Main Menu

Рожденные быть вместе

25 лет назад казахстанская молодежь вышла на главную площадь Алматы, чтобы выразить протест против решения Москвы о назначении своего ставленника руководителем Казахстана — Первым секретарем ЦК Компартии республики.

Наш собеседник — профессор, заведующий кафедрой конституционного права Кыргызского национального университета, заслуженный юрист КР, председатель Ассоциации казахов Кыргызстана Серикул КОСАКОВ.

— Серикул Косакович, сколько сегодня казахов проживает в Кыргызстане? Как они тут оказались?
— Здесь проживает примерно 39 тысяч казахов. В основном они попали  в Кыргызстан в 20-30-е годы прошлого столетия. В 20-х  была сплошная коллективизация, и многие раскулаченные бай-манапы, особенно из Северного Казахстана, бежали сюда. В 1932-1934 годах голод, вызванный политикой Голощекина, также сорвал с места моих соотечественников и заставил их искать спасения в других краях. А в Чуйской долине и Тюпе — на граничащих с Казахстаном территориях — казахи жили испокон веков.
Сам я приехал сюда в 1958 году. В  родном селе на Кордае окончил семилетку и, поскольку средней школы там не было, отправился на велосипеде продолжать учебу  во Фрунзе к брату, работавшему на заводе сельскохозяйственного машиностроения. Через некоторое время умерла мама (отца к тому времени уже не было в живых), и брат  вынужден  был отдать  меня  в  школу-интернат № 3 (ныне  школа-интернат им. Абдраева).
— В каких регионах Кыргызстана  осели казахи, чем в основном занимаются  и есть ли они на юге?
— Большинство проживает в Чуйской долине и  Бишкеке, есть и во всех трех южных областях, но мало — около 500 человек. Некоторые из них записали себя в документах кыргызами или узбеками. Это мы установили, когда вскоре после июньских событий обходили дворы, чтобы установить, какое число людей  нуждается в гуманитарной помощи.
Мои соотечественники заняты во всех сферах. Их немало среди ученых: есть доктора технических, химических, юридических наук. Много фермеров, бизнесменов — в  перерабатывающей промышленности, строительстве, торговле.
— Как известно, в последние годы большое число  кыргызов в поисках более высокого заработка отправились в Казахстан. А среди местных казахов не наблюдается такого оттока?
— Я специально поинтересовался   статистикой 1959 года. Поразительно, но факт: тогда здесь тоже  проживало  примерно столько человек. То есть никакого оттока. Правда, часть семей стала посылать своих детей учиться в Казахстан. Это понятно, но желания покидать  землю, которая давно стала для нас близкой, нет. Ведь вы знаете, у  кыргызов и казахов  родственные языки, схожие обычаи, менталитет.

— Сами часто бываете в Казахстане?
—  Раньше — да, у меня  налаженные  научные связи с ним,  на  Кордае живут родственники. Но в последний год, когда границу стало сложно пересекать из-за длиннющих очередей, вынужден  навещать реже.
— Как складываются отношения диаспоры с посольством Казахстана?
— Оно активно нас поддерживает. Помогло отремонтировать  офис ассоциации, предоставляет школьные учебники на казахском языке, которые мы распространяем среди диаспоры, чтобы  дети не забывали родного языка. При содействии посольства регулярно получаем казахстанские журналы, отправляем молодежь на учебу в Казахстан, на конкурсы, которые там проводятся.
В этом году  ассамблеи народов Кыргызстана и Казахстана заключили договор о всестороннем сотрудничестве, и инициаторами, кстати, стали  диаспора кыргызов в Казахстане  и наша диаспора. Этим летом по инициативе Мурата Ауэзова, сына известного писателя Мухтара Ауэзова, на  Иссык-Куле прошел «круглый стол», посвященный возрождению и укреплению связей между многочисленными народностями наших республик. Все расходы взяла на себя казахская сторона. На следующее лето мы решили снова собраться, но уже в более широком кругу — с участием  народов Центральной Азии.
В этом году отремонтировали дом-музей Мухтара Ауэзова в Чолпон-Ате, где он жил и работал в 1959-1961 годах. По инициативе мэрии города улицу, на которой находится  его дом, назвали именем писателя. Как известно,  Мухтар Ауэзов тесно общался с кыргызскими литераторами,  сыграл  большую роль в защите эпоса «Манас», исследовал  его и говорил о необходимости издания и    изучения. Вообще на определенном отрезке истории казахская элита сделала многое  для сохранения и продвижения самобытного кыргызского народного творчества. В частности, впервые европейскому сообществу о существовании эпоса «Манас»  сообщил в своих записках Чокан Валиханов.
— Как вы оцениваете уровень развития Казахстана в последние годы?
— Республика  достойно выдержала удары мирового финансового кризиса, уверенно  проводит политику межнационального согласия, создания равных условий для всех народов, населяющих ее территорию, четко отрегулированы вопросы  конфессиональной деятельности. Имидж Казахстана на мировой арене значительно вырос, он участвует во всех крупнейших саммитах,   с ним на равных ведут разговор мировые державы. Один только  факт, что государство  в течение года председательствовало в       ОБСЕ, — серьезное свидетельство его признания.
Если учесть огромные природные богатства и толерантность народа  Казахстана, думаю, у него большие перспективы. Отрадно, что наши страны всегда тесно взаимодействовали и поддерживали друг друга. Казахстан сыграл существенную роль в стабилизации политической ситуации в Кыргызстане после  Апрельской революции, очень хорошо помог после июньских событий, предоставив строительные материалы  на $20 миллионов. Причем добротного качества: я видел своими глазами, как струганые доски шли эшелонами.
—  Что полезно было бы перенять Кыргызстану у Казахстана из особенностей  управления страной?
— В первую очередь, думаю, систему управления экономикой. В том числе привлечения инвесторов и сотрудничества с ними,  а также организации банковской деятельности. Успешная деятельность  в нашей стране  филиалов казахстанских банков подталкивает перенять этот опыт.
— Тем не менее мы не можем обойти  ситуацию, складывающуюся в последние месяцы в торговых отношениях между нашими государствами. Казахстан, как известно, в одностороннем порядке увеличил на 40% таможенную пошлину на ввозимые  кыргызстанские  кондитерские изделия, ограничил ввоз мясо-молочной продукции, ссылаясь на распространение здесь ящура. Хотя, как утверждают  специалисты,  в результате термической  обработки эти товары безопасны. В то же время Казахстан  ограничил экспорт растительного масла в Кыргызстан, и как следствие уже выросли  цены на него.
— Полагаю, эти  шаги объясняются общей политикой в рамках Таможенного  союза. Единолично Казахстан такое решение не принял бы. У нас конкурентоспособная продукция: экологически чистая, очень вкусная, кроме этого, из-за недорогой рабочей силы —  дешевая. Естественно, государства  Таможенного  союза защищают собственный рынок и  своего производителя.
— И какой же выход: Кыргызстану следует поторопиться с присоединением к Таможенному союзу трех республик?
— Нет, торопиться  как раз-таки не следует, поскольку с присоединением у нас вырастут цены, а  размеры зарплат и пособий гораздо ниже, чем на территории ТС. Полагаю, Россия, Беларусь  и Казахстан, объединившись, должны помочь Кыргызстану развить экономику (в том числе путем совместных производств),  увеличить зарплату и пособия, а потом уже думать о вступлении.
— Мы много говорим о  близости наших народов (не только географической, но и  о духовной). Однако до сих пор нет ни одного совместного кыргызско-казахского вуза, хотя огромное число  ребят из Казахстана, особенно из граничащей с нами Жамбылской области,  поступают и учатся в  вузах Бишкека, потому  что здесь стоимость обучения ниже.
— Наша диаспора  давно поднимает этот  вопрос. В Бишкеке есть  различные совместные университеты: Кыргызско-Турецкий «Манас», Кыргызско-Славянский,  Восточный, где преподают на арабском…  И только кыргызско-казахского нет,  хотя сам Бог велит, чтобы он был. Получив тут  образование, ребята —  что наши, что казахстанские — могли бы ехать  в Казахстан и безболезненно там трудоустраиваться. А что сейчас? Получив бишкекский диплом на руки, едут за  тысячу километров в Астану, чтобы его там признали.
В 2005 году на Всемирном курултае казахов в Астане я  от имени диаспоры вручил  представителям Министерства образования Казахстана письмо с предложением об учреждении совместного университета. Но, к сожалению, эта идея не нашла поддержки. Полагаю, потому, что не дошла до Президента Назарбаева. Сейчас мы подумываем обратиться лично к нему, при этом  назвать вуз его именем. Ведь назвали же при жизни Бориса Николаевича Ельцина его именем университет.
— Что вы думаете сегодня, спустя четверть века, о 16 декабря 1986 года, когда алматинские  студенты восстали против нового руководителя республики, назначенного вместо  Динмухамеда Кунаева,  за пять дней до этого  скоропостижно отправленного Политбюро ЦК КПСС на пенсию?
— Думаю, это был протест не против самого Геннадия Колбина, нового руководителя республики, а против насаждавшегося авторитаризма, великодержавного шовинизма. Как вы знаете, бунт был жестоко  подавлен, но он сыграл огромную роль в дальнейшем развитии политических процессов  в  СССР: после него страна стала глубоко задумываться о том, что существующая система управления обществом загнивает.  Это была первая  ласточка, которая сильно повлияла на взгляды руководства КПСС по отношению к союзным республикам. Диктат смягчился, начался путь движения к независимости.

Кифаят АСКЕРОВА.






Добавить комментарий