Main Menu

Каких изменений ждать от Мирзиёева?

Ташкент, июнь 2016 года. Алмазбека Атамбаева, прибывшего для участия в юбилейном заседании ШОС, в аэропорту встречал Шавкат Мирзиёев, тогда премьер-министр

(На снимке: Ташкент, июнь 2016 года. Алмазбека Атамбаева, прибывшего для участия в юбилейном заседании ШОС, в аэропорту встречал Шавкат Мирзиёев, тогда премьер-министр.)

Новый глава соседней республики намерен жестко наказывать чиновников, забывших истину, что не народ служит им, а наоборот, они — народу. Тех, у кого память отшибло безнадежно, будут привлекать к уголовной ответственности.

Как правило, первая речь руководителя государства после его инаугурации воспринимается как программная. Для нового, второго по счету, Президента Узбекистана таким стало его недавнее выступление на торжественном собрании в честь 24-летия Конституции республики. Кардинальных реформ не предвидится, но все же есть интересные вещи, которые наводят на размышления.

Опытный чиновник и прагматичный человек, Шавкат Мирзиёев, видимо, прекрасно осознает, что нельзя делать каких-то резких движений на пути, выстроенном долго правившим предшественником. Тем более что, как говорится, еще земля над его могилой не осела. Поэтому новый глава государства в своей программной речи прежде всего неоднократно воздал должное Каримову. К примеру, отметил, что «имеющие концептуальный характер глубокие мысли и идеи» Ислама Абдуганиевича (в Узбекистане его титул «Первый Президент» пишут с большой буквы) легли в основу Конституции.

Ш. Мирзиёев не доволен существующей законодательной базой, а именно отсутствием в законах механизма прямого действия, следствием чего является большое количество ведомственных актов. Законы, заявил он, надо разрабатывать такие, чтобы они напрямую регулировали общественные отношения, а ведомственные акты резко сокращать. С этой целью новый Президент предложил учредить должность действующего на постоянной основе представителя кабинета министров в парламенте — Олий Мажлисе. Покритиковал чиновников: сами плохо следят за нововведениями (в результате только за последние три года 157 решений государственных органов приняты на основе законов, утративших силу) и не доводят новшества до населения. В первую очередь следует перестраиваться в этом направлении Минюсту.

Следующая задача — достижение подлинной независимости судебной власти. Для этого предлагается увеличить срок полномочий судей и «сформировать корпус высококвалифицированных судебных работников, способных принимать справедливые судебные решения».

Особое внимание предполагается уделить использованию возможностей махалли и участковых инспекторов. Созданные когда-то для профилактики правонарушений, сегодня эти инспекторы занимаются регистрацией уже совершенных преступлений и подготовкой отчетов в вышестоящие органы. Ш. Мирзиёев намерен в корне изменить отношение к делу, создав для участковых необходимые служебные и социально-бытовые условия.

Уходящий год в Узбекистане был Годом здоровой матери и ребенка. Шавкат Миромонович дал высокую оценку проделанной работе: оснащению медицинских учреждений современным оборудованием, профилактическим осмотрам населения, вакцинации детей, строительству спортзалов, модернизации водопроводных сетей, предоставлению кредитов молодым семьям и т. д. В общей сложности на эти цели израсходовано 7 триллионов 480 миллиардов сумов и более $190 миллионов (по последнему курсу 1 000 сумов составляют $3,2).

Наступающий год Ш. Мирзиёев объявил Годом диалога с народом и интересов человека. К такому решению его подтолкнули предвыборные встречи: «Я убедился: в последнее время мы как-то забыли о том, что надо разговаривать с людьми. Быть среди народа, общаться с ним открыто и искренне, слушать его заботы — все это, к сожалению, отошло на задний план». Через три недели после кончины Ислама Каримова Ш. Мирзиёев, будучи премьером и одновременно исполняя обязанности Президента, открыл виртуальную приемную премьер-министра страны. Проанализировав хлынувший туда поток обращений (более 218 тысяч), он пришел к выводу, что многие из проблем граждан можно было бы решить на местах, кабы органы власти и ведомства не забыли, что существует Закон «Об обращениях физических и юридических лиц». А забыли потому, что «контроль за его исполнением пущен на самотек». В связи с этим новый Президент предлагает привлекать забывчивых чиновников не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Начиная с 2017 года Ш. Мирзиёев намерен ввести систему отчетности хокимов всех уровней, руководителей органов прокуратуры и внутренних дел перед населением, а также в каждом районе открыть «народные приемные». Такие же приемные должны действовать и в каждой партии, включая Либерально-демократическую, от которой шли на президентские выборы и И. Каримов, и сам Ш. Мирзиёев.

Новый глава государства также считает необходимым, чтобы депутаты и сенаторы Олий Мажлиса ежемесячно, дней на 10-12, отправлялись в командировку в один из районов, изучали там деятельность органов исполнительной власти, прокуратуры и внутренних дел и делали соответствующие выводы. Предлагается подумать и над тем, чтобы в перспективе хокимов избирал народ.

Новый Президент намеревается уменьшить армию чиновников, сократить несвойственные, дублирующие функции. При этом особое внимание уделить совершенствованию деятельности аппаратов Президента и кабинета министров. Будет кардинально изменена система МВД, на местах введены должности заместителей хокимов и руководителей районных отделов внутренних дел по работе с молодежью.

Таким образом новый руководитель соседней республики намерен сосредоточить внимание на административных изменениях. Одним из первых программных документов, принятых его администрацией, очевидно, станет концепция административных реформ, рассчитанная на 2017-2020 годы.

Об экономике Шавкат Мирзиёев говорил мало. Из заслуживающего внимания отметим намерение резко снизить роль государства в управлении экономикой, предпринять конкретные шаги по глубокой переработке сырья, прежде всего хлопка-сырца, и повысить уровень жизни на селе, где проживает более половины населения страны. Уже в 2017 году в республике собираются начать программу строительства в сельской местности доступного и удобного жилья по обновленным типовым проектам.

Прозвучало также обещание поэтапно увеличить не только минимальный размер заработной платы, но и средней заработной платы как в бюджетных организациях, так и в хозяйствующих субъектах, а также пенсий, стипендий и социальных пособий.

Внешней политике новый Президент уделил также немного внимания. В ее основе будет по-прежнему лежать принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Среди международных организаций, сотрудничество с которыми отвечает национальным интересам Узбекистана, названы в первую очередь ООН, ШОС, СНГ, Организация исламского сотрудничества.

Наблюдатели отмечают, что в обозримой перспективе Узбекистан «мирзиёевский» вряд ли изменит наметившийся в последние годы курс на стратегическое сближение с Россией (напомним, это произошло после непродолжительного периода тяготения к США). Правда, остаются вопросы. Один из них: восстановит ли республика свое членство в ОДКБ, и если да, то когда? Отношение Ташкента к этой организации было, мягко говоря, непостоянное: он в нее вошел, через несколько лет вышел, затем восстановился и, наконец, в 2012 году приостановил свое членство. В сентябре, впервые выступая в Олий Мажлисе в качестве временно исполняющего обязанности Президента, Шавкат Мирзиёев заявил, что Узбекистан будет, как и прежде, твердо стоять на позиции неприсоединения к каким бы то ни было военно-политическим блокам, не допускать размещения на собственной территории военных баз и объектов других государств, а также пребывания своих военнослужащих за пределами государства. Однако некоторые эксперты убеждены, что проблемы безопасности вынудят Ташкент вернуться в ОДКБ, да и экономические соображения, мол, будут способствовать этому — ведь вооружение можно приобретать по льготным ценам.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий