Main Menu

Безопасный город опасных людей

Вторую неделю в Бишкеке работает система «Безопасный город». Камеры видеофиксации, установленные пока только на крупных перекрёстках, фиксируют 7 видов нарушений ПДД, среди которых проезд на «красный», выезд на встречку, превышение скорости, непропуск пешехода на «зебре» и пересечение стоп-линии на запрещающий сигнал светофора, то есть все самые «любимые» нарушения нерадивых бишкекских водителей. Большинство привыкших к хаосу на дорогах горожан до последнего не верили, что система заработает, и вот — свершилось!

Водители отмечают, что с видеокамерами порядка на дорогах стало больше — многие стали соблюдать правила. Что лишний раз подтверждает истину — нашему человеку для счастья нужен не только пряник, но и кнут, без этого он законы соблюдать отказывается. Конечно, много ещё тех, кто по-прежнему упрямо поворачивает налево из крайнего правого ряда, или носится так, как будто участвует в гонках «Формулы-1», или принципиально не пропускает пешеходов, но процесс всё же пошёл. Никто не хочет получить так называемое письмо счастья — штраф за нарушение, которое власти обещают рассылать по почте. А таких будет немало — только за первые пять дней работы системы, по словам премьер-министра Мухаммедкалыя Абылгазиева на недавнем совещании, камеры «Безопасного города» зафиксировали около 9 700 нарушений ПДД.

Перекрёсток Жибек-Жолу-Алматинка. Переходят на красный, на светофор не смотрят
Перекрёсток Жибек-Жолу-Алматинка. Переходят на красный, на светофор не смотрят

Почти все бишкекские автолюбители, с которыми удалось поговорить на тему «Безопасного города», считают, что самые злостные нарушители правил в столице — это водители маршруток, таксисты и хозяева «крутых» джипов, причём последние ведут себя даже наглее, чем первые и вторые вместе взятые. Сама не раз видела, как такие «крутыши» смело пересекают двойную сплошную, мчатся на красный свет, паркуются на газонах или тротуарах, и ничего их не смущает, им чужды общепринятые правила и законы, им море по колено, а камеры по… Впрочем, посмотрим, как будет развиваться история с камерами. Власти утверждают, что в «Безопасном городе» элемент коррупции полностью исключён. Как сказал премьер-министр, нарушение «будет фиксироваться «Вегой» (концерн радиостроения, выигравший тендер на установку «Безопасного города». — Прим. авт.), «Вега» передаст госкомпании «Инфоком», «Инфоком» передаст центру мониторинга. А в центре мониторинга девушки, которые сидят, будут вытаскивать и отдавать инспекторам. Инспектора будут давать заключения: нарушил или нет, там сидит комиссия, распечатанное постановление отправят по почте». Вроде бы всё ясно, но количество участников этой цепочки настораживает, ведь чем больше рук, тем больше искушений, и слабое звено обязательно найдётся. Так ли это, покажет только время.

А вот бишкекские таксисты с появлением «Безопасного города», увы, дисциплинированнее не стали, они всё так же паркуются на автобусных остановках и пешеходных переходах, а правила проезда перекрёстков соблюдают только там, где есть камеры, на всех остальных улицах ведут себя, как привыкли. Большинство из них знают, что нарушают, но винят во всём городские власти.

— Условий для нас не создано, — рассказал водитель, таксующий в районе Ортосайского рынка. — Куда нам деваться? Нормальных парковок в Бишкеке нет, стоянок для такси нет. Улицы узкие, разметку толком не обновляют. Если ехать из Канта в Бишкек, за постом ГАИ дорога «убитая» до Новопокровки. Хочешь — не хочешь, а на встречную будешь выезжать. Зачем туда поставили камеру? Чтобы деньги делать на штрафах? На пересечении Горького и 7 Апреля вместо четырёх полос стало три. Одна полоса только прямо и правая полоса только направо, хотя эта полоса очень широкая и можно было бы из неё сделать две. Зачем так сделано? Искусственно создают пробку, чтобы водители нарушали правила. Это неправильный проект. Я считаю, сначала нужно было сделать нормальные пешеходные переходы, дороги и парковки, а потом всё остальное.

Пессимизм таксиста разделяют многие автолюбители, причём не только в том, что касается готовности городских улиц, но и в адекватности самой системы видеофиксации. И здесь тоже есть над чем подумать, ведь, по словам премьер-министра, из 9 700 нарушений только половина подтверждённые. Выходит, другую половину отклонили за неправильностью?

— Не хочется быть бесплатным тестером кривой системы, если она даёт ошибку в 50% случаев, — считает водитель с десятилетним стажем Азамат. — 50% фиксирующихся нарушений отбраковывается проверяющими, а их самих кто проверял? Не хочется потом с пачкой незаконно выписанных штрафов тратить своё время и доказывать, что ты не виноват.

Привычка не доверять государству, похоже, у наших людей в крови — так и ждут какого-то подвоха. Большинство видят в «Безопасном городе» лишь инструмент кары и денежную машину для чиновников. И в этом, как ни крути, виновато само государство — слишком много хороших и полезных государственных инициатив на практике оказывались пшиком. Но «Безопасный город» в современном мире — жизненно необходимый для мегаполиса проект. В своё время такие же запустили в большинстве столиц мира, и там тоже поначалу были проблемы, недоверие, даже саботаж. Но реальность такова, что без видеокамер нынче никак, просто надо всё правильно настроить в соответствии с реальной обстановкой, а на это потребуется время. Как говорится, на ошибках учатся.

Как показала неделя работы проекта, основная ошибка — неотрегулированные светофоры, когда секция «поворот налево» горит всего 5-10 секунд. Чтобы не отхватить штрафа, водители выстраиваются длинными рядами в своей полосе в ожидании поворота. На проезд такого перекрёстка теперь приходится тратить минут 20 (а вечерами и 30), как результат — заторы на сотни метров, большие пробки и полный паралич движения в часы пик. Особенно этим страдают крупные перекрёстки, такие, как Чуй -Фучика, Чуй — Курманджан Датки, 7 Апреля — Горького. Но, как утверждают в мэрии, МП «Бишкекасфальтсервис» и ГП СМЭУ ГУОБДД МВД КР над этим сейчас работают. Решено установить на этих перекрёстках дополнительные дорожные знаки и дополнительные секции светофоров.

Ещё один проблемный перекрёсток — Чуй — Молодой Гвардии — пока под вопросом, что с ним делать, похоже, пока не знают даже в мэрии, поэтому кинули клич среди горожан — автомобилистов, активистов и экспертов. Все предложения и замечания можно присылать на адрес pressa@meria.kg или WhatsApp 0(553) 01-37-77. Давайте сами делать свой город лучше, всё в наших руках.

Разговор о «Безопасном городе был бы неполным без словечка о бишкекских пешеходах. И словечко это было бы неприлично ругательным. Если с появлением камер на дорогах водители в массе своей стали соблюдать ПДД, то пешеходы как пёрли, не глядя ни по сторонам, ни на свет светофора, так и прут. Такое ощущение, что все вокруг бессмертные. Такое ощущение, что это не машины опасны для людей, а наоборот. Недавний пример: среда, день, перекрёсток Жибек-Жолу — Алматинка (сейчас — Курманджан Датки), люди переходят дорогу на «красный» толпами, в это же время машины поворачивают в западном направлении по дополнительной стрелке. Но никто из пешеходов — никто! — не смотрит на светофор, а точнее, видят его, видят, что горит «красный», но просто идут под колёса. Что у них в голове? Загадка…

При этом пешеходы — тоже участники дорожного движения, и хотя не обязаны знать наизусть весь учебник ПДД, но уж элементарные правила перехода улицы знать должны. Во-первых, ради собственной безопасности. Когда я училась в школе, первым делом в первом же классе нам вдолбили: переходишь улицу — сначала посмотри налево, потом — направо, переходишь перекрёсток — смотри на светофор! И будешь жить долго. Во-вторых, теперь, когда заработал «Безопасный город», водители подпадают под ответственность и будут платить штрафы, а «бараны»-пешеходы, любители перебегать на «красный», подолгу стоять на «зебрах», выходит, нет? Какая-то односторонняя ответственность получается.

И напоследок. То, как работает «Безопасный город», лучше всего видно на примере перекрёстка Чуй — Бейшеналиевой в районе Ошского рынка. Если раньше там было, как у классика — «смешались в кучу кони, люди…», то после того, как поставили камеру, на перекрёсток приятно смотреть. Все машины останавливаются перед стоп-линией, маршрутки подъезжают на остановку по очереди, пешеходов пропускают… Чудеса! А ещё на днях я ради эксперимента попросила водителя одной маршрутки на улице К. Маркса остановиться «где-нибудь здесь», а он не остановился, как обычно, а сказал: «Теперь только на остановке». Так что лёд тронулся, господа, и тронулся в хорошую сторону.

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото автора.






Добавить комментарий