Main Menu

Океан, где может искупаться слон и напиться комар

Шахматный спорт, которым увлекаются миллионы людей по всему миру, сегодня стал уникальной «песочницей», где развиваются юные умы. Сейчас шахматы в Кыргызстане переживают новый подъём, если хотите ренессанс. Родители буквально за руки ведут детей в секции и кружки, дабы увидеть в них в будущем чемпионов и гроссмейстеров. Если всё продолжит развиваться в таком ключе и дальше, то мы вернёмся к всенародной любви к шахматам, которая отличала бывший Союз от других держав весь ХХ век. О шахматном будущем Кыргызстана, о том, как его развивать и воспитывать, корреспондент газеты побеседовал со страстным пропагандистом этой великой игры, известным педагогом столичного Детского шахматного центра, лауреатом республиканского конкурса «Лучший учитель года — 1992» Чолпонбеком Дюшенбаевичем ТИЛЕНБАЕВЫМ.

— Чолпонбек Дюшенбаевич, когда вы сами увлеклись шахматами?

Ч. Тиленбаев и его ученик Н. Юнусов — чемпион Азии

— Я научился играть в шахматы сравнительно поздно, где-то в 11-12 лет, до этого в турнирах по шашкам легко побеждал участников кружка Дома пионеров. В то время мы переехали в колхоз «Эмгекчил», тогда Тянь-Шаньского района Нарынской области, куда отца назначили председателем колхоза. Когда видел играющих в шахматы взрослых, то с удовольствием включался в игру, и это для меня становилось праздником. Младшая сестра Бактыгуль научилась играть в шахматы, наблюдая за моей игрой, когда ей было 6 лет; в школу она ещё не ходила. Когда я пошёл в 7-й класс, мы переехали в город Нарын, и первым делом я стал посещать шахматный кружок Дома пионеров. В общем, шахматами стал серьёзно заниматься с 14 лет. Затем под руководством учителя математики Эдилбека Алымбекова занимался в шахматном кружке при нарынской СШ имени Токтогула. Там мы играли в шахматы между собой, анализировали партии, обсуждали ошибки, допущенные в игре.

Тем временем моя сестрёнка Бактыгуль уже во втором классе стала в Нарыне шахматной звездой, а пяти-классницей начала участвовать в женском чемпионате республики. В 7-9-х классах у сестры были победы над женщинами — чемпионками Киргизии, а в 9-м классе вместе с известным шахматистом Б. Канцлером она защищала честь республики на чемпионате СССР среди школьников в городе Даугавпилсе. На мартовских каникулах 1971 года я поехал во Фрунзе для участия в республиканской школьной олимпиаде по математике, после которой мой педагог Э. Алымбеков оставил меня жить у своих знакомых. Тогда я впервые стал участником чемпионата Киргизской ССР среди школьников. Я и мой одноклассник Тилек Такырбашев (ныне он — трёхкратный чемпион КР среди ветеранов) стали дополнительно изучать дебют, миттельшпиль и эндшпиль, шахматные партии известных гроссмейстеров. Также мне повезло стать в 1972 году единственным школьником — участником первой шахматной олимпиады Киргизской ССР.

На открытии ДШЦТ: депутат ЖК КР Д. Бекешев, председатель Бишкекского горкенеша А. Кененбаев и президент ФШ КР М. Турпанов (2015 год)

Большими шахматными событиями для нас были сеансы одновременной игры, которые давал в здании Нарынского педучилища кандидат в мастера спорта В. Шешнев из Харькова, живший в Нарыне примерно год. Моими любимыми журналами стали «Шахматы в СССР» и «Шахматный бюллетень». Наш агай, который сам являлся перворазрядником, возил нас на республиканские шахматные соревнования. В 9-м классе я выполнил норму первого разряда, а уже через год вместе с Т. Такырбашевым мы стали одними из лучших шахматистов Нарынской области среди мужчин. В результате позже из этого школьного кружка вышли два мастера спорта, кандидаты в мастера и перворазрядники. И, будучи ещё учениками, Т. Такырбашев и Б. Тиленбаева защищали честь Киргизии на международных соревнованиях.

— А как тогда развивался шахматный спорт в республике?

— В то время шахматы хорошо развивались в городах Фрунзе, Оше, Токмоке и Кызыл-Кие, поскольку в спортивных школах и домах пионеров этих городов функционировали и шахматные секции, и клубы. В Оше тренером долгое время работал Е. Миловидов, и их команда в составе сестёр Сабировых всегда побеждала в республиканских соревнованиях на кубок «Белая ладья». В селе Кировка Таласской области действовал шахматный клуб, открытый известным энтузиастом С. Болотбековым. Долгое время шахматной федерацией республики весьма плодотворно руководил доктор экономических наук А. Муратбеков. К нам приезжали М. Ботвинник, Н. Гаприндашвили, А. Карпов и другие шахматисты — чемпионы мира. Они встречались с шахматной общественностью, давали сеансы одновременной игры. В студенческие годы я несколько раз участвовал в республиканских соревнованиях, а в университетских соревнованиях выступал регулярно. В сборной физического факультета Киргосуниверситета играл вместе с ведущими тогда шахматистами КР Р. Вендровой, А. Яхонтовым и Е. Измайловым. В те годы сильнейшими шахматистами республики считались Л. Юртаев, И. Слепой, Г. Устинов, Е. Лобода, Д. Маматов, Ю. Чернов, Э. Молдобаев, Б. Гендлер, В. Ильинский. Международный мастер Н. Зильберман, переехав во Фрунзе, стал ведущим тренером Киргизской ССР.

— Когда вы сами стали учить юных почитателей шахматной богини Каиссы?

Семейная команда 91-летнего Алымбекова Эдилбека агая (он и два его внука) — серебряный призёр республиканского турнира «Три поколения» (2018 г.). Рядом с ним слева направо Б. Тиленбаева, М. Турпанов, Ч. Тиленбаев и Т. Мамытов

— После окончания вуза играть практически перестал, но в нашей нарынской средней школе имени В. Чкалова, где трудился, вёл шахматный кружок. Иногда участвовал в городских и областных соревнованиях. В 1979 году команда школы заняла 3-е место в республиканском турнире «Белая ладья», проходившем в Таласе, хотя мы играли без одного шахматиста. Лидер нашей команды — Б. Курманалиев приболел и остался во Фрунзе у родственников. В полном составе мы бы выиграли, потому что до этого наш лидер получил прозвище «танк», обыграв всех своих сверстников в республиканских соревнованиях. В 1988 году мои воспитанники снова играли в кубке «Белая ладья», проходившем на столичной лыжной базе «Чон-Таш», но остались без призового места, уступив командам фрунзенских школ №13 и №5 и школьникам из Кызыл-Кии. Один учебный год (1990-1991) в 4-м классе той же школы имени В. Чкалова я пробовал один раз в неделю вести уроки шахмат. Из этого класса затем вышли несколько разрядников, чемпионы области среди школьников, участники республиканских соревнований. Но вести шахматы как симбиоз спорта, искусства и науки в классе, где свыше 40 учеников, было очень сложно. К тому же у детей разная подготовленность, а шахматы — как спортивное единоборство — требуют индивидуального подхода. На переход количества в качество могут уходить годы, ребёнок может долго и усердно заниматься без видимых сдвигов, а потом вдруг раз — и заиграет на новом уровне.

— Как складывались ваши дела после получения республикой независимости?

— В 1996 году состоялась первая спартакиада Кыргызстана, в программу которой включили и шахматы. Соревнования проходили в столичном Дворце спорта имени Кожомкула во время летних каникул. Из-за ремонта директора школ (я тогда руководил школой имени В. Чкалова) и летом находятся на работе. С согласия замгубернатора, который курировал спартакиаду, удалось выкроить 10 дней на соревнования в составе сборной области, тем более что ремонтные работы шли к завершению. За несколько дней до спартакиады я решил потренироваться около Аламединского базара, где любители шахмат играли на «интерес». Нужно было обрести форму. Мы заняли 3-е место, завоевав бронзовые награды. В нашей команде кроме меня играли Т. Такырбашев, Г. Устинов, Г. Байбекова и В. Алыбаева. Я набрал 5,5 очка из 7 возможных, выступая на 3-й доске. В 1995-м и в 2000 годах в составе сборной учителей Нарынской области я завоевал золотую медаль в республиканской спартакиаде учителей. А в 2000 году, когда работал начальником Нарынского областного управления образования, играл в составе сборной области, и в общекомандном первенстве (волейбол, тогуз коргоол, настольный теннис и др.) наша команда завоевала общую золотую медаль на республиканской спартакиаде учителей. В середине 1990-х годов мне было присвоено почётное звание кандидата в мастера спорта по шахматам.

В 2010 году завершился мой трудовой контракт в проекте ЮНИСЕФ «Развитие детей младшего возраста», где тогда работал, и я вышел на пенсию. Стал писать книги, связанные с образованием («Школа Чкалова в переходный период», «Мектепти башкаруу: мыйзам, талап, тажрыйба» — 2 тома), консультировал образовательные проекты, построил мини-футбольное поле в столичной новостройке «Алтын-Ордо». Но моя сестра Бактыгуль уговорила меня помочь ей в шахматном наставничестве, чтобы я попробовал вести группу. В марте 2014 года она открыла нулевую группу (для тех детей, которые не умеют играть в шахматы) в шахматном клубе Бишкека. В той группе занимались А. Орозбекова, ставшая чемпионкой республики среди школьниц до семи лет уже в июне 2014-го, и А. Алишеров — неоднократный чемпион КР, который и ныне успешно продолжает играть. В сентябре того же года я полностью переключился на шахматы. Когда в Бишкеке начал функционировать Детский шахматный центр Тиленбаевой (ДШЦТ), стал одним из его тренеров. На сегодня совместно с другими педагогами воспитал чемпиона Азии среди детей до 11 лет в категории блиц — Нуриддина Юнусова (Ташкент, 2019 г.), а также серебряного призёра чемпионата Азии до семи лет в классических шахматах Наиля Алыбакова (Шри-Ланка, 2018 г.) и 8 чемпионов КР. Говорю, совместно воспитали, потому что в ДШЦТ ребёнок занимается с разными тренерами, в зависимости от возраста и уровня игры. Тренер также меняется из-за тематики: дебют разучивает с одним наставником, миттельшпиль и эндшпиль с другим. В последнее время я также являюсь шахматным тренером Кыргызско-Турецкого университета «Манас», чья студенческая команда является одной из сильнейших в стране и постоянно занимает призовые места в престижных турнирах.

— В Армении уже давно в школах осуществляется шахматный всеобуч. Как вы считаете, не пора ли и нам обратиться к столь полезной практике, тем более что интерес юного поколения Кыргызстана к древнему искусству шахмат просто огромен?

— После открытия нашего центра к нам стали часто обращаться тренеры из регионов, спрашивали о шахматных программах, методах работы и другом. Мы помогали всем, чем могли, — советами, консультациями и т. д. О пользе введения шахмат в школьное расписание я писал в газетах «Мугалимдер газетасы» и «Слово Кыргызстана», а также в своей книге для директоров школ «Мектепти башкаруу: мыйзам, талап, тажрыйба». Три года назад по приглашению ТВ и рекомендации Федерации шахмат КР на общественных началах я вёл уроки шахмат на канале «Билим» по ЭлТР. В последние годы всё больше начальных школ и детских дошкольных организаций вводят в свои учебно-воспитательные программы изучение шахмат. При этом педагогами-тренерами иногда являются люди без должной шахматной квалификации, работают по разным программам и методикам, а нередко и вовсе без оных. Данная проблема пока не рассматривалась в КР на уровне педагогической и спортивной общественности.

Хорошим посылом является то, что в КТУ «Манас» и в Кыргызской государственной академии физической культуры и спорта начали готовить шахматных тренеров. Однако  квалифицированных шахматных наставников в нашей стране очень и очень мало. Многие дети первые шахматные знания получают дома, от родителей и родственников. Иногда тренерам приходится переучивать ребёнка, поскольку он получал шахматные знания не по разработанной методике, которая бы учитывала возрастные и психологические особенности. Учебной литературы по методике изучения шахмат на кыргызском языке почти нет, что является серьёзным препятствием в работе шахматных тренеров и в становлении юных шахматистов, особенно из регионов. Учитывая все указанные проблемы, сейчас занимаюсь подготовкой издания о шахматах (скоро оно выйдет из печати). Эта книга, написанная на кыргызском и русском языках, может стать полезной для шахматных тренеров, учителей и руководителей образовательных организаций, занимающихся введением шахмат в учебно-воспитательный процесс, а также для родителей и детей, занимающихся самообразованием.

Очень рад, что сейчас занимаюсь непосредственно с детьми. Мои ученики в шахматах достигли того, чего мне не удалось в школьные годы. А так, шахматы — непочатый край для реализации возможностей, океан мечты и устремлений. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребёнке здоровое отношение к поражению и целеустремлённость. Шахматный спорт тренирует главную мышцу — мозг, поэтому ребёнок приобретает умение преобразовывать первобытный физический конфликт в интеллектуальный. Шахматы сегодня — это одна из моделей бизнес-борьбы, где возможны либо победа, либо поражение или временный компромисс. В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далёкую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней — чуть ли не самые ключевые качества человека будущего. Словом, развитие шахматного мышления дело полезное не только для детей, но и для страны, когда человеческие ресурсы — самый важный инструмент в эпоху глобализации. Я полностью поддерживаю мудрые слова, которые как-то прочитал: «Шахматы — это океан, где слон может купаться, а комар может напиться».

О том, как оценивают педагогическое мастерство шахматного наставника сами родители, мы попросили поделиться мнением родных его воспитанников. Сымбат Юнусова — мама чемпиона Азии прошлого года среди юных шахматистов до 11 лет в блице Нуриддина Юнусова: «Когда Нуриддину было 6 лет, мы привели его заниматься в Детский шахматный центр Бактыгуль Тиленбаевой, и нашим тренером стал Чолпонбек агай. Нуриддин полюбил шахматы и всё время хотел играть. Мы ходили с ним в школы, парки, чтобы сразиться с другими детьми, а иногда и с ветеранами. Через год занятий он уже выезжал на турниры. Под руководством Чолпонбека агая и Бактыгуль эже мальчик съездил в Челябинск, Москву, Минск, Казахстан, дважды играл в Ташкенте, а также в Испании и Шри-Ланке, где успешно выступал в международных соревнованиях и чемпионатах Азии и мира. Нуриддин стал чемпионом Кыргызстана, обладателем Кубка Президента КР, а также чемпионом Азии в блице. Безусловно, эти успехи — заслуга его тренера и старания сына. Он также параллельно ходит в секцию большого тенниса и там является одним из сильнейших в республике в своей возрастной категории. Выезжает на международные турниры, и Чолпонбек агай всячески поддерживает это увлечение сына. Учитель считает, что эти два вида хорошо дополняют друг друга и способствуют общему развитию ребёнка. Выступая на турнирах, Нуриддин вынужденно пропускает уроки, но благодаря умению, выработанному на занятиях спортом, — мыслить, думать и запоминать — мальчик быстро навёрстывает пропущенное на уроках».

И ещё одно родительское признание авторитета тренера. Его нам высказал Аманбек Алтыбаев, сын которого Эмир Шаршенбеков также учится мастерству шахматной игры у Чолпонбека Тиленбаева: «Когда Эмиру исполнилось шесть лет, мы пришли заниматься в шахматный центр, и нашим тренером стал Чолпонбек агай. В восемь лет Эмир уже стал победителем республиканского чемпионата и обладателем Кубка Президента КР. Он выезжал на чемпионаты мира и континент под руководством своего тренера и Бактыгуль эже, участвовал в международных турнирах в Минске и Ташкенте. Выступая дважды на чемпионате Азии и Западной Азии, он был в шаге от медалей, но из-за дополнительных показателей стал четвёртым, Эмиру чуть-чуть не хватило удачи, однако мы уверены, что под чутким руководством своего любимого тренера наш сын скоро достойно защитит честь родной страны на чемпионатах Азии и мира. У Детского шахматного центра есть большое желание достойно представить нашу страну за рубежом, и для этого его руководство постоянно приглашает для тренировки наших детей гроссмейстера из Азербайджана С. Гулиева и международного мастера из Узбекистана Н. Хорошева. Эмиру шахматы очень помогают в учёбе, сын учится на отлично».

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий