Безопасный город опасных людей
Вторую неделю в Бишкеке работает система «Безопасный город». Камеры видеофиксации, установленные пока только на крупных перекрёстках, фиксируют 7 видов нарушений ПДД, среди которых проезд на «красный», выезд на встречку, превышение скорости, непропуск пешехода на «зебре» и пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора, то есть все самые «любимые» нарушения нерадивых бишкекских водителей. Большинство привыкших к хаосу на дорогах горожан до последнего не верили, что система заработает, и вот — свершилось!
Водители отмечают, что с видеокамерами порядка на дорогах стало больше — многие стали соблюдать правила. Что лишний раз подтверждает истину — нашему человеку для счастья нужен не только пряник, но и кнут, без этого он законы соблюдать отказывается. Конечно, много ещё тех, кто по-прежнему упрямо поворачивает налево из крайнего правого ряда, или носится так, как будто участвует в гонках «Формулы-1», или принципиально не пропускает пешеходов, но процесс всё же пошёл. Никто не хочет получить так называемое письмо счастья — штраф за нарушение, которое власти обещают рассылать по почте. А таких будет немало — только за первые пять дней работы системы, по словам премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева на недавнем совещании, камеры «Безопасного города» зафиксировали около 9 700 нарушений ПДД.
Почти все бишкекские автолюбители, с которыми удалось поговорить на тему «Безопасного города», считают, что самые злостные нарушители правил в столице — это водители маршруток, таксисты и хозяева «крутых» джипов, причём последние ведут себя даже наглее, чем первые и вторые вместе взятые. Сама не раз видела, как такие «крутыши» смело пересекают двойную сплошную, мчатся на красный свет, паркуются на газонах или тротуарах, и ничего их не смущает, им чужды общепринятые правила и законы, им море по колено, а камеры по… Впрочем, посмотрим, как будет развиваться история с камерами. Власти утверждают, что в «Безопасном городе» элемент коррупции полностью исключён. Как сказал премьер-министр, нарушение «будет фиксироваться «Вегой» (концерн радиостроения, выигравший тендер на установку «Безопасного города». — Прим. авт.), «Вега» передаст госкомпании «Инфоком», «Инфоком» передаст центру мониторинга. А в центре мониторинга девушки, которые сидят, будут вытаскивать и отдавать инспекторам. Инспектора будут давать заключения: нарушил или нет, там сидит комиссия, распечатанное постановление отправят по почте». Вроде бы всё ясно, но количество участников этой цепочки настораживает, ведь чем больше рук, тем больше искушений, и слабое звено обязательно найдётся. Так ли это, покажет только время.
А вот бишкекские таксисты с появлением «Безопасного города», увы, дисциплинированнее не стали, они всё так же паркуются на автобусных остановках и пешеходных переходах, а правила проезда перекрёстков соблюдают только там, где есть камеры, на всех остальных улицах ведут себя, как привыкли. Большинство из них знают, что нарушают, но винят во всём городские власти.
— Условий для нас не создано, — рассказал водитель, таксующий в районе Ортосайского рынка. — Куда нам деваться? Нормальных парковок в Бишкеке нет, стоянок для такси нет. Улицы узкие, разметку толком не обновляют. Если ехать из Канта в Бишкек, за постом ГАИ дорога «убитая» до Новопокровки. Хочешь — не хочешь, а на встречную будешь выезжать. Зачем туда поставили камеру? Чтобы деньги делать на штрафах? На пересечении Горького и 7 Апреля вместо четырёх полос стало три. Одна полоса только прямо и правая полоса только направо, хотя эта полоса очень широкая и можно было бы из неё сделать две. Зачем так сделано? Искусственно создают пробку, чтобы водители нарушали правила. Это неправильный проект. Я считаю, сначала нужно было сделать нормальные пешеходные переходы, дороги и парковки, а потом всё остальное.
Пессимизм таксиста разделяют многие автолюбители, причём не только в том, что касается готовности городских улиц, но и в адекватности самой системы видеофиксации. И здесь тоже есть над чем подумать, ведь, по словам премьер-министра, из 9 700 нарушений только половина подтверждённые. Выходит, другую половину отклонили за неправильностью?
— Не хочется быть бесплатным тестером кривой системы, если она даёт ошибку в 50% случаев, — считает водитель с десятилетним стажем Азамат. — 50% фиксирующихся нарушений отбраковывается проверяющими, а их самих кто проверял? Не хочется потом с пачкой незаконно выписанных штрафов тратить своё время и доказывать, что ты не виноват.
Привычка не доверять государству, похоже, у наших людей в крови — так и ждут какого-то подвоха. Большинство видят в «Безопасном городе» лишь инструмент кары и денежную машину для чиновников. И в этом, как ни крути, виновато само государство — слишком много хороших и полезных государственных инициатив на практике оказывались пшиком. Но «Безопасный город» в современном мире — жизненно необходимый для мегаполиса проект. В своё время такие же запустили в большинстве столиц мира, и там тоже поначалу были проблемы, недоверие, даже саботаж. Но реальность такова, что без видеокамер нынче никак, просто надо всё правильно настроить в соответствии с реальной обстановкой, а на это потребуется время. Как говорится, на ошибках учатся.
Как показала неделя работы проекта, основная ошибка — неотрегулированные светофоры, когда секция «поворот налево» горит всего 5-10 секунд. Чтобы не отхватить штрафа, водители выстраиваются длинными рядами в своей полосе в ожидании поворота. На проезд такого перекрёстка теперь приходится тратить минут 20 (а вечерами и 30), как результат — заторы на сотни метров, большие пробки и полный паралич движения в часы пик. Особенно этим страдают крупные перекрёстки, такие, как Чуй -Фучика, Чуй — Курманджан Датки, 7 Апреля — Горького. Но, как утверждают в мэрии, МП «Бишкекасфальтсервис» и ГП СМЭУ ГУОБДД МВД КР над этим сейчас работают. Решено установить на этих перекрёстках дополнительные дорожные знаки и дополнительные секции светофоров.
Ещё один проблемный перекрёсток — Чуй — Молодой Гвардии — пока под вопросом, что с ним делать, похоже, пока не знают даже в мэрии, поэтому кинули клич среди горожан — автомобилистов, активистов и экспертов. Все предложения и замечания можно присылать на адрес pressa@meria.kg или WhatsApp 0(553) 01-37-77. Давайте сами делать свой город лучше, всё в наших руках.
Разговор о «Безопасном городе был бы неполным без словечка о бишкекских пешеходах. И словечко это было бы неприлично ругательным. Если с появлением камер на дорогах водители в массе своей стали соблюдать ПДД, то пешеходы как пёрли, не глядя ни по сторонам, ни на свет светофора, так и прут. Такое ощущение, что все вокруг бессмертные. Такое ощущение, что это не машины опасны для людей, а наоборот. Недавний пример: среда, день, перекрёсток Жибек-Жолу — Алматинка (сейчас — Курманджан Датки), люди переходят дорогу на «красный» толпами, в это же время машины поворачивают в западном направлении по дополнительной стрелке. Но никто из пешеходов — никто! — не смотрит на светофор, а точнее, видят его, видят, что горит «красный», но просто идут под колёса. Что у них в голове? Загадка…
При этом пешеходы — тоже участники дорожного движения, и хотя не обязаны знать наизусть весь учебник ПДД, но уж элементарные правила перехода улицы знать должны. Во-первых, ради собственной безопасности. Когда я училась в школе, первым делом в первом же классе нам вдолбили: переходишь улицу — сначала посмотри налево, потом — направо, переходишь перекрёсток — смотри на светофор! И будешь жить долго. Во-вторых, теперь, когда заработал «Безопасный город», водители подпадают под ответственность и будут платить штрафы, а «бараны»-пешеходы, любители перебегать на «красный», подолгу стоять на «зебрах», выходит, нет? Какая-то односторонняя ответственность получается.
И напоследок. То, как работает «Безопасный город», лучше всего видно на примере перекрёстка Чуй — Бейшеналиевой в районе Ошского рынка. Если раньше там было, как у классика — «смешались в кучу кони, люди…», то после того, как поставили камеру, на перекрёсток приятно смотреть. Все машины останавливаются перед стоп-линией, маршрутки подъезжают на остановку по очереди, пешеходов пропускают… Чудеса! А ещё на днях я ради эксперимента попросила водителя одной маршрутки на улице К. Маркса остановиться «где-нибудь здесь», а он не остановился, как обычно, а сказал: «Теперь только на остановке». Так что лёд тронулся, господа, и тронулся в хорошую сторону.
Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.
Related News
Совет за партнёрство
В Бишкеке состоялось очередное заседание Национального Совета по упрощению процедур торговли, на котором были рассмотреныRead More
Перекрёсток, свободный от пробок
Мэр города Оша Бакытбек Жетигенов посетил участок строительства от 660 км автодороги Ош — БишкекRead More