концепции промышленного развития и концепции развития энергетики. Кроме того, в рамках реализации концепции индустриализации совместно с КРФР решено реализовать проекты по размещению необходимых промышленных и предприятий переработки сельскохозяйственной продукции в регионах.

Согласно принятому макроэкономическому прогнозу, рост экономики в 2017 году планируется на уровне 3,5%. По оценкам ЕЭК, это самый высокий показатель для пространства ЕАЭС. Но для достижения этой цели нужны эффективная реализация всех намеченных планов и поддержка всех ветвей власти, бизнеса и населения.

В этой связи Сооронбай Жээнбеков попросил поддержки и коалиции большинства. По предварительным итогам I квартала 2017 года рост ВВП уже составил 7,8%. В прошлом году в этом же периоде отмечено его падение на 6,4%. Правительству удалось стабилизировать экономическую ситуацию в стране и сбалансировать республиканский бюджет, в связи с чем глава кабмина попросил депутатов поддержать отчет правительства за 2016 год.

Фото Сабыра АЙЛЬЧИЕВА.






Добавить комментарий