Main Menu

Пуля для председателя и “мастера” ковровых дел

Память

Мы продолжаем знакомить читателей с самыми яркими страницами истории кыргызской милиции.

По воспоминаниям ветеранов органов внутренних дел, в начале и середине 1980-х годов в республике насчитывалось 426 особо опасных рецидивистов, 22 уголовных авторитета, три вора в законе, около 60 лидеров и организаторов преступных группировок, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Много хлопот милиции доставляли так называемые гастролеры из разных концов Союза, дерзкие и жестокие, отрицающие жизнь по законам местной воровской иерархии. Специалисты в сфере безопасности относят к этому периоду зарождение организованной преступности. Милиция работала на пределе своих возможностей, но, несмотря ни на что, профессионально раскрывала тяжкие и особо тяжкие преступления, вызывавшие широкий общественный резонанс.

Третьего декабря 1980 года в правительственной резиденции в Чолпон-Ате был убит председатель Совета Министров Султан Ибраимов. Проникнув в особняк через окно, преступник застрелил сначала его водителя-охранника, а затем, поднявшись на второй этаж, выстрелом в голову убил Ибраимова. Вышедшая на шум супруга успела заметить молодого человека европейской внешности с ружьем, спустившегося по лестнице и ушедшего в сторону озера. Прибывшая оперативно-следственная группа обнаружила на месте преступления осколки стекла со смазанными отпечатками пальцев и пятнами крови, гильзы патронов от двуствольного карабина «Белка». Ход расследования ЧП лично координировал первый заместитель председателя Комитета государственной безопасности СССР Ф. Бобков вместе со следователями по особо важным делам Генпрокуратуры. Сыщикам предстояло ответить на вопрос, кому помешал видный государственный деятель, пользующийся большим авторитетом у народа.

Все милицейские подразделения страны перешли на усиленный вариант несения службы. У каждого правоохранителя имелся фоторобот убийцы, составленный со слов супруги С. Ибраимова. Руководители отдела уголовного розыска МВД К. Албанов, В. Чернецкий, оперуполномоченные П. Горборуков, И. Жайлобаев, А. Лавров, начальник Чолпон-Атинского РОВД Ч. Сагынбаев и другие работали день и ночь. Чтобы нащупать ниточки для раскрытия этого резонансного преступления, проводились рейды с проверкой паспортного режима для выяснения, кто из местных жителей выехал из Чолпон-Аты после 3 декабря. Как рассказывали автору этих строк непосредственные участники расследования громкого дела, самостоятельно принимать решения мешало постоянное вмешательство союзного начальства, считавшего, что убийство С. Ибраимова произошло на национальной почве. Но отечественные опера профессионально занимались своим делом. Опытные эксперты-криминалисты чуть ли не каждый день проводили отстрел десятков карабинов Ижевского оружейного завода марки «Белка», временно изъятых у населения, тщательно исследуя отстрелянные гильзы. По оперативной информации, вышли на трех жителей Чолпон-Аты, владельцев карабинов, отказавшихся сдать их для проверки. В ходе допроса одного из них, 57-летнего И. Смагина, выяснилось, что оружие он передал своим родственникам, а где оно находится сейчас, не знает. Его соседи рассказали, что сын Смагина Александр 5 декабря уехал в неизвестном направлении. Во время обыска смагинского дома сыщики нашли дневник Александра с записью: «Буду беспощадно убивать каждого, кого возненавижу». За что так ненавидел Смагин-младший главу кабинета министров, который, как уже говорилось, был открытым, душевным и доброжелательным человеком, следствию выяснить так и не удалось.

Султан_Ибраимов
Султан Ибраимов

Спустя два месяца в Чапаевске Куйбышевской области в электричке обнаружили труп молодого человека, повесившегося на шарфе. В кармане его пальто нашли «Памятку депутату Верховного Совета Киргизской ССР» с телефонами, адресами и фамилиями народных избранников. Некоторые из них были подчеркнуты черным карандашом. По фото самоубийцы жители Чолпон-Аты опознали Александра Смагина. Экспертиза установила, что его группа крови идентична обнаруженной на разбитом стекле окна особняка в правительственной резиденции, совпали также отпечатки пальцев. Но поиски главной улики — карабина «Белка» — пока не увенчались успехом.

Начальнику Чолпон-Атинского РОВД Ч. Сагынбаеву через свою агентуру удалось выяснить, что оружие Александру Смагину подарил его родной дядя. В ходе допроса последний признался, что вместе с племянником часто пристреливал карабин в Семеновском ущелье. Там сыщики нашли более дюжины стреляных гильз и несколько пуль, застрявших в росших неподалеку деревьях. Было установлено, что в Султана Ибраимова и его водителя Александр Смагин стрелял из одного и того же оружия. Снова допросили его отца, и, припертый к стенке неопровержимыми доказательствами, он показал место, где хранился карабин.

С тех пор прошло 37 лет, но и сейчас неизвестны мотивы этого тяжкого преступления и его заказчики, тем не менее его раскрытие стало учебным пособием для начинающих следователей и оперативников.

14 декабря 1980 года… В этот день утром служба охраны центрального склада республиканской конторы «Киргизпотребсоюза» обнаружила пролом в стене складского помещения. При ревизии выявили пропажу импортных ковров на басно-словную по тем временам сумму — более 40 тысяч рублей. Расследовать «ковровое дело» поручили начальнику отдела уголовного розыска УВД города Фрунзе капитану милиции Василию Кигишьяну.

Отрабатывалось множество версий, две из них привлекли особое внимание членов оперативно-поисковой группы, сыщиков Т. Сироткина, А. Усубалиева,

А. Джамгырчиева и других. Первая — стена склада была разобрана именно в том месте, где лежали ковровые изделия, что свидетельствовало о хорошей ориентированности злоумышленников в помещении. Вторая — ковры вывозились на грузовой машине, задевшей правым бортом ворота склада. Такую с повреждениями нашли на автобазе «Киргизкоопторга». Учитывая, что воры постараются как можно скорее избавиться от краденого, установили постоянный контроль за столичными комиссионками и рынками, а также в Токмаке, Алма-Ате, Джамбуле, Канте, Кара-Балте и Георгиевке. Первая часть похищенного всплыла в Сокулуке после того, как поступила оперативная информация о приобретении импортных ковров некоторыми чиновниками районного масштаба. Задержав их реализаторов с поличным, вышли на остальных участников кражи, в том числе ее организатора — заведующего Аламединским райпотребсоюзом Василия Беляева. Кстати, он находился в оперативной разработке как один из «цеховиков», наладивший подпольное производство женского белья и колготок — страшного по тем временам дефицита. У задержанных и скупщиков при обыске изъяли ковры производства Бельгии, Италии и Японии на более чем 50 тысяч рублей. За кражу государственного имущества в особо крупном размере «ковровщиков» приговорили к длительным срокам лишения свободы. Материальный ущерб был полностью восстановлен. Для раскрытия этого преступления группе В. Кигишьяна потребовалось всего двое суток. К громким преступлениям прошлого столетия 1980-х годов относится дело банды Иванова, блестяще и с высоким профессионализмом раскрытое киргизской милицией. О разбойных похождениях этой преступной группы и ее ликвидации мы не так давно рассказали на страницах газеты. Напоследок хочется пожелать сегодняшним сотрудникам органов внутренних дел быть достойными хранителями и продолжателями славных традиций советских оперов.

Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке материала Совету ветеранов МВД.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий