Main Menu

Феномен «таласского чуда»

Несколько лет назад самая маленькая и малочисленная область на севере Кыргызстана совершила неожиданный прорыв на мировые рынки и вывела страну в двадцатку топовых экспортёров фасоли (по некоторым данным, в десятку), составив конкуренцию таким крупным её поставщикам, как Китай, Аргентина и Египет. Сегодня фасоль занимает первое место в аграрном экспорте и третье — по стоимости среди экспортных товаров страны после золота и нефтепродуктов.

«Тёмная лошадка» на экспортном рынке

Предприниматель Уран Ниязалиев уверен, что его инвестиции в строительство перерабатывающего завода в Чуйской области, в 240 км от Таласской области, были вполне оправданы. Сейчас завод перерабатывает 5-6 тонн фасоли, которые привозят из Таласа, но к ним в последние годы прибавилась фасоль, которую стали выращивать и местные, чуйские фермеры

Удивительным фактом феномена, получившего название «таласское чудо», является то, что исторически эта бобовая культура не была распространена в Кыргызстане до бурного роста её выращивания с конца 1990-х годов в Таласском регионе. Более того, наращивание экспортного потенциала и освоение мировых рынков происходили без государственного участия и финансовых вливаний, лишь силами самих мелкотоварных фермеров — обычных домохозяйств, при поддержке турецких коммерческих фирм-экспортёров.

«Таласское чудо» вызвало интерес даже у исследователей. Так, в 2018 году Институт государственного управления и политики Университета Центральной Азии (УЦА) провёл исследование «Производство и экспорт фасоли в Кыргызской Республике: анализ производственно-сбытовой цепочки», в котором не только детально объяснил эту беспрецедентную историю успеха, но и проанализировал перспективы её развития на ближайшие годы.

Фасоль, доселе новая сельхозкультура, стала массово засеваться в Таласской области с начала 2000-х годов усилиями турецкой фирмы-экспортёра, сделавшей открытие, что местные погодные условия идеально подходят для её выращивания. Важным фактором успеха являлось то, что фасоль уже частично и в малом объёме возделывалась для собственного потребления местным этническим меньшинством — курдами. Таким образом, произошёл перенос знаний и практического опыта на уровне мелкотоварного фермера.

С тех пор, начав с посевной площади всего 230 га, фасоль освоила 55 000 гектаров как монокультура, а на уровне страны заняла первое место среди экспортных товаров сельскохозяйственных продуктов с поставками в более 20 стран мира.

Ворвавшись на мировой рынок экспорта фасоли в 2007 году, «таласскому чуду» удалось прочно закрепить позиции в 2013-м, когда цена на кыргызские бобы на биржах достигла своего рекордного пика на фоне резкого спада поставок из стран-конкурентов. В Египте произошёл переворот с военными действиями, в Аргентине и Турции — неурожай из-за засухи и заморозков, а Китай временно приостановил экспорт.

В пользу высокой конкурентной способности таласской фасоли говорит тот факт, что для защиты от её «экспансии» некоторые государства ввели торговые барьеры. До сих пор не удалось добиться отмены пошлины в 19,6% на ввоз её из Кыргызстана в Турцию, откуда кыргызский продукт уходит на европейские рынки. Правительство КР неоднократно поднимает этот вопрос в межгосударственных переговорах, но пока безрезультатно.

Чем поучительна эта история успеха? Прежде всего тем, что она доказывает: мелкотоварные фермеры способны совершить резкий переход от традиционных культур к новым видам производства, когда рынок для них становится открытым и стабильным. Бедные домохозяйства могут успешно адаптироваться под сигналы рынка и таким образом увеличивать возможности для экспорта своих продуктов. Эксперты считают, что этот опыт критически важен для продвижения других потенциально прибыльных культур в остальных регионах Кыргызстана.

Парадоксы «таласского чуда»

Экономический рост принёс ожидаемое: согласно статистике, за последние шесть лет уровень бедности в области снизился почти вдвое (с 39,6% в 2012 году до 20,7% в 2017-м).

Однако проявился такой отрицательный фактор, как вовлечение детей в её производство. За счёт Таласской области с 2007-го по 2014 год отмечен резкий рост уровня детского труда в Кыргызстане — с 10,3 до 29,6%. Возросло число ребят, оставивших школу. 100% таких в Таласской области — работающие дети. По мнению экспертов, причина в том, что несовершеннолетних привлекают к работе на полях в сезон сбора урожая в сентябре — то есть в начале учебного года. В остальное время показатели вовлечения детей в производство фасоли не отличаются от данных об участии их в сельскохозяйственных работах как в области, так и в целом по стране.

«Прямая связь между распространением фасоли в регионе и распространением детского труда не была доказана, однако, учитывая прибыльность выращивания и послеуборочной обработки культуры и высокий уровень ручных операций, эта зависимость вполне вероятна. Кроме того, в ручной сборке и переработке фасоли массово задействована ещё одна уязвимая категория населения — женщины. Это может иметь далеко идущие последствия, касающиеся уровня образования и здоровья населения области», — считает Канат Тилекеев из Института государственного управления и политики УЦА. Он добавляет, что с развитием механизации труда участие детей в уборке фасоли потенциально будет сокращаться.

Ещё один парадокс из социального контекста наилучшим образом описывает изречение «что имеем, не едим». В Кыргызстане 43% детей до двух лет страдают анемией, и самые высокие показатели — в Чуйской и Таласской областях. Тревогу врачей вызывает и распространение низкорослости среди детей, и они в первую очередь это связывают со скудностью рациона питания. Решением этой проблемы могла бы стать фасоль, в 100 граммах которой 72 мг такого важного микроэлемента, как железо. Но её практически невозможно найти на столах местных жителей. Парадоксально, но факт: животные едят эту бобовую культуру больше, чем сам человек. То, что не удаётся продать, идёт на корм домашнему скоту.

Рискуют ли Талас и Кыргызстан «остаться на бобах»?

Женщины за работой на линии по сортировке фасоли на перерабатывающем заводе

Необходимость конкурировать при малых объёмах с крупными странами и нестабильные цены на мировом рынке заставляют искать новые возможности и решения. И не только фермеров, но и других участников производственно-сбытовой цепочки фасоли.

«Диверсификация — это основной фактор, который определяет стабильность нашего перерабатывающего предприятия. Кроме фасоли, мы стимулируем фермеров выращивать другие бобовые. И хотя Турция по-прежнему остаётся основной страной, куда уходит 60% нашей продукции и далее в Европу, мы пробиваемся к новым рынкам сбыта — Индия, Иран. И здесь не обойтись без государственной поддержки. Правительство должно стать «семиглавым драконом» и подключить к этому ключевые ведомства — от МИДа до Министерства транспорта», — считает Уран Ниязалиев.

Расширить выбор экспортных рынков и повернуть взгляд от привычного западного направления на юго-восток советуют и эксперты Института государственного управления и политики УЦА. Называются такие страны, как Пакистан, Южная Корея, и даже предлагаются варианты логистических маршрутов поставок грузов из Кыргызстана в эти и другие государства региона.

Но более серьёзный фактор риска кроется ещё в другом: земля, основной актив таласских фермеров, истощается. Монополия фасоли как монокультуры, занимающей 75% всех посевных площадей, и несоблюдение севооборота в погоне за прибылью могут привести к тому, что «таласское чудо» перестанет быть таковым и фермеры рискуют вообще остаться без основного источника дохода.

Ещё одной реальной угрозой может стать изменение климата, последствия которого ударят по водным ресурсам. По прогнозам экспертов, при текущем состоянии к 2050 году могут исчезнуть до 50% ледников. В горном Кыргызстане, «водонапорной башне» Центральной Азии, как и во всём регионе, может наступить водный коллапс.

Для влаголюбивой фасоли, как и для сельского хозяйства в целом, от которого зависит аграрная страна, это станет более чем ощутимым ударом.

Есть над чем задуматься.

Алма КАРСЫМБЕК.

Фото автора.






Добавить комментарий