Main Menu

Не подкрепленный финансово закон

Президент Алмазбек Атамбаев предложил Жогорку Кенешу и правительству улучшить проект закона «О внесении изменений в Закон «О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики». Глава государства возвратил его в парламент с предложением выработать согласованный вариант.

Принятый закон предусматривает, что «льготное кредитование производителей сельскохозяйственной продукции в области растениеводства, животноводства, птицеводства, пчеловодства, рыбоводческой продукции и ее переработки осуществляется на условиях не более 7 % годовых. Механизмы льготного кредитования разрабатываются правительством Кыргызстана».

Президент А. Атамбаев поддерживает инициаторов законопроекта, отмечает его позитивную направленность, продолжает проводимую с 2011 года госполитику по льготному кредитованию сельского хозяйства. Однако принятая депутатами формулировка закона требует доработки и уточнений с точки зрения реальных возможностей бюджета и учета уже реализуемых программ поддержки сельского хозяйства.

В возражениях главы государства отмечено следующее:

Во-первых, срок вступления в силу этого закона не учитывает правительственной программы льготного кредитования, которая должна завершиться к 2019 году и под реализацию которой определены источники финансирования. Правительство с 2011 года работает над наращиванием объемов льготного кредитования сельхозпроизводителей. Если в 2011-м сумма выданных льготных кредитов составляла 565,09 млн. сомов, то в 2013-м — уже 3 171,35 млн. сомов, а в 2016 году — 4 832,50 млн. сомов. И в данное время правительство реализует проект «Финансирование сельского хозяйства — 5», в рамках которого выдаются льготные кредиты для отраслей животноводства и растениеводства под 10% годовых, для экспортоориентированного сельскохозяйственного производства, отрасли переработки и обработки агропродукции — 6% годовых. Цели оказания господдержки сельхозпроизводителям, указанные в вышеупомянутом законе, реализуются правительством и без него.

Во-вторых, принятый закон не учитывает мнения правительства о возможностях бюджета страны и потребует либо изыскания бюджетом дополнительно значительных финансовых средств для увеличения субсидирования правительством льготных кредитов ввиду установления фиксированной ставки в 7% уже в текущем, 2017 году, то есть с момента вступления принятого закона в силу, либо резкого сокращения объемов льготного кредитования, то есть сокращения числа кредитополучателей.

Так, по заключению правительства, за размещение коммерческими банками и СФКУ кредитов по льготным процентным ставкам — под 10% годовых — в рамках льготного финансирования сельского хозяйства правительство покрывает расходы коммерческих банков и СФКУ путем субсидирования разницы процентных ставок, которая составляет 11% годовых при средневзвешенной процентной ставке на уровне 21% (по кредитам, выданным сельским товаропроизводителям в 2015 году).

При установлении ставки, например, в размере 7% годовых придется увеличить размеры субсидий до 14% годовых — в случае сохранения размера средневзвешенной процентной ставки на уровне 21% годовых. При этом в случае увеличения размера средневзвешенной процентной ставки увеличится и размер процентной ставки субсидирования.

Данное обстоятельство приведет к уменьшению объема кредитования, что в свою очередь отразится на сокращении количества кредитополучателей. Для недопущения такого уменьшения объемов кредитования и количества кредитополучателей государству надо будет увеличить бюджетные средства, направляемые на субсидирование льготных кредитов.

Между тем, согласно Конституции, проекты законов, предусматривающие увеличение расходов госбюджета, парламент может принять только после определения правительством источника финансирования. Но Жогорку Кенеш одобрил закон без получения соответствующего заключения правительства, что вызывает серьезную озабоченность и справедливые нарекания.

В-третьих, принятый закон лишает правительство возможности определять приоритеты госполитики развития тех или иных направлений сельского хозяйства и производства продуктов питания, а также учета конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках ввиду того, что заранее устанавливается не-оправданно широкая сфера льготного кредитования — растениеводство, животноводство, птицеводство, пчеловодство, производство рыбоводческой продукции и ее переработка.

Принятый закон значительно уменьшит объем льготного кредитования (по мнению правительства, объем субсидированного кредитования уменьшится на 720,4 млн. сомов в связи с реальными возможностями бюджета страны).

В связи с изложенным Президент Алмазбек Атамбаев считает целесообразным Жогорку Кенешу совместно с правительством выработать более гибкие формулировки, учитывающие конституционные полномочия правительства в сфере обеспечения финансовой и инвестиционной политики, разработки и реализации программ экономического развития, возможности выбора и/или изменения приоритетов льготного кредитования в оперативном порядке с целью учета прогнозов рынка, а также предусматривающие отсрочку вступления в силу рассматриваемого закона на более поздний срок до завершения реализуемых в настоящее время государственных программ по льготному финансированию сельского хозяйства и для изыскания дополнительных источников финансирования.






Добавить комментарий