Main Menu

О стратегии устойчивого развития до 2040 года

На форуме «Комплексные программы развития территорий и повышение потенциала как вклад в достижение Целей устойчивого развития в Кыргызской Республике» руководитель аппарата Президента сообщил, что под руководством главы государства Алмазбека Атамбаева начата работа над Стратегией устойчивого развития Кыргызстана до 2040 года.

Создание такой стратегии — архиважная, но весьма сложная комплексная задача, потому что в XXI веке мир столкнулся с новыми самыми опасными за всю историю угрозами и вызовами. Таковые — глобальное изменение климата и исчерпание природного капитала, предоставляемого экосистемами человечеству.

Глобальное изменение климата вызовет трансформацию всей биосферы, всех ее физико-химических характеристик. То есть условий среды обитания (газовый состав атмосферы, температура, влажность, уровень и спектр солнечной радиации, магнитное поле, озоновый слой и т. д.), к которым на протяжении миллионов лет адаптировался животный и растительный мир, в том числе и человек. Деградация и исчерпание жизненно необходимых природных ресурсов (земельных, водных, биологических, полезных ископаемых) подвело человечество к черте третьей мировой войны за овладение их остатками. В локальном, региональном масштабе войны за природные ресурсы уже идут. К сведению: репрезентативными расчетами доказано, что человечество в 2015 году за восемь месяцев потребило весь годовой лимит природных ресурсов.

В уязвимых к природному и антропогенному воздействию горах Кыргызстана главным следствием глобального потепления станет кардинальная трансформация всех экосистем (среды обитания людей и биоценозов) по принципу эффекта домино. Первой падающей костью станут ледники, снежники и вечная мерзлота, за которыми последует падение всех других костей — экосистем. Отечественными и зарубежными учеными доказано, что потепление климата и связанное с ним интенсивное таяние горных ледников к 2030-2050 годам приведет к жесточайшему водному кризису в нашей стране и в Средней Азии. Очевидно, что истощение водных ресурсов в засушливом регионе приведет к кардинальным эколого-экономическим, социальным и политическим последствиям и в республике, и в соседних странах. Авторитетные международные эксперты опасаются, что между государствами Средней Азии могут вспыхнуть вооруженные конфликты, если они не договорятся о рациональном и взаимовыгодном использовании водных ресурсов, формирующихся в горах Кыргызстана и Таджикистана.

Именно учет этих и других последствий, выявленных в процессе дальнейших исследований, надо взять в основу разработки указанной стратегии.

По нашему мнению, в работе над этим документом целесообразно условно выделить несколько этапов (или разделов) в соответствии с факторами воздействия на среду обитания.

Первый этап — карта устойчивого развития

Президент А. Атамбаев в 2016 году инициировал создание Карты устойчивого развития Кыргызстана. Известно, что хозяйственная деятельность сообществ, образ жизни, особенности культуры детерминированы физико-географическими условиями среды обитания. Наша республика представляет собой «мозаику» четырех физико-географических областей и десятков физико-географических районов с разными климатическими условиями. При этом, как показали репрезентативные биоклиматические исследования, проведенные Институтом горной физиологии НАН, у нас зоны некомпенсируемого дискомфорта (неблагоприятные для проживания) составляют 45,8% от общей площади республики, относительного и компенсируемого дискомфорта — примерно 35,8% и только 18,4% территории относятся к зоне комфорта.

Следовательно, в разных районах республики последствия изменения климата могут проявиться разнонаправленно. В каких-то физико-географических районах зоны комфортной жизнедеятельности могут расшириться, а в других, напротив, сократиться. Следовательно, само направление экономической деятельности, условия, способы его ведения претерпят существенные изменения.

Таким образом, порайонные карты устойчивого развития должны стать фундаментом, на котором будут воздвигаться все этажи здания стратегии.

Второй этап — экономгеографическое районирование

Исходя из значительного изменения физико-географических условий, надо внести существенные коррективы в экономгеографическое районирование страны по принципу кластеров с преимущественным развитием наиболее эффективных в новых условиях отраслей экономики. Так, например, ранее животноводческие районы могут стать благоприятными для развития земледелия. Такой научно выверенный кластерный анализ возможен только при тесном сотрудничестве экономистов, агрономов, агрохимиков, почвоведов, биологов и других.

Третий этап — демографический анализ

Лимитирующим фактором устойчивого развития человечества еще со времен Томаса Мальтуса считается и таковой является демография. Согласно официальной статистике, численность населения Кыргызстана в настоящее время составляет шесть с небольшим миллионов человек. Плотность населения — 30 чел. на кв. км.

К 2030 году при сохранении нынешнего темпа прироста ожидается семь-восемь миллионов. Однако для нашей страны общепринятый метод расчета — численность населения делится на площадь территории — некорректен. Как доказали К. Боконбаев еще в 1990 году и позже ученые Института горной физиологии НАН, значительные территории не пригодны для проживания. Таким образом, вопреки официальным данным, в Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской областях плотность достигает 200-300 чел. на кв. км. И именно на этих территориях идет интенсивная деградация земель. Как известно социологам и политологам, в республике уже около двадцати лет периодически вспыхивают социальные конфликты за землю, и уже в обозримом будущем эта проблема станет весьма острой. Имея в виду рост численности населения, нам придется осваивать средне- и высокогорные территории, часть из которых может перейти в категорию комфортных зон. На этих новых участках нужно предусмотреть создание инфраструктуры, строительство швейцарского или австрийского образца горных деревень, технологичных агропромышленных комплексов. В условиях ограниченности земель и к тому же низкой продуктивности горных почв для развития животноводства, помимо ферм, эффективны культурные пастбища и т. д. и т. п. Заметим, между прочим, ориентироваться на полезные ископаемые, в том числе на углеводороды в долгосрочной перспективе вряд ли целесообразно, так как они относятся к исчерпаемым природным ресурсам. Все это и другие аспекты надо иметь в виду при составлении стратегии развития.

Четвертый этап — энергетика

Аксиома: фундаментальным фактором в современном мире является энергетическое обеспечение жизнедеятельности социумов. В связи с прогнозируемым водным кризисом к 2030-2050 годам перспективы гидроэнергетики, за исключением мини- и микро-ГЭС, представляются весьма туманными, и к тому же крупные ГЭС требуют вложения огромных финансовых и материальных ресурсов. Опыт развитых стран однозначно показывает, что ближайшее будущее — за солнечной энергетикой, строительство которой год от года дешевеет. Надо иметь в виду, что необязательно возводить солнечные электростанции для больших поселений (какие мы видим в Европе или Америке), так как для этого требуются большие территории. Солнечные панели, повторимся, которые дешевеют, вполне могут размещаться на крышах домов, ферм.

Пятый этап — медико-биологическая адаптация

Понятно, что трансформация экосистем повлечет и ряд медико-биологических последствий. В экосистемах сменится биоценоз: появятся нехарактерные для них организмы. Например, в сильно потеплевших долинах приживутся каракурты, тарантулы и другие насекомые, микроорганизмы. Медики прогнозируют рост различных инфекционных болезней. Помимо этого, жителям долин, переселяющимся в горы, потребуются специальные методологии адаптации к пониженному давлению воздуха, повышенному ультрафиолетовому облучению и другим факторам высокогорья. К слову: исследования воздействия указанных факторов на организм людей издавна проводили академики А. Айдаралиев и М. Миррахимов. Была разработана методология адаптации к высокогорным условиям, которая, кстати, использовалась министерствами обороны и здравоохранения СССР, а также в Антарктиде.

Шестой этап — образовательно-просвещенческий

Парадигма ХХI века — устойчивое развитие — включает, помимо экологии, экономики, здравоохранения, и систему образования. Очевидно, в изменившихся условиях, о которых говорилось выше, потребуются новые знания технологий выживания.

В краткой статье невозможно осветить все вопросы, которые возникнут в ходе ускоряющихся неоднозначных процессов глобализации. Могут проявиться непрогнозируемые на сегодняшний день процессы. Тем не менее учет вышеизложенных проблем в готовящейся стратегии, безусловно, поможет разработать план адекватных мероприятий по адаптации к изменяющейся окружающей среде. Заметим, что подразделения УНПК Кыргызской Республики (более известный как МУК), в частности Национальный центр развития горных районов МУК, в партнерстве с международными экспертами на протяжении около двух десятков лет как раз и занимаются вышеуказанными проблемами. Например, в настоящее время реализуется проект на грант Национального аэрокосмического агентства США (NASA) «Влияние глобального потепления климата в Центральной Азии на население горных регионов». В портфеле УНПК есть и другие актуальные проекты по горным проблемам, которые мы надеемся реализовывать по мере возможности.

Кулубек Боконбаев,

Асылбек Айдаралиев.






Добавить комментарий