Main Menu

Об авиации замолвите слово

Об авиации замолвите слово

В Министерстве транспорта и дорог прошло слушание общественного совета ведомства, посвященное вопросам гражданской авиации.

С докладами выступили заместитель директора Агентства гражданской авиации (АГА) Б. Жунушалиев, советник министра транспорта и дорог на общественных началах в сфере ГА Э. Омуралиев.

Специалисты отметили, что авиакомпании Кыргызстана включены в «черный список» Евросоюза в конце 2006 года из-за слабых возможностей выполнения АГА сертификационных и надзорных функций. Это связано с несовершенством воздушного законодательства, слабой подготовкой инспекторского состава, нехваткой кадров, отсутствием тренингов с возможностью обмена международным опытом, низкой заработной платой, а также большим «возрастом» авиапарка и недостаточным финансированием.

Об авиации замолвите слово Для устранения недостатков в 2007 году Министерство транспорта и коммуникаций утвердило план, который предусматривал повышение уровня подготовки инспекторского состава и заработной платы. Его положения выполнены, своевременная и качественная подготовка позволила успешно пройти полномасштабный аудит по восьми аспектам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в апреле 2009 года, но было сделано 67 замечаний. Окончательный отчет ИКАО поступил в начале 2010 года. Евросоюз незамедлительно поставили в известность о результатах аудита. К сожалению, из-за произошедших в нашей республике событий группа экспертов в тот момент не смогла проинспектировать положительные изменения в сфере гражданской авиации.

С 2011-го по 2016 год сертификационные и надзорные функции в АГА выполнялись не на должном уровне. ИКАО, кроме масштабных аудитов, проводит инспекторские проверки узких аспектов обеспечения безопасности полетов. В частности, в феврале 2015 года выявлено несоответствие класса SSC (Significant Safety Concern — особая озабоченность состоянием безопасности полетов), то есть существует прямая угроза безопасности полетов в системе гражданской авиации республики в аспекте сертификации авиакомпаний в части летной эксплуатации воздушных судов. К слову, SSC является самой негативной оценкой ИКАО.

Об авиации замолвите слово В феврале 2016 года проведен очередной аудит ИКАО по пяти аспектам. Инспекция выявила 128 несоответствий, а также второй SSC в аспекте выдачи свидетельств авиационному персоналу. Данный недочет устранен в июне 2016 года. В работе принимали непосредственное участие специалисты из Турецкой авиационной администрации. Однако SSC, выявленный в феврале 2015 года, еще не устранен. А в декабре 2016-го подготовлен новый план, по которому сегодня и ведется работа.

В июле 2016 года в ходе встречи со специалистами Еврокомиссии по безопасности полетов согласованы шаги для вывода наших авиакомпаний из «черного списка» Евросоюза. Во-первых, необходимо устранить несоответствие класса SSC согласно плану лета 2017 года. Во-вторых, исправить 128 несоответствий. В-третьих, привести Авиационные правила в соответствие с ежегодно меняющимися международными стандартами. В-четвертых, пройти с положительным результатом последующие аудиты ИКАО и Евросоюза. Кроме того, в 2016 году подписаны меморандумы с авиационными администрациями Франции и Турции, которые предусматривают бесплатную подготовку наших инспекторов на территории этих государств. В Турции летом 2016 года прошли стажировку 15 специалистов. В 2017-м планируется отправить на учебу еще 15-25 человек. Также во Франции в прошлом году прошел подготовку один инспектор, в 2017-м на переобучение отправятся 3-4 работника.

В рамках состоявшейся в Ашхабаде (Туркменистан) в прошлом году Глобальной конференции по устойчивому транспорту, организованной ООН, обсуждены вопросы оказания помощи со стороны ИКАО, а также финансирования АГА. Готовятся и проекты соглашений между Агентством с ИКАО и ИАТА (Международная ассоциация авиаперевозчиков), которые предусматривают подготовку инспекторского персонала и помощь в создании нормативных документов. А в рамках программы ЕаР/СА Европейского агентства по безопасности полетов (EASA) с 2017-го по 2019 год Агентству гражданской авиации окажут помощь в обучении специалистов и подготовке правительственной программы по обеспечению безопасности полетов. Помимо этого, в феврале два эксперта Европейского и Североатлантического регионального бюро ИКАО оказали практическую помощь АГА по программе усиления функций надзора за обеспечением безопасности полетов, особенно в части устранения SSC по производству полетов. Находясь в Бишкеке, специалисты подписали Меморандум о намерениях и Специальный план действий между Агентством гражданской авиации и Европейским и Североатлантическим региональным бюро ИКАО, дополнительно согласованы и сроки прибытия президента Совета ИКАО доктора Олумуива Бенард Алиу в Кыргызстан и встречи с руководством республики.

В прошлом месяце специалисты из ИКАО, ИАТА и Турции провели в Бишкеке практический семинар по внедрению системы управления безопасности полетов в авиакомпаниях, аэропортах, технических центрах и ГП «Кыргызаэронавигация». По итогам решено организовать подготовку и стажировку инспекторского состава с 2017-го по 2020 год.

По результатам аудита ИКАО 22 декабря 2016 года на заседании правительства во главе с премьер-министром С. Жээнбековым Министерству транспорта и дорог совместно с Министерством финансов, Министерством экономики поручено выработать механизмы увеличения финансирования Агентства гражданской авиации. Для этого подготовлен проект постановления правительства «О перенаправлении суммы субсидирования ГП «Кыргызаэронавигация», направленный на согласование в министерства и ведомства. Также приказом Министерства транспорта и дорог утвержден план мероприятий по выводу авиакомпаний из «черного списка» ЕС, куда включены 17 основных мероприятий, определены сроки и ответственные лица по каждому пункту.

На заседании эксперты коснулись и авиакатастрофы, произошедшей в январе этого года около аэропорта «Манас». Как считают специалисты Межгосударственного авиационного комитета по расследованию крушения «Боинга», экипаж собирался уйти на второй круг, находясь ниже установленной точки принятия решения. Катастрофа произошла в сложных метеорологических условиях — туман, видимость 400 м. Экипаж, самолет и аэродром допущены к выполнению посадок при видимости 300 м. Предположительно, летом 2017 года эксперты, которые ведут расследование, предоставят окончательный отчет о причинах трагедии. Тем не менее необходимо отметить, что международные стандарты не пре-дусматривают конкретных сроков расследования, так как они зависят от объемов работы.






Добавить комментарий