Main Menu

Градостроительство: деятельность или профанация?

Завтра состоится очередной съезд Союза архитекторов республики, на котором, как обычно, планируется заслушать отчёты о проделанной работе. Большой вопрос: рассмотрят ли участники мероприятия острые проблемы отечественного градостроительства и архитектуры, которые сегодня, в очередной раз, поднимает на страницах нашей газеты Юсуф Ибрагимович Тагиров. Во всяком случае мы публикуем его размышления именно в канун съезда.

Градостроительная деятельность неразрывно связана с градообразующей базой её территории — источником жизнедеятельности населения, что в Кыргызстане на сегодняшний день находится за пределами государства, там, где работает почти треть трудоспособного населения республики. Примерно аналогичная часть населения страны, торгуя иностранным ширпотребом, также обрабатывает чужую экономику, поэтому объявленные государством пилотными проектами двадцать городов страны по существу являются не точками роста, а точками выживания их граждан. К этому привёл развал экономики под влиянием системы глобализации, которая превращает страны в зоопарк гомо сапиенс. Здесь и министерства экономики не нужно. Однако без соблюдения градостроительной дисциплины по обустройству населённых пунктов обойтись просто невозможно, иначе они превратятся в источники экологических проблем и социальной напряжённости.

Именно на недопущение возможных последствий в обустройстве населённых пунктов нацелено постановление правительства республики об утверждении Программы по разработке генеральных планов населённых пунктов на 2018-2025 годы №490 от 17 августа 2017 года, которым Министерству финансов предписано ежегодное выделение 50 млн. сомов на разработку градостроительной документации. Кыргызская Республика в целях обоснованного градостроительного развития и обустройства собственной территории давно нуждается в разработке генеральной схемы расселения, природопользования и организации производительных сил. Следует отметить, что Республика Казахстан уже разработала схему организации собственной территории и приступила к планомерному её освоению.

Для территориальных органов власти (акимиатов, мэрии) градостроительная документация является руководящим документом по обустройству подведомственной территории на длительный период от пяти до 15 лет, для проектного института — основой для проведения авторского надзора, оказания содействия путём консультативной помощи органам власти, а также градостроительных заключений по размещению объектов строительства.

И в этой связи было бы целесообразно обратить внимание на некоторые моменты в сфере градостроительной деятельности структур различных органов власти, влияющих на формирование и обустройство территорий населённых пунктов.

Закон КР «О государственных закупках»

Госстрой неоднократно обращался в Министерство финансов с предложением о выводе разработки градостроительной документации из-под действия вышеуказанного закона. Однако после каждого обращения министерство лишь ужесточало действие закона, в результате чего он распространился на разработку градостроительной документации. Понятие «тендер» заменили на «конкурс», а это не одно и то же. В этом смысле понятно рвение чиновников коммерциализировать максимальный объём товаров и услуг, но не следует при этом оболванивать субъекты градостроительной деятельности. В мировой практике понятие «тендер» применяется для объектов строительства при определении их стоимости на основе рынка цен строительных материалов. Понятие «конкурс» применяется в проектировании при необходимости создать для клиента эксклюзивные архитектурные решения проекта, за что для конкурсантов предусматривается вознаграждение в виде премии.

Для определения стоимости любой проектной продукции в системе Госстроя имеются общегосударственные расценки на разработку проектной документации любого вида и назначения, которые ежегодно индексируются на основании инфляции. При формировании проекта госбюджета Министерством финансов по представлению министерств и депутатских наказов закладываются необходимые средства на разработку проектной документации, стоимость которой определена государственным сборником цен. Утверждённый Жогорку Кенешом бюджет является основой финансирования разработки проектной документации. В связи с этим любое действие (тендер-конкурс) по снижению утверждённой стоимости разработки проектной документации следует рассматривать как незаконное действие, обуславливающее демпинг цен, снижение качества документации и способствующее коррупционным проявлениям.

Законодательство в градостроительстве. В области градостроительства в Кыргызстане имеются два закона: «Об основах градостроительного законодательства Кыргызской Республики» и «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики». При этом следует отметить, что, во-первых, оба они не дают чёткого определения сути градостроительной деятельности, перемежаясь с архитектурной и строительной деятельностью. Во-вторых, ни один из них не устанавливает функции уполномоченного государственного органа по градостроительству. В-третьих, уполномоченный госорган, на который возложена функция градостроительства, упразднён постановлением правительства №262 от 24 мая 2014 года. Это значит, что градостроительная деятельность в республике происходит спонтанно и некомпетентно, и функции Госстроя заключаются лишь в исполнении указаний правительства.

Аккредитация в градостроительстве. Как известно, в целях обеспечения надлежащего качества проектной документации в системе Госстроя имеется республиканский Центр сертификации в строительстве. В зависимости от сложности объектов центр осуществляет их аккредитацию путём выдачи соответствующих лицензий. В связи с этим возникают некоторые вопросы, касающиеся проектной деятельности. Как известно, она подразделяется на территориальное планирование (градостроительное) и архитектурное проектирование. Соответственно проектная документация подразделяется на проектно-планировочную (градостроительную) и проектно-сметную (строительную).

Для разработки проектно-планировочной (градостроительной) документации в системе Госстроя имеется единственный в республике проектный институт, имеющий градостроительный статус, — Государственный проектный институт градостроительства и архитектуры. Возникает вопрос: почему на разработку проектной документации территориального планирования (градостроительной) лицензия выдаётся непрофильным проектным организациям, не имеющим градостроительного статуса? Прежде всего, это подрывает производственную деятельность государственного института путём организации незаконных тендеров с привлечением непрофильных проектных организаций для демпинга государственных цен на проектную продукцию. Это положение создаёт условия для привлечения непрофильными проектными организациями в собственное штатное расписание специалистов-градостроителей в качестве «мёртвых душ» для получения градостроительной лицензии. А самое главное, это подрывает кадровую политику и ведёт к деградации градостроительной деятельности. Уже сейчас Кыргызстан испытывает отсутствие специалистов-градостроителей с уровнем государственного мышления для управленческой деятельности, которые, как правило, воспитываются не в конторах, а в проектных организациях и на производстве.

Управление градостроительной деятельностью. В силу известных причин, повлёкших перевод экономики на рыночные условия, в системе управления градостроительством в целом по республике произошла смена ориентиров, отрицательным образом отра-зившаяся на качестве планировки, застройки и благоустройства территории. Парадокс ситуации заключается в том, что в системе территориальных органов власти (акимиаты, мэрии), в том числе в Бишкеке, исчез собственный квалифицированный профессиональный орган архитектуры по управлению планировкой и застройкой, обеспечивающий качественное формирование архитектурного облика города, его качественную планировку, застройку и благоустройство. За 25 лет независимости Кыргызской Республики в Бишкеке, несмотря на очевидные объёмы строительства, не создано ни одного архитектурного ансамбля. Ни одна улица не имеет своего лица.

Очевидно, всё то, что делается в Бишкеке, как и по республике в целом, происходит в интересах различного рода застройщиков из-за того, что так называемые управления градостроительства и архитектуры Госстроя находятся на содержании этих же застройщиков, так же как и Бишкекглавархитектура, формально унаследовавшая аббревиатуру. Это не управления градостроительства и архитектуры, а конторы по обслуживанию заказчиков, качество работы которых в профессиональном аспекте никто не контролирует. При этом их собственные юристы (которых раньше не было) прилагают всевозможные усилия, чтобы оправдать любые решения в интересах работодателей. Второй парадокс заключается в том, что акимиаты и мэрии городов, в том числе Бишкека, заказывают за счёт средств налогоплательщиков проектно-планировочную (градостроительную) документацию, которая является руководящим документом по градостроительному развитию и обустройству подведомственной территории. Однако сама администрация не в состоянии обеспечить квалифицированное и профессиональное руководство по её разработке и реализации и для этого пользуется услугами Бишкекглавархитектуры, фактически находящейся на содержании застройщика-заказчика. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Все остальные этапы при этом — ПДП, АПУ, ИТУ, градсовет и даже экспертиза — пустая формальность, сопровождающая деятельность заказчика-застройщика по принципу из басни Крылова «…а тот, Васька слушает да ест!» А самый главный парадокс существующей системы в том, что главный архитектор города не тот, кто подписывает градостроительные документы (ПДП, АПУ, ИТУ и т. д.), а тот, кто это оплачивает в естественной надежде на соответствующий (положительный!) результат. Это система, от которой зависит администрация города, района, села и в целом вся республика!

В связи с этим мэрии Бишкека было предложено на базе её строительного отдела путём реорганизации создать Главное архитектурно-планировочное управление по градостроительству и архитектуре, главной задачей которого должно стать общее руководство и контроль обеспечения квалифицированных решений по градостроительному формированию и обустройству территории города, развитию инженерной и социальной инфраструктуры, а также формированию высокого архитектурно-художественного уровня застройки и благоустройства территории города. А как это сделать — вопрос профессиональной квалификации главного архитектора и главного художника. В противном случае проблемы города с его нормальным функционированием, как и с достижением высокого архитектурно-художественного уровня, и в целом проблемы внешнего вида, будут только нарастать, что, видимо, и происходит.

 Юсуф ТАГИРОВ, почётный архитектор КР.






Добавить комментарий