Main Menu

Чистота тона

У истории и человеческой памяти свои законы. Они избирательны. В океане ушедшего времени всплывают в памяти людей только те имена, события, даты, что значительны и весомы для эпохи, века, страны. Кыргызстан не исключение, он помнит всё достойное, совершённое его лучшими сыновьями и дочерьми во всех ипостасях человеческой деятельности во благо его народа, Отчизны. В скрижалях научной истории Кыргызстана, несомненно, будут значиться замечательные имена её творцов и подвижников. Среди них имя Акматбека Сагыновича Джаманбаева, чья недолгая жизнь, вся без остатка, посвящена одному очень важному направлению в науке — теплоэнергетике Кыргызстана.

Раз и навсегда выбрав её, он не прятался от времени, напряжённо и увлечённо работал для людей. Мальчик из чуйского села Дон-Арык смог увидеть мир и показать его другим, увлечь своим рассказом большое количество людей и при этом остаться верным родным вершинам, прохладной горной воде, терпкому запаху арчи, который ни с чем не спутаешь. Он ушёл… Но остались его полновесные и плодотворные труды. Каждая страница его бытия была до предела наполнена, насыщена любимым делом, реальностью, от которой он никуда не убегал. Он трудился, боролся, страдал, но побеждал…

Теплоэнергетические ресурсы, по запасам которых республика является четвёртой в СНГ и первой среди государств Центральной Азии, стали его любовью, его страстью и заботой на все годы — с самого выпускного порога сельхозинститута имени К. Скрябина и до ответственного поста заместителя министра образования и науки КР. Единожды выйдя на эту, ещё мало проторенную стезю, он до самого последнего мгновения жизни от выбранного, пусть и сложного, маршрута никуда не отклонился. Крупнейший учёный, лауреат Госпремии в области науки, техники, добившийся огромного авторитета и признания далеко за пределами своей страны, возглавлявший секцию регионального научного совета Академии наук Союза, более десятка лет являвшийся членом совета этой академии по химии ископаемого твёрдого топлива, руководивший и подготовивший сотни печатных работ, десяток монографий, автор и составитель терминов Кыргызской энциклопедии, первый доктор технических наук в среде национальной интеллигенции, проректор и декан факультета, профессор престижнейшего вуза Союза, руководитель важнейшего научного центра республики, наставник и учитель, выпестовавший немало докторов и кандидатов наук, человек обширнейших энциклопедических познаний, блестящего ума, неординарного мышления, обладатель высоких правительственных наград и регалий. Это лишь краткое содержание его многотрудной и прекрасной жизни. Жизни искателя и первооткрывателя научных тайн и истин.

Благодаря его живейшему участию и научному предвидению страна обязана появлению разработки новой технологии производства бездымных водо- и термостойких брикетов угля, получения энергетических и технологических газов из кыргызских углей. Как-то в научной командировке в Германии (а А. Джаманбаев самым тесным образом и продуктивно сотрудничал с Фрайбергской академией) он увидел в магазине продающиеся в целлофановых пакетах угольные брикеты. Учёный буквально заболел идеей открыть брикетные фабрики и у себя на родине. Он уже тогда почувствовал и сумел предугадать будущую значимость всемерного и широчайшего развития теплоэнергетики в Кыргызстане. И стал усиленно готовить и строить это будущее. Акматбек Джаманбаев, безусловно, слыл человеком мужества, неординарного поступка, а потому счастливым, ибо такое раритетное среди людей качество ковал сам. Он являлся редким аристократом духа, взглядов и жизненного интереса. Среди людей существует естественная аристократия, основы её — добродетель и талант. Он был целеустремлённым и непреклонным на пути к цели и вместе с тем добрым и распахнутым к людям, наверное, потому и страдал.

Расти над собой только в тесном кругу близких и понимающих людей он не мог. Этот круг казался ему мал, рамки его давили на мечты и планы, даже на счастье быть любимым. Джаманбаев разрывал привычный уклад, устои и представления и под влиянием отчего пространства и манящего его мира шёл дальше, чтобы глубже познать себя и других. В этом и заключалась суть его подлинного благородства, которое всегда есть взлёт на вершину справедливости. Именно таким благородством души и поступка, действия обладал Акматбек Сагынович. В его трудах обобщён обширный материал по физико-химическому и энергетическому изучению основных углей Кыргызстана и перспективе их промышленного использования. Он раскрыл механизм пиролиза при их термической обработке, структурировал сведения по запасам «хлеба промышленности» страны, обозначил их весомую роль и значение в топливно-энергетическом балансе республики. Экспериментальные исследования, которые он проводил совместно с институтом физико-химических основ переработки минерального сырья СО АН Союза в Новосибирске, институтом тонкой химической технологии имени М. Ломоносова в Москве, институтом горючих ископаемых МУП Союза, помогли получить принципиально новую технологическую схему комплексного использования углей применительно к местным условиям. Учёный добился органического объединения процессов термической переработки угля с получением бытовых и технологических брикетов, синте-газа и карбида кальция.

Правительство республики утвердило Акматбека Джаманбаева научным руководителем республиканской программы создания и внедрения новой технологии комплексного использования кыргызских углей. К её выполнению учёный, поражавший коллег остротой, неординарностью суждений, даром на ходу генерировать идеи, смог привлечь специалистов института горючих ископаемых Министерства угольной промышленности Союза, Фрайбергской горной академии и Академии наук Чехословакии. Работы, выполненные в рамках программы получения брикетов и гранул из отечественных мелких углей, были высоко оценены и переданы для внедрения Министерству угольной промышленности Союза. Начались обширные исследования по получению моторного топлива взамен нефти из углей.

При активном участии и под научным руководством А. Джаманбаева разработана новейшая технология бездымных водо- и термостойких углебрикетов. Она прошла тщательную опытно-промышленную проверку, а готовые брикеты испытывались в бытовых условиях города Кызыл-Кии. Вопросы строительства брикетных установок решались на правительственном уровне в институтах «Карагандагипрошахт» и «Гипрошахт» в Ленинграде. Была начата проработка технологического расчёта строительства брикетных фабрик на кыргызских углях. Его аналитическая зоркость, умение слушать людей и учитывать требования времени помогали учёному, обладающему мощным организаторским даром, впервые изучить способы получения угля из горючих энергетических и технологических газов. Для ускорения этих планов создали современный творческий коллектив с участием специалистов АН СССР, ЧССР и Кыргызстана.

Акматбек Джаманбаев чем-то походил на людей, напоминающих айтматовского Танабая Бакасова, который мудро говорил, что «жизнь никогда не покатится сама собой, а её вечно надо подталкивать плечом, пока сам жив…» Его подвижничеству, научному и человеческому, можно лишь позавидовать. Учёный напряжённо работал, думал, слушал и слышал. Он вдыхал и пил саму жизнь, черпая радость новых открытий полной горстью. Его научные труды и предложения по использованию Кара-Кечинского угольного месторождения оказались пророческими. Учёный воистину опередил и само быстротекущее время, и благодаря его поиску, характеру, целеустремлённости и таланту сегодня эта проблема небезуспешно решается.

Аналитический талант, твёрдость в отстаивании выбранной цели, решительность характера всегда убеждали окружающих во мнении, что Акматбеку Сагыновичу можно поручить ответственный, трудный и одновременно важный участок деятельности. И люди не ошибались в нём. На неожиданное для него предложение возглавить Южно-кыргызский учебно-научный центр (ЮКУНЦ) в Оше он ответил согласием и поехал трудиться почти на научную целину, потому что хотя и не любил говорить о Родине и чувствах к ней, но сам буквально умирал за её будущее. Юг — это практически полстраны. Научный потенциал региона Джаманбаев оценил по достоинству. Анализ и тонкий расчёт всегда присутствовали при принятии им ключевых решений и планов. Здесь его организаторский дар раскрылся необычно и весьма плодотворно. На базе ЮКУНЦ создан академический институт комплексного использования природных ресурсов с 18 лабораториями, оснащёнными современным оборудованием и мобильным коллективом из 180 человек. Из них — 5 докторов и 29 кандидатов наук. Вечерний факультет ФПИ преобразовали в дневной, а затем в высший технологический колледж. Решением Совета министров Киргизской ССР открыли единственный на то время лицей для одарённых детей, где преподавали учёные этого центра. Осуществлялось шефство над тремя школами Узгенского района, образовались международная школа менеджеров при ЮКУНЦ, ассоциация «Ошнаучцентр», подсобное хозяйство, начато строительство лабораторного корпуса института.

А. Джаманбаев был научным борцом, новатором, неустанно ломая привычные стереотипы, он создал собственное научное направление, свою школу, вырастил достойных продолжателей его пути на проторенной им научной стезе. Учёный написал и опубликовал более 200 научных работ, среди которых весомый вклад в научный поиск внесли 7 монографий, десятки зарубежных публикаций. Он был хорошим, внимательным и мудрым педагогом. Две докторские и десяток кандидатских диссертаций молодых учёных защищены под его

отеческой опекой и при его глубокой человеческой принципиальности и доброте. Он не боялся дарить и отдавать людям всё осмысленное и завоёванное собственным умом и энергией. И чем больше он помогал им, тем больше в нём нуждались. Сегодня научное направление, созданное Акматбеком Джаманбаевым, успешно развивают его последователи и ученики в двух научных лабораториях Южно-кыргызского учебно-научного центра, на кафедре теплотехники, в республиканской научно-исследовательской топливной лаборатории. Созданный учёным научный центр в Оше продолжает исследования по разработке научных основ рационального и комплексного использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельно-водных и других ресурсов юга страны.

Человек не живёт вечно, и хотя многие желают этого, лишь единицы могут пусть и не вечный, но свой, отведённый им судьбой жизненный отрезок, жить благородно. Джаманбаев оказался из этой редкой породы человечества. Неординарный по складу ума, смыслу жизни, возможно, поэтому каждым неординарным шагом наживал себе завистников и соперников, но это являлось его стилем жизни, сущность которой достигается только суровым тяжким трудом, самоотверженным упорством. В стиле же, как и в музыке, самое прекрасное и редкое — чистота тона, а она определяется не жизненным опытом, а надеждой на будущее, с которой живёт сам человек. Будущее Родины для Акматбека Сагыновича — дело первостепенной важности. Жить значит быть любимым. Он жил, и это значит только одно: его искренне любили. Как искренне и преданно любил он сам — жену, детей, родных и друзей.

Мужская крепкая дружба связывала Акматбека Джаманбаева с другой знаковой личностью в истории Кыргызстана — Султаном Ибраимовым. Когда с тем случилась страшная и нелепая трагедия, Джаманбаев узнал о ней будучи в командировке в Германии. Он прислал близким Ибраимова телеграмму: «Потрясён гибелью Султана Ибраимовича. Разделяю боль утраты. Приношу самые искренние соболезнования семье». Среди оглушающей боли на мгновение она подействовала, как прикосновение дружеской ладони. Как вспоминает дочь Ибраимова Гульмира, за скупыми телеграммными строками, набранными на латыни, близкие увидели огромное чувство сострадания, и они оказали магическое воздействие на всю находящуюся в безутешном горе семью. Тёплая волна человеческого участия на какой-то момент помогла справиться с нестерпимой болью. Близкие почувствовали острую сердечную дружескую реакцию. Значит, даже там, в далёкой Германии, Акматбек Сагынович стремился быть рядом, чтобы поддержать в горький отчаянный час самых близких своему другу, Султану Ибраимову, людей.

То, что мы получаем от жизни, прямо пропорционально тому, что мы вкладываем в неё. Великая наука жизни состоит в том, чтобы жить только в настоящем. Джаманбаев понимал это. Говорят, что хорошо прожитая жизнь никогда не бывает ни слишком длинной, ни слишком короткой. Ему она отмерила всего 58 лет. Для него она прошла как полный вздох, который был использован Акматбеком Сагыновичем до последней капли воздуха. Очень точные стихотворные строки о нём написал его сын Азиз: «Умел летать, но век тебя подранил, боролся молча, созидал любя. Ты жёстко жил среди жестоких правил и если бил, то крепче бил себя…»

Пути ума и добра извилисты, порой прерывисты, но они никогда не пропадают даром, и след их отыщется в будущем. Судьба, увы, не отпустила Акматбеку Сагыновичу Джаманбаеву времени, чтобы увидеть главные плоды своего труда, осуществить до конца мечту жизни. Его созидательные и добрые планы остались замечательным заветом его современникам, ученикам, близким, коллегам, народу и Родине, для которых он жил и горячо трудился на отчей земле. Его имя носят одна из улиц столицы Кыргызстана, Ошский институт комплексного использования природных ресурсов НАН, школа и село в Чуйском районе. На фабрике по брикетированию твёрдого топлива при АО «Сулюктауголь» с помощью связующего вещества «Джастин-1» были получены угольные брикеты. Эта продукция имеет высокую прочность, влаго- и термостойкость и по цене в два раза дешевле кускового угля. Название «Джастин-1» дано в память об Акматбеке Джаманбаеве — выдающемся исследователе кыргызских углей, основателе и создателе южного штаба науки в Кыргызстане.

Кто видит слишком далеко, как правило, неспокоен сердцем. Джаманбаев умел смотреть зорко, проницательно, только вперёд. Он погружался в то, что занимало его мысли и сердце постоянно, погружался глубочайшей частью своего существа, и это погружение преданно служило ему и другим людям. Акматбек Сагынович не уставал душой, а, наоборот, обретал наслаждение в своей жизни и любимом труде, и делал именно то, что ему предначертано на веку судьбой и временем. В его жизни не было выходных!

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

На фото: Акматбек Сагынович Джаманбаев.



(Next News) »



Добавить комментарий