Конституционный закон «О референдуме Кыргызской Республики» вступил в силу
Президент Алмазбек Атамбаев подписал Конституционный закон «О референдуме Кыргызской Республики», принятый Жогорку Кенешем 26 октября текущего года.
Этот закон разработан в целях приведения норм действующего Конституционного закона о референдуме в соответствие со статьями 2, 74, 79, 106, 114 Конституции, законами «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики», «О народной законодательной инициативе в Кыргызской Республике».
Так, приведены в соответствие с Конституцией Кыргызстана и вышеуказанными законами следующие положения, регулирующие порядок организации и проведение референдума:
- перечень субъектов, инициирующих проведение референдума, и вопросов, выносимых на референдум;
- порядок сбора подписей, проверки подписных листов, назначения референдума, формирования комиссий по проведению референдумов;
- их полномочия, а также статус членов комиссий по проведению референдумов;
- образование участков по проведению референдума.
На референдум не могут выноситься вопросы:
- войны и мира;
- досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Кыргызской Республики;
- назначения досрочных выборов Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша либо перенесения сроков проведения таких выборов;
- введения, изменения и отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
- о тарифах;
- изменения государственной границы;
- территориальной целостности КР;
- введения военного или чрезвычайного положения;
- принятия и изменения республиканского бюджета;
- связанные с избранием, назначением и освобождением должностных лиц представительных и исполнительных органов государственной власти;
- амнистии и помилования.
Референдум нельзя проводить в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Кыргызстана или в отдельных местностях.
Принятым законом предусматривается четко разграничить деятельность групп участников референдума, агитирующих за вопросы, выносимые на референдум; против вопросов, выносимых на референдум, и инициативной группы, которая осуществляет сбор подписей за инициирование проекта закона в соответствии с законодательством о народной законодательной инициативе.
В законе предусматривается:
- внедрение в практику проведения референдума новейших автоматизированных технологий, что позволит исключить нарушения и фальсификацию;
- использование биометрических данных граждан, а также электронных списков участников референдума, использование автоматически считывающей урны, что позволит избежать возможности влияния на ход голосования с использованием человеческого фактора.
Помимо этого, закон предусматривает новую систему идентификации участников референдума, которая состоит в проверке соответствия не только персональных, но и биометрических данных граждан.
В связи с изменением системы избирательных комиссий и принципов их работы территориальные комиссии по проведению референдума будут постоянно действующими.
Закон определяет процедуры подведения итогов референдума: участковые избирательные комиссии по выборам и проведению референдумов составляют протоколы об итогах голосования, которые являются бланком строгой отчетности, и передают их в территориальные избирательные комиссии по выборам и проведению референдумов.
После чего Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызстана на основе протоколов определяет результаты выборов.
Надо отметить, что согласно закону Центральная избирательная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 30 процентов участников референдума, внесенных в список его участников.
При этом Центральная избирательная комиссия признает решение принятым на референдуме, если за вынесенный вопрос проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
Также конституционным законом предусматривается по результатам референдума признать его недействительным, если итоги голосования на части участков по проведению референдума, охватывающих более одной трети его участников от общего числа принявших участие в голосовании, будут признаны недействительными.
Кроме того, при наличии нарушений в процессе установления итогов голосования территориальные избирательные комиссии могут признать итоги голосования на участке недействительными. В таком случае на данных участках проводится повторное голосование.
Конституционный закон предусматривает и порядок обжалования решений и действий избирательных комиссий, касающихся нарушений прав участников референдума, в вышестоящей комиссии или в судебном порядке. Обжалование итогов и результатов референдума будет происходить в следующем порядке:
- решения участковых избирательных комиссий обжалуются в территориальной избирательной комиссии;
- в свою очередь решения территориальных избирательных комиссий можно обжаловать в Центральной избирательной комиссии;
- решения Центральной избирательной комиссии — в суде первой инстанции;
- решение суда первой инстанции — в Верховном суде республики.
Related News
Официально
Президент Садыр Жапаров подписал Указ «О награждении государственными наградами Кыргызской Республики», за существенный вклад вRead More
ОФИЦИАЛЬНО
Президент Садыр Жапаров подписал Указ «О внесении изменения в Указ Президента Кыргызской Республики «О сокращенииRead More