Main Menu

Какой идти дорогой?!

«Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».

С этой доброй детской песенки началась встреча в ошской школе №12, где учатся дети с ментальными особенностями. Мероприятие было посвящено теме профессиональной ориентации. Поэтому в обсуждении участвовали старшеклассники, их родители, учителя, а также преподаватели и мастера из трех профлицеев и сотрудники общественного фонда «Благодать».

В школе обучаются 145 учеников с различными диагнозами, которые им ставят психолого-медико-педагогическая комиссия и Ошский областной центр психического здоровья. А работают с ними 24 учителя, шесть воспитателей, два медработника. Школа — с русским языком обучения и восьмилетним образованием. Именно восьмилетка является одной из преград для выпускников, желающих продолжить образование. Неоднократно активисты поднимали вопрос о необходимости перехода школы на девятилетку, чтобы ребятам выдавали аттестаты о среднем образовании. В ответ же слышат, что ученики школы не осваивают сложную программу девятилетки, поэтому им выдаются справки об окончании восьмилетней школы. К активистам присоединяются и родители с просьбой добавить еще один год обучения и выдавать аттестат с особой отметкой. Но пока для учеников особой школы аттестат остается мечтой, неспособной воплотиться и стать дорогой в будущую взрослую жизнь.

И большинство выпускников сидят дома, получая пенсию по инвалидности.

— Но не надо опускать руки и унывать. Если ребенок пишет с ошибками и плохо читает, это не означает, что он не может что-то создавать своими руками, — говорят учителя школы.

Четверть века Раиса Абдукеримова работает с особыми детьми и знает множество примеров, когда выпускники продолжали образование:

— Наши ученики очень старательные, рабочая специальность для них — дорога в будущее. Некоторые родители недооценивают своих детей, не уделяют достаточно внимания, не спрашивают, чем бы их ребенок хотел заняться в будущем, не знают, как ему помочь. В то время как именно они в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы дети устроились в жизни. Им надлежит понимать ребят, направлять, развивать их навыки, — убеждена она.

В последнее время в школе стали больше уделять внимания трудовому воспитанию. Девочки осваивают современные швейные машинки (шьют национальные предметы быта, игрушки), с увлечением занимаются войлоковалянием. Мальчики знают столярное дело, изготавливают предметы мебели и с интересом выжигают по дереву. Трудовые мастерские оснащены благодаря сотрудничеству с ОФ «Благодать». Кроме того, педагоги прошли тренинги по инновационным методам обучения, продолжают активно внедрять арт-терапию на уроках. Родители рассказывают об успехах детей, отмечая позитивные сдвиги в развитии, которые стали очевидны в этом учебном году.

Мать одной ученицы сказала, что семья занимается швейным делом и поэтому дочке очень интересно шить на уроках в школе.
Руководитель творческой мастерской школы Эльвира Чжен показала работы учеников: мягкие игрушки, бусы из войлока, поделки из листьев и подручных материалов:

— В школе нет детей, которые не могут что-то делать. Даже ученики с нарушенной координацией движений со временем начинают мастерить. Просто с ними надо заниматься. Они разные, есть среди них нетерпеливые, болезненные. Но все равно они проявляют интерес к занятиям в мастерской. Помимо развития мелкой моторики, у ребят развивается фантазия, работы каждого ученика отличаются друг от друга.

Но сложности еще остаются, активисты пытаются их решить. На встрече подняли вопрос получения рабочей специальности в местных профессиональных лицеях. Мастер ПЛ №16 Феруза Хакимова разъяснила, что раньше лицей принимал на обучение выпускников этой школы на трехлетнее обучение. Отучившись, выпускник надеялся, что он, как и остальные студенты, получит диплом о присвоении рабочей специальности и аттестат об окончании средней школы. Но он получал только диплом. Из-за этого возникали недопонимание, обиды, и количество абитуриентов с особыми нуждами снизилось. Поэтому администрация предложила следующее: когда выпускнику школы исполнится 16 лет, он может поступить в лицей на годовое обучение и получить диплом. На выбор несколько специальностей: сварщик, швея, мастер сухого строительства и т. д.

Рая Турсунбаева — преподаватель, мастер поварского дела — пояснила, что годовое обучение — это один из вариантов для выпускников. Она отметила, что в профлицее учатся 265 студентов:

— Мы принимаем на базе девяти классов, студенты-отличники получают стипендию 500 сомов, а студенты из детских домов, малообеспеченных семей получают помощь от государства. Мы поддерживаем связь с нашими выпускниками, они трудоустраиваются в нашей стране и за рубежом. Один мой ученик работает в кафе Оша, получает 12 000 сомов. Мы общаемся и с родителями, стараемся, чтобы они находили способы мотивировать своих детей. У нас есть все условия, новое оборудование в мастерских.

Преподаватель отметила, что если у студента есть сложности с речью, письмом, это не мешает ему освоить рабочую специальность.
Мастер швейного дела ПЛ №12 Жазгуль Акимова пригласила учеников школы на экскурсию в лицей, которая состоится в ближайшее время. Именно в этом лицее действует реабилитационная группа. Согласно постановлению правительства о мерах социально-трудовой реабилитации, в подобные группы, которые существуют в семи из 110 лицеев в стране, принимаются несовершеннолетние из малообеспеченных семей, сироты, инвалиды, выпускники детских домов. В прошлом учебном году в Оше был недобор, реабилитационную группу закрыли. Поэтому фонд «Благодать» уделяет особое внимание информированию педагогов и родителей учеников школы о наборе в 2016 году и надеется, что ситуация изменится в лучшую сторону.

Много лет фонд работает по профориентации молодежи.

— Профессиональная ориентация — это многогранная задача. Старшекласснику нужно уметь ориентироваться в разных профессиях, отсекать подростковые фантазии, верно оценивать свои способности и склонности, материальные условия семьи, уровень подготовки, состояние здоровья. Ученики этой школы нуждаются в еще большей помощи в самоопределении, и для этого мы проводим мероприятия: тестирования, знакомим с рабочими профессиями через игры, приглашаем гостей, проводим экскурсии и многое другое, — отметила руководитель фонда Рахат Шакирова.

Мероприятие организовано ОФ «Благодать» в рамках проекта «Развитие профессиональных навыков у детей вспомогательной школы №12 г. Ош» при поддержке образовательной программы Фонда «Сорос — Кыргызстан».

Сахира НАЗАРОВА.
г. Ош.






Добавить комментарий