Main Menu

Конституционный закон «О референдуме Кыргызской Республики» вступил в силу

Штандарт Президента Кыргызстана

Президент Алмазбек Атамбаев подписал Конституционный закон «О референдуме Кыргызской Республики», принятый Жогорку Кенешем 26 октября текущего года.

Этот закон разработан в целях приведения норм действующего Конституционного закона о референдуме в соответствие со статьями 2, 74, 79, 106, 114 Конституции, законами «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О народной законодательной инициативе в Кыргызской Республике».

Так, приведены в соответствие с Конституцией Кыргызстана и вышеуказанными законами следующие положения, регулирующие порядок организации и проведение референдума:

  • перечень субъектов, инициирующих проведение референдума, и вопросов, выносимых на референдум;
  • порядок сбора подписей, проверки подписных листов, назначения референдума, формирования комиссий по проведению референдумов;
  • их полномочия, а также статус членов комиссий по проведению референдумов;
  • образование участков по проведению референдума.

На референдум не могут выноситься вопросы:

  • войны и мира;
  • досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Кыргызской Республики;
  • назначения досрочных выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша либо перенесения сроков проведения таких выборов;
  • введения, изменения и отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
  • о тарифах;
  • изменения государственной границы;
  • территориальной целостности КР;
  • введения военного или чрезвычайного положения;
  • принятия и изменения республиканского бюджета;
  • связанные с избранием, назначением и освобождением должностных лиц представительных и исполнительных органов государственной власти;
  • амнистии и помилования.

Референдум нельзя проводить в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Кыргызстана или в отдельных местностях.

Принятым законом предусматривается четко разграничить деятельность групп участников референдума, агитирующих за вопросы, выносимые на референдум; против вопросов, выносимых на референдум, и инициативной группы, которая осуществляет сбор подписей за инициирование проекта закона в соответствии с законодательством о народной законодательной инициативе.

В законе предусматривается:

  • внедрение в практику проведения референдума новейших автоматизированных технологий, что позволит исключить нарушения и фальсификацию;
  • использование биометрических данных граждан, а также электронных списков участников референдума, использование автоматически считывающей урны, что позволит избежать возможности влияния на ход голосования с использованием человеческого фактора.

Помимо этого, закон предусматривает новую систему идентификации участников референдума, которая состоит в проверке соответствия не только персональных, но и биометрических данных граждан.

В связи с изменением системы избирательных комиссий и принципов их работы территориальные комиссии по проведению референдума будут постоянно действующими.

Закон определяет процедуры подведения итогов референдума: участковые избирательные комиссии по выборам и проведению референдумов составляют протоколы об итогах голосования, которые являются бланком строгой отчетности, и передают их в территориальные избирательные комиссии по выборам и проведению референдумов.

После чего Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызстана на основе протоколов определяет результаты выборов.

Надо отметить, что согласно закону Центральная избирательная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 30 процентов участников референдума, внесенных в список его участников.

При этом Центральная избирательная комиссия признает решение принятым на референдуме, если за вынесенный вопрос проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.

Также конституционным законом предусматривается по результатам референдума признать его недействительным, если итоги голосования на части участков по проведению референдума, охватывающих более одной трети его участников от общего числа принявших участие в голосовании, будут признаны недействительными.

Кроме того, при наличии нарушений в процессе установления итогов голосования территориальные избирательные комиссии могут признать итоги голосования на участке недействительными. В таком случае на данных участках проводится повторное голосование.

Конституционный закон предусматривает и порядок обжалования решений и действий избирательных комиссий, касающихся нарушений прав участников референдума, в вышестоящей комиссии или в судебном порядке. Обжалование итогов и результатов референдума будет происходить в следующем порядке:

  • решения участковых избирательных комиссий обжалуются в территориальной избирательной комиссии;
  • в свою очередь решения территориальных избирательных комиссий можно обжаловать в Центральной избирательной комиссии;
  • решения Центральной избирательной комиссии — в суде первой инстанции;
  • решение суда первой инстанции — в Верховном суде республики.





Добавить комментарий