Main Menu

Кто-то уходит, кто-то приходит

Очередная смена премьера - проявление хронической болезни Кыргызстана

Очередная смена премьера — проявление хронической болезни Кыргызстана

Итак, с поста ушел очередной премьер-министр, которому предъявлены претензии в слабости правления и причастности его окружения к коррупции. Не он первый и не он последний. С момента приобретения независимости премьер-министры, а вместе с ними и правительство Кыргызской Республики в среднем меняются через каждые 10 месяцев.

Любая отставка правительства — это выраженный признак политического кризиса, обусловленный углублением и обострением имеющихся конфликтов, социально-политических противоречий, противоборством субъектов политики, кризисным состоянием экономики, падением уровня жизни народа, его недовольством властью или недоверием народа к власти.

Частая смена правительства говорит о том, что политический кризис в Кыргызстане приобрел перманентный характер, а неэффективное правление, коррупция, кризисное состояние экономики, недоверие народа к власти стали неотъемлемой частью нашей политической и экономической системы. В результате две революции, кровь, надежды… и опять определенные разочарования. В чем причина?

Очевидно, что причина системная, заложенная еще в начале формирования нашего независимого государства. С первых же дней суверенности интеграция Кыргызстана в так называемый цивилизованный мир носили и носят в значительной мере подчиненный характер.
Дело в том, что еще на самом старте нашу страну взяли под жесткий двойной контроль:

  • политический — путем навязывания ложных демократических ценностей и системы выборов, в которой всё решают деньги. В результате к власти в республике приходят преимущественно те, у кого эти деньги имеются, кто мотивирован на деньги, которых можно легко купить и «слить» в случае необходимости, в зависимости от политической конъюнктуры;
  • финансовый — путем создания двухуровневой банковской системы, через Нацбанк КР, взяв под контроль монетарную политику страны при посредничестве Международного валютного фонда. Под контролем оказались все финансовые потоки, а также само социально-экономическое развитие государства.

Таким образом, Кыргызстан оказался управляемым двумя «поводками» — политическим и финансовым, с помощью которых его можно направить в любое необходимое политическое или экономическое русло, особо не считаясь с нашим мнением.

Формирование современной системы мирохозяйственных связей происходит в рамках так называемого неолиберального мирового экономического порядка. При этом наша страна испытывает целенаправленное воздействие со стороны мировых экономических центров и международных экономических организаций посредством вышеотмеченных «поводков».

Неолиберальная модель глобализации построена на жесткой монетаристской основе, обществе ссудного процента. Стихийный рыночный механизм провозглашен в качестве основного регулятора развития, а национально-хозяйственный суверенитет и значительная часть функций государства по регулированию экономики объявлены отмирающими категориями. А поскольку Кыргызстан чаще всего следует постулатам неолиберальной доктрины, то считается, что правительство — самый неэффективный менеджер и в какой-то степени даже вредный для рыночной экономики. В условиях неолиберальной доктрины правительство — это лишняя структура. Потому оно у нас меняется с такой частотой и легкостью. Потому не утруждаются его комплектованием компетентными людьми, якобы все само собой регулируется рынком. Вместе с тем правительство — очень удобный инструмент «вычитания» и «деления», политического торга и спекуляций, трудоустройства сторонников политических сил, пришедших к власти. Кроме того, это «аварийный перепускной клапан» политического парового котла, лишнее давление в котором периодически «стравливается» путем отставки правительства. Потому оно одновременно такое необходимое.

Как следствие вышеизложенного сформировался главный поведенческий лозунг нашего общества, который тщательно пытаются скрыть под лозунгами «социальное государство», «верховенство закона», «рост благосостояния» и прочими. Однако они плохо сочетаются с теми реальными вещами, которые происходят вокруг нас.

Главный поведенческий лозунг нашего общества, основанного на ссудном проценте, на самом деле звучит так: «Выгодно продай». Товарища, друга, любимого человека, ребенка, родителей, голоса избирателей, Родину, честь, совесть, знания и т. д., все что угодно, главное — выгодно.

Обществом осуждается, исходя из сегодняшней морали, только невыгодная продажа. Если человек не хочет или не может, или не умеет продавать выгодно — то он лох. И с каждым годом все больше людей пытаются соответствовать этой модели поведения — выгодно продай. Продается все, начиная со штучной сигареты на улице до должности самого высокого государственного ранга.

Будучи рядовым человеком, много не продашь. Потому люди, проникшиеся формулой «выгодно продай», изо всех сил стремятся занять определенные должности, позиции, места, на которых они смогли бы резко увеличить продажный ресурс. Благо выборная система, основанная на деньгах, позволяет это сделать и даже далее продвигать названную формулу. Если ты чиновник и у тебя много денег, то ты предмет уважения и зависти. Не важно, как ты получил эти деньги. Главное, что ты выгодно что-то продал.

Общество ссудного процента автоматически рождает главную, органически присущую обществу процента формулу. А эта формула автоматически формирует соответствующую мораль, форму поведения и поступков, становится маяком и целью для людей.

Правда, эту формулу пытаются преподнести под более благородным видом, типа «будь успешным», «будь эффективным» и тому подобное. Истинная формула-то — убогая и даже постыдная. Она развращает и опустошает духовную сущность человека, особенно молодого. Люди подсознательно понимают это и интуитивно ищут спасение в религии, особенно в исламе, осуждающем общество ссудного процента. Постоянно растущее число мечетей в стране и огромная масса людей, желающих помолиться на центральной площади Бишкека во время религиозных праздников, — тому убедительное подтверждение. Уход людей в религию — это протест, пока тихий, против складывающейся морали в обществе.

А теперь о народе. Согласно утверждениям психологов, структура любого народа выглядит приблизительно следующим образом: 10-15% — это «убежденно положительные», искренне желающие служить интересам общества и государства; 10-15% — «убежденно отрицательные», мотивированные исключительно личной выгодой, чем бы они ни занимались; и, наконец, 70-80% — «аморфные», поддающиеся изменению убеждений, поступков и морали. Народ Кыргызстана — не исключение. Структура народа, может, не очень красивая и гармоничная, но она такая в реальности. Народ такой, какой он есть. Другого нет.

Эти 70-80% людей подсознательно тянутся к центру силы, стремятся перейти на его сторону, служить ему и т. д. Главное, чтобы был источник силы, который они воспринимают как мощный центр силы, как самый сильный в стране, а еще лучше — в мире. Психологическая зависимость от центра силы, сильнейшая психологическая потребность подчиняться центру силы определяет поведение подавляющего числа людей. Это было в людях всегда. Вот почему в политике стараются больше «казаться, а не быть».

Вышеозначенное опровергает бытующее мнение: «каков народ — такова и власть». Народ такой, каким его воспитывают сильные мира сего. Поэтому система выборов — архиважная государственная задача. От этого зависит, кто станет воспитывать народ — «убежденно положительные» или «убежденно отрицательные», от этого зависит, какими будут наше общество и государство.
Такая же ситуация у наших ближайших соседей. Единственное отличие в том, что мы — «по уши» в неолиберальной доктрине, а они — «по пояс» или «по грудь».

В заключение. Для стабильного развития и оздоровления общества нам необходимо, во-первых, создание системы выборов, не зависящей от денег внутренних и внешних спонсоров, позволяющей продвижение во власть лучших из лучших, «убежденно положительных». Выборы надо сделать поэтапными и многоступенчатыми, с выделением необходимого для этого времени, возможно, от 1 до 3 лет, чтобы у избирателей появилось больше возможностей узнать кандидата. Выборы должны финансироваться из бюджета за счет налогоплательщика, путем введения специального налога. Ибо приход к власти высоконравственных, грамотных и политически ответственных людей многократно оправдает выплаченные налоги. В этом случае именно народ окажется «плательщиком и заказчиком музыки». Данная система выборов должна включать в себя непрерывный мониторинг, четкие и понятные народу критерии оценки деятельности избранных во власть политиков, а также механизм выявления и быстрого отзыва «убежденно отрицательных» людей, ошибочно оказавшихся у власти.

Во-вторых, создание независимой финансовой системы с суверенной монетарной политикой. Национальные деньги и монетарный суверенитет — это колоссальные возможности и ресурс при правильном обращении с ними. Нам просто нужна независимая денежная система, при помощи которой экономика будет снабжаться деньгами адекватно необходимости и в количестве, достаточном для устойчивого развития.

Наше будущее нельзя доверять стихии рынка. Если мы не начнем управлять своей страной, то ею станут управлять другие, извне. И не факт, что в нашу пользу.

Султанбай АЙЖИГИТОВ,
независимый эксперт, экс-губернатор Баткенской области.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ и из Интернета.

Фотогалерея (неполная) премьеров суверенного Кыргызстана

 






Добавить комментарий