Main Menu

Кызыл-Кия — город славных традиций и новых перспектив

Кызыл-Кия - город славных традиций и новых перспектив

«Любимый город может спать спокойно…» — этими душевными словами из песни легендарного Марка Бернеса хочется начать повествование о городе-труженике, городе-интернационалисте, городе дружбы и согласия, шахтерской столице Кызыл-Кие. Городу, богатому революционными, боевыми, трудовыми традициями, вскоре исполнится 120 лет.

История его возникновения и становления связана с углем и его добытчиками-шахтерами. Угольные залежи еще в ХVII веке открыли киргизские пастухи в ущелье Ишма-Булак. Сама природа способствовала этому — под воздействием селевых потоков и выветривания на отрогах холмов выступили наружу угольные пласты. Очень скоро местное население стало добывать для своих нужд «черный камень», который своей способностью гореть вызывал всеобщее изумление на мусульманском Востоке.

В 1898 году русский инженер В. Михайлов провел первые геологические изыскания. Именно с этого года начинается история рудника «Кызыл-Кия» (в переводе с кыргызского «красная тропа»). В 1901-1903 годах французские предприниматели Шотт и Фосс заложили в районе месторождений две наклонные шахты. В 1906-м в ущелье Джал открыл угольные копи русский предприниматель Ракитин. Следующим стало Джин-Джиганское месторождение.

В 1908-м все участки купил русский капиталист Батюшков, который вскоре заложил две вертикальные шахты, а к 1912 году создал акционерное общество, в состав правления которого вошли россиянин Калистратов и немец Шайкевич, представитель международного банка, тесно связанного с крупными финансовыми кругами Германии. Вскоре представители германского капитала прибрали к рукам и другие копи этого региона, заняв командное положение в угледобыче. Приток капитала рос одновременно с расширением объемов добычи. В 1913 году в Кызыл-Кие число рабочих достигло 700 человек, а добыча выросла до 2 913 тысяч пудов. Важным фактом для развития угольного региона стала построенная в 1909-м узкоколейная железная дорога, соединившая южный город с железнодорожной станцией Скобелево (Фергана).

Условия труда на угольных шахтах были невыносимо тяжелыми. Рабочий день длился 12-15 часов, охрана труда отсутствовала вообще, оплата не соответствовала тяготам, причем зачастую при равном труде его оплачивали по-разному, часто с задержками и нередкими вычетами в виде штрафов. Капиталисты удерживали из зарплаты шахтеров стоимость осветительных материалов и взрывчатых веществ. Невыносимо тяжелый труд, нищенское существование и жестокая эксплуатация вынуждали рабочих выступать с требованиями улучшения условий труда, сокращения рабочего дня, повышения зарплаты.

В эти сложные предреволюционные годы на руднике «Кызыл-Кия» жил и работал Матвей Недопасов, вместе с забойщиками Кривоносовым, Бондарем, Насоновым он вел революционную работу среди шахтеров. С 1910 года активизировалась деятельность социал-демократов на юге Киргизии — в Кызыл-Кию прибыли участники революции 1905-1907 годов И. Михайлов,
М. Гафуров, И. Едренкин, Л. Солнышко — руководитель первого рабочего кооператива в Кызыл-Кие.

По инициативе революционных рабочих 6 марта 1917 года на угольных копях Кызыл-Кии появился совет рабочих депутатов трудящихся — первый на территории Киргизии. Его председателем стал рабочий-большевик Едренкин. В ноябре 1917-го вся власть на руднике перешла в руки совета, первыми мероприятиями которого стали усиление надзора за работой шахт, улучшение снабжения продуктами. Шахтеры рудника первыми в Киргизии создали вооруженный отряд из 130 человек под командованием В. Хрипченко. С марта 1918 года на угольных разрезах появилось рабочее управление.

Летом 1918 года в южных районах Киргизии начались басмаческие погромы. Особенно активно действовали банды в Кокандском и Ошском уездах. Кызыл-Кийский кавалерийский отряд координировал свои действия с 4-й армией, которой командовали
М. Фрунзе, С. Буденный. Конный рабочий отряд часто выезжал в села Уч-Коргон, Наукат, даже Скобелево и другие районы для противодействия бандам. Басмаческий отряд Мадаминбека не раз пытался захватить Кызыл-Кию, но это ему не удавалось. Басмачи понимали, что пока существует Кызыл-Кийская республика, так именовали себя сами шахтеры, им не свергнуть советскую власть в Ферганской долине.

В силу чрезвычайного положения шахтерам рудника приходилось в труднейших условиях повышать угледобычу. В 1919 году реввоенсовет Ферганского фронта предписал шахтерам Кызыл-Кии доставить для нужд обороны 90 тысяч пудов угля. За три дня шахтеры выдали на-гора 105 тысяч пудов топлива.

С первых дней советской власти Россия оказывала существенную помощь в восстановлении и реконструкции шахт, предприятий рудника. В 1924-1927 годах одним из примеров этой помощи стало подведение ширококолейной железной дороги к шахтам Кызыл-Кии.

Именно шахтеры Кызыл-Кии стали первыми организаторами социалистического соревнования в Киргизии и его первыми победителями. Для расширения опыта делегации кыргызских шахтеров посещали Донбасс, Урал и другие угледобывающие районы. В 1931 году первой на юге республики стала издаваться шахтерская газета «За уголь».

Основных источников рабочих кадров насчитывалось всего два — выходцы из близлежащих сел и шахтеры из России. В 1928-м пришел работать на шахту №4 Алтымыш Сатыбалдиев — первый из угледобытчиков Средней Азии, в дальнейшем удостоенный звания Героя Социалистического Труда. В 1940 году кызылкийцы получили Красное знамя Наркомата угольной промышленности СССР и ЦК профсоюза угольщиков СССР.

Начало Великой Отечественной войны прервало мирную жизнь. Основополагающим требованием для каждого стал лозунг: «Все для фронта — все для Победы». В 1941 году кызыл-кийские угольщики менее чем за восемь месяцев выполнили годовой план добычи угля. На фронт ушло около 500 мужчин, их место заняли женщины — навалоотбойщицы, проходчики, мотористы.

Но не только трудом в забоях жители города, как и весь советский народ, стремились помочь защитникам Родины. В первые же месяцы войны по инициативе передовых рабочих страны объявлен сбор средств на создание народного фонда обороны. Началось его формирование с перечисления однодневного заработка, но люди вносили в фонд обороны деньги, ценные вещи, облигации государственного займа. В 1943 году трудящиеся республики сформировали специальную бригаду, которая поставила героическим шахтерам Донбасса 18 вагонов продовольствия. В числе делегатов были и угольщики шахтерского города.

После войны город восстановил свой потенциал не сразу. Наибольший рост и развитие он получил в 60-80-е годы. Здесь действовало 17 промышленных предприятий, 7 строительных организаций, 8 автобаз и ряд хозяйственных, коммунальных, бытовых организаций. Шахтеры выдавали на-гора от 700 до 1 миллиона тонн угля в год, широко развернулась открытая разработка.

История закрепила за Кызыл-Кией еще с 30-х годов прошлого столетия, кроме определения «шахтерский», еще два ярких, действительно документальных определения: «кочегарка Средней Азии» и «кузница кадров».

Вся Ферганская долина и южные области Казахстана обеспечивались углем Кызыл-Кии. Тогда появилось несколько тепловых электростанций, рассчитанных на местные угли. Одной из первых, еще в 30-е годы ХХ века, в регионе возвели Кувасайскую ГРЭС. Кроме того, в городе получили трудовую и партийную закалку, выросли до крупных партийных, государственных и общественных деятелей, организаторов производства сотни кызылкийцев. Выдающиеся жители города работали и работают не только во всех регионах республики, но и далеко за ее пределами. Среди них Торобай Кулатов, председатель Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, Амадали Курбанов, председатель Совнаркома Таджикской ССР, Абсамат Масалиев, первый секретарь ЦК КП Киргизской ССР, Владимир Петросьянц, министр здравоохранения Киргизской ССР, И. Мамажанов, министр мясомолочной промышленности Узбекской ССР, Анатолий Лелеко, управляющий трестом «Средазуголь», Наталья Никитина, второй секретарь Фрунзенского горкома партии, Эркин Адалбаев, председатель партийной комиссии ЦК КП Киргизии, Зулпукар Бектемиров, первый секретарь Нарынского горкома партии, Виктор Румянцев, зав. административным отделом ЦК КП Киргизии, Сабира Оморкулова, секретарь Президиума Верховного Совета Киргизской ССР, Деспина Пелюкпасиди-Ардиянц, заведующая Домом политпросвещения ЦК КП Киргизии, Вячеслав Ушаков, заместитель председателя ФСБ Российской Федерации, генерал Мурзали Абдурахманов, врач Михаил Лерман, шахтеры Петр Горбай, Матвей Аданин, строитель Иван Заря, жители города Семен Кузьминский, Михаил Алышев, Николай Давыдов, Эргеш Масаитов, Жусуп Анарбаев, Кочкор Ниязов, Юлдаш Мамаджанов, Шамши Кадыров, Адам Закиров, Миркамил Абдивасиев, Каримшер Абдумамунов, Исмаил Масаитов, Вера Купцова, Людмила Стефанович, Михаил Сенкевич, Михаил Рожков, Нина Борисова, Абдусаид Гафуров, Сагыналы Алманбетов, братья Лоцевы и многие другие.

Среди известных кызылкийцев — и выдающиеся профессионалы из разных сфер: Мирсаид Миррахимов, Аспандияр Маралов, Мурат Дадабаев, Анвар Ракаев, Борис Арефьев, братья Усмановы, Орунбай Шамшиев и многие другие деятели науки, культуры, искусства.
Город славных революционных, трудовых, нравственно-этических и интернациональных традиций, перестроившись в новых исторических реалиях, и сегодня живет полнокровной жизнью.

За годы независимости в Кызыл-Кие построен крупный цементный завод производственной мощностью 1 млн. тонн цемента в год. Функционирует крупнейший на юге Киргизии рынок «Айбек базары». Работает ряд акционерных обществ. Много делается в улучшении коммунально-хозяйственного, социально-культурного обслуживания горожан. Восстановлены старые и открыты новые детсады, вообще по охвату детскими дошкольными учреждениями город занимает ведущее место в республике. На стадии полного решения — водообеспечение жителей. Этот вопрос открыт уже многие годы.

Радуют глаз изменения, происходящие в благоустройстве, озеленении, санитарной очистке города. Горожане становятся свидетелями появления новых достопримечательностей типа кызыл-кийских «Бранденбургских ворот» (вход в городской парк), «Потемкинской лестницы», связывающей старую и новую части города, Аллеи дружбы и других.

Мы вправе сказать, что инициаторами всех дел являются мэрия, горкенеш, депутатский корпус, департамент муниципальной собственности и лично градоначальник Абиш Халмурзаев — коренной кызылкиец, прошедший путь от рядового автослесаря до мэра города.

В качестве эпилога остается добавить, что недавно шахтерскую столицу посетила большая группа (50 человек) кызылкийцев, которые в разные годы выехали на постоянное местожительство в другие страны. Они собрались в городе, где некоторые не были более двадцати лет, чтобы посмотреть, вспомнить, почувствовать запах Родины. По отзывам наших бывших земляков, такие глобальные перемены к лучшему, заметные усилия руководства, коммунальных служб и самих жителей делают город все более современным, привлекательным, удобным для проживания.

Валентина ВОЛЬСКАЯ,
г. Кызыл-Кия.






Добавить комментарий