Main Menu

Под бой курантов

Идеолог Компартии Киргизии Керим Соронбаев был адептом коммунистической идеологии. Судьбу своего народа он связывал с коммунистическим будущим. Путь борьбы за коммунистические идеалы начался в революционной юности. Шестнадцатилетним подростком он уже отстреливался от непримиримых врагов советской власти — басмачей. В будущем ему предстояло занять пост первого в истории Киргизии секретаря Центрального комитета ВЛКСМ, а затем секретаря Центрального комитета Компартии республики по пропаганде.

Керим Соронбаев.
Революционная молодость

В нынешнее время не каждый представитель молодёжи знает, что занимающий этот пост руководитель практически является главой республики.

Керим Байбосунович Соронбаев, по официальным сведениям, родился в городе Пишпеке в 1910 году, но, по другим сведениям, — в селе Чолпон Кочкорского района. Он всегда стремился к знаниям и в 1924 году поступил в начальную русскую школу, о которой долго мечтал. Но учёба оказалась платной, и её пришлось оставить. Ещё в школьные годы у Керима обнаружился талант к рисованию. И вот наконец появилась возможность учиться в художественном училище, которое впервые открылось в Пишпеке. Вместе с ним в первом наборе учился и будущий народный художник, один из основоположников кыргызской живописи Гапар Айтиев. Керима Соронбаева и Гапара Айтиева связала многолетняя дружба.

Первым их учителем стал известный русский живописец В. Образцов. В годы учёбы в художественном училище Керим Соронбаев подружился с Семёном Чуйковым, который впоследствии станет народным художником СССР. Свою дружбу Керим Соронбаев и Семён Чуйков пронесли через долгие годы. В 1925-м Керим Соронбаев вступает в комсомол и сразу же принимает активное участие в его работе. В 1930-м его избрали членом бюро и секретарём комитета комсомола. Одновременно Керим оканчивает исторический факультет педагогического института. Много сил и энергии приложил Керим Соронбаев к борьбе с безграмотностью на посту секретаря ЦК ЛКСМ Киргизии по работе среди школьной молодёжи и пионеров.

В 1934 году Керим Соронбаев работает уже в должности преподавателя Киргизского педагогического техникума. В том же году его избрали членом Фрунзенского горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов VI созыва. В 1935 году Керим Соронбаев вступает в члены МОПР — Международной организации помощи борцам революции, а в 1940-м — в ряды КПСС. Через два дня после начала Великой Отечественной войны его избрали первым секретарём ЦК ЛКСМ Киргизии. На него возлагалась ответственная задача — перестроить всю работу комсомола. В 1942 году Керима Соронбаева направили в Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б) (г. Москва), которую он окончил 15 августа 1944 года, после чего его выдвинули на пост секретаря ЦК КПСС по пропаганде. Затем он работал заместителем министра иностранных дел республики. В 1947 году Керима Соронбаева утвердили директором Института языка, литературы и истории.

26 февраля 1947 года Керим Соронбаев избран ХII пленумом ЦК КП(б) Киргизии членом Центрального комитета коммунистической партии (большевиков) Киргизии.

В 1950-е годы Керим Соронбаев изучает эпос «Манас». В этот период эпос «Манас» считался, согласно официальной точке зрения, произведением военной аристократии. Будучи в составе редакционной коллегии по подготовке к печати эпоса, Керим Соронбаев глубоко изучил его и первым высказал мнение, что создателем «Манаса» является народ. Парадоксальным образом эта точка зрения на эпос не принималась и вызвала недовольство.

31 декабря 1950 года Керим Соронбаев работает заместителем председателя правления общества по распространению политических и научных знаний Киргизской ССР. Прекрасный переводчик, Керим Соронбаев в 1950-е годы много переводит. Он занимается переводами трудов Ленина «Развитие капитализма в России», Сочинения, том 12, и Сталина «Об основах ленинизма», Сочинения, том 12 на кыргызский язык. В 1953 году его назначили начальником управления полиграфиздата Министерства культуры Киргизской ССР. Ему приходится проделать огромную работу по усилению руководства Киргизиздата и упорядочению его деятельности в отдельном оттиске. К 400-летию Русского книгопечатания Керим Соронбаев пишет: «О темпах развития книгоиздательского дела в советском Киргизстане говорят такие цифры: в 1961 году читатели получили 900 книг и брошюр тиражом свыше 5 млн.» Отдельными книгами изданы произведения акынов-импровизаторов Т. Сатылганова, Т. Молдо, Б. Алыкулова, К. Акиева, А. Усенбаева. А 1958 год ознаменовался выходом в свет сокращённого четырёхтомного сводного варианта «Манаса».

Керим Соронбаев. Юбилейная фотография. 1970-е годы

За годы работы Керима Соронбаева на посту начальника Полиграфиздата в киргизском книгоиздательстве и полиграфии произошли значительные перемены. Открылись новые издательства «Мектеп», «Илим». Шесть издательств республики ежегодно выпускали около 1 000 книг и брошюр общим тиражом 6 миллионов экземпляров.

В июле 1962 года Керим Соронбаев стал членом Союза журналистов СССР. В 1970-м вступил в строй полиграфический комбинат в столице. В те годы он стал самым крупным в Средней Азии. Киргизская ССР имела такую большую полиграфическую базу, что выполняла заказы других республик и даже центральных издательств. Наши книги неоднократно награждались медалями СССР. Керим Соронбаев возглавлял Главное управление полиграфической промышленности Киргизии в течение 20 лет.

В 1968 году Керим Соронбаев становится первым зампредседателя Комитета по печати при Совете Министров Киргизской ССР, затем работает в должности председателя Комитета по печати при Совете Министров Киргизской ССР. 27 апреля 1970 года Комитет по печати присвоил Кериму Соронбаеву звание «Отличник печати». 28 мая 1970 года Президиум Верховного Совета Киргизской ССР — звание «Заслуженный работник культуры Киргизской ССР». В 1948 году Керим Соронбаев получил воинское звание капитана запаса.

Среди других наград государственного деятеля и орден «Знак Почёта» (1941 г.), которым наградил Президиум Верховного Совета СССР; орден «Отечественной войны» I степени, 1946 г.; медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», 1945 г., полученная по указу Президиума Верховного Совета СССР, а также медаль «За трудовое отличие», 1958 г., юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 год); юбилейная медаль «50 лет Вооружённых сил СССР» (8 мая 1970 г.); юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (18 июня 1975 г.); памятная медаль «400 лет русскому книгопечатанию» (1964 г.); памятная медаль «40 лет образования Киргизской ССР и создания Компартии Киргизии» от 28 октября 1968 г., врученная постановлением Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.

Часть наград утрачена. За время партийной деятельности неоднократно переизбирался и всю жизнь оставался активным членом Компартии.

Интересные факты из биографии Керима Соронбаева

После окончания Высшей партийной школы в Москве И. Сталин наградил Керима Соронбаева памятными швейцарскими часами. Они были большие, красивые, с очень толстым стеклом и светящимся циферблатом, без ремешка и цепочки. Такими часами награждали выпускников Высшей партийной школы. Цифры и стрелки часов светились в темноте.

Когда Керим Соронбаев находился на должности заместителя министра иностранных дел, неожиданно пришла директива Сталина о том, что каждая советская республика должна иметь своё представительство за рубежом. В те годы это 16 республик (16-й считалась Карело-Финская ССР), и от каждой из них, согласно сталинской директиве, — своё посольство и свой посол.

Керим Байбосунович Соронбаев и Степан Михайлович Чмихунов, директор типографии ЦК КП Киргизии. Их связывала многолетняя дружба. 1970-е годы

В ЦК Кериму Соронбаеву сообщили: «Вас и вашу семью направляют в Лондон. В Англии предполагается открытие посольства, и вы едете в качестве посла от Киргизской ССР».

В 1947-м, в эти послевоенные годы, семье привезли дорогое сукно превосходного качества светло-серого цвета, из которого предполагалось сшить костюмы для всей семьи. Было сказано, что сообщат, в каком ателье надо шить костюмы. Семья собиралась к отъезду, но директиву неожиданно отменили. Как выяснилось позднее, когда Соединённые Штаты Америки узнали об этом распоряжении Сталина, они выдвинули своё требование — ото всех 48 (а их в те годы было столько) штатов будут свои послы.

Сталин, узнав о таком требовании, принял другое решение: от Советского Союза появятся одно посольство и один посол.

Сын Керима Соронбаева Эрик Соронбаев и сейчас вспоминает этот факт из жизни своей семьи: «Наша жизнь сложилась бы иначе. Мы бы прекрасно знали английский язык, получили бы английское образование и до сих пор жили бы в Англии».

Интересный факт. Внук Керима Соронбаева Керим Соронбаев живёт со своей семьей в Лондоне, в Великобритании, под покровительством английской короны.

В Кыргызском государственном музее изобразительных искусств хранится портрет Керима Соронбаева кисти В. Образцова.

В 2006 году по кыргызскому центральному телевидению в рубрике «Инсан» МТРК прошёл сюжет о Кериме Соронбаеве. В составе съёмочной группы — сын Керима Соронбаева оператор Эрик Соронбаев.

В следующем году 25 апреля Эрику Соронбаеву исполняется 80 лет.

По документам Керим Соронбаев — сын батрака. Партийный деятель скрывал своё происхождение. На самом деле Керим Байбосунович Соронбаев из древнего киргизского байского рода.

Дом на Первомайской, 22 — родовое гнездо Соронбаевых — снесён. На его месте построено этажное здание, кажется, гостиница. Здесь, в бывшем доме Соронбаевых, мог бы расположиться музей-квартира секретаря ЦК Компартии Киргизии по пропаганде.

В просторном доме размещались библиотека, гостиная, зал. Здесь был личный кабинет Керима Соронбаева. В нём стоял большой письменный стол, покрытый зелёным сукном. На столе — сталинский чёрный телефон, чернильный прибор, настольная лампа из тёмно-коричневого пластика. На зелёном сукне лежали рукописи, исписанные синими чернилами. У стола стояло кресло. В книжных шкафах — труды классиков марксизма-ленинизма: Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Большое окно выходило в сад. По ночам здесь трудился идеолог Компартии Киргизии Керим Соронбаев.

Керим Соронбаев в годы работы начальником Главного управления полиграфической промышленности Киргизии. Слева — писатель Тюгельбай Сыдыкбеков, а крайний справа — писатель Аалы Токомбаев. Начало 1970-х годов

В доме имелись голландские печи, чёрные и широкие, и даже в сильный мороз здесь было тепло. Дом состоял из пяти комнат, я бегала по нему, когда была ребёнком. И даже после ухода деда Керима Соронбаева мне казалось, что в доме кто-то очень сильный и очень значимый и я имею к нему отношение.

На Новый год в гостиной для детей Керима Байбосуновича всегда ставилась огромная роскошная ёлка — потолки позволяли. А какие на ёлку вешали удивительные игрушки!

«Здесь мог бы находиться музей», — сказал сын Керима Байбосуновича Эрик Соронбаев. А ведь такое предложение высказывалось. В комнатах музея-квартиры стояла бы трофейная антикварная мебель. В книжных шкафах всегда бы хранились письма классиков марксизма-ленинизма, справочники, художественная литература.

Здесь всегда бы стояли бюсты вождей — Ленина, Сталина. В этом кабинете всегда бы царил дух того времени. Но дом снесли.

От имени моей семьи я обращаюсь к Президенту Сооронбаю Жээнбекову. Мы просим назвать улицу Первомайскую именем Керима Соронбаева.

Дина СОРОНБАЕВА,
внучка секретаря ЦК Компартии Киргизской ССР по пропаганде.
Фото взяты из личного архива семьи Соронбаевых.






Добавить комментарий