Main Menu

ВЫСОКАЯ ЦЕНА ВОПРОСА УПРАВЛЕНИЯ

     Премьер-министр Дж. Оторбаев провел совещание, посвященное реформированию системы управления предприятиями с государственной долей в уставных капиталах. Участвовали вице-премьер по инвестициям и экономике В. Диль, главы министерств и ведомств, сотрудники аппарата правительства и должностные лица ряда корпораций и предприятий. 

     В Кыргызстане государство в лице Фонда управления госимуществом (ФУГИ)  участвует в 58 акционерных обществах и работает со 192 ГП. В целом за минувший год, по данным фонда, поступление средств от выплаты дивидендов на госпакет акций АО составило 1 млрд. 615,9 млн. сомов, или 110,5% от установленного законом о республиканском бюджете плана их поступлений на 2013 год. 

     Дж. Оторбаев  сообщил, что в сжатые сроки нужно выработать концепцию управления госимуществом и взять при этом на учет лучшую мировую практику. К примеру,  опыт Казахстана, где Фонд  управления госимуществом не временный управляющий госактивами, готовящий их к продаже, а своего рода наемный менеджер, который видит свою задачу в умножении вложений инвесторов, то есть государства.
У нас же до сих пор действуют советские методы управления в самом худшем смысле этого понятия. В частности, нет системы вознаграждения менеджеров и мотивации сотрудников. Надо привлекать в госкомпании менеджеров, которые, получая высокую зарплату, должны показывать качественную работу, подчеркнул премьер, и по ее результатам следует получать бонусы либо отстраняться от должностей. При этом следует сокращать раздутые штаты сотрудников и модифицировать кадровую политику. Бизнесом необходимо управлять его же методами, констатировал Дж. Оторбаев.
Советы директоров госкомпаний очень слабые, полностью зависимы от ФУГИ, отстранены от кадровой политики и не обладают реальной силой. Они не внедряют современные методы корпоративного управления и непрозрачны. Фонд госимущества занимается практически только подготовкой предприятий к их продаже, на большее его не хватает. У ФУГИ нет даже единого реестра госимущества, непонятно, сколько получено прибыли, каковы  расходы и возвратность по капиталу.
Дж. Оторбаев предложил внести в разрабатываемую концепцию управления госимуществом  вопросы внутреннего и внешнего аудита. Он раскритиковал работу Министерства экономики, которое забыло об определении политики управления, не сделало ни одного существенного предложения, не ведет соответствующей работы с Фондом госимущества, в итоге он сегодня классический госорган наподобие министерства, только рангом ниже и имеющий неэффективную структуру управления.
Глава правительства тут же на совещании  поручил Министерству экономики и ФУГИ разработать концепцию управления государственными предприятиями, что станет техническим заданием  новому руководителю фонда. Премьер-министр поддержал предложение о преобразовании части фонда в открытое акционерное общество, которое могло бы заниматься управлением.
Вице-премьер-министр по инвестициям В. Диль также подверг критике работу госпредприятий. Он заметил, что они без всякого согласования продают свои активы. Делается это для того, чтобы иметь возможность содержать себя. Есть предприятия, у которых остались только здание, директор и бухгалтер — они сидят и буквально доедают оставшиеся активы. Такое положение неприемлемо, и уже назрел момент, чтобы преобразовать госпредприятия, заметил вице-премьер. В ФУГИ зарегистрировано огромное количество акционерных обществ и предприятий с госдолей. Столь огромное количество он физически не осилит. Тем более эти организации не представляют отчеты, а ФУГИ не контролирует формирование их бюджета. В. Диль настоятельно рекомендовал вводить автоматизированный учет госпредприятий, поскольку до сих пор неизвестно, чем владеет наше государство, и это парадокс.
Заместитель председателя правления ОАО «Кыргызалтын» К. Шакиров предложил на совещании предоставить возможность участия в государственных предприятиях их коллективам, это, мол,  поспособствует  эффективности их деятельности. Нужно позволить сотрудникам купить от 5 до 10% акций.
Выступивший глава правления ОАО «Кыргызалтын» Т. Мамытов попросил премьер-министра помочь вернуть предприятию долг в размере 350 млн. сомов. Он подчеркнул, что «Кыргызалтын» — акционерное общество со стопроцентной госдолей и хотелось бы, чтобы сотрудничество с правительством напоминало улицу с двусторонним движением У компании сейчас тяжелые времена. Когда его назначали на должность руководителя ОАО, то попросили навести порядок в финансово-хозяйственной деятельности, улучшить менеджмент.  Однако предприятие не может получить свои деньги, поскольку обратный механизм до сих пор не отработан. Мешают  и противоречия в законодательстве. К примеру, по закону о недрах «Кыргызалтын» должен разработать проект, получить лицензию и согласовать с госорганами, но вот согласно другому закону он обязан сам принимать решение. Далее Т. Мамытов сообщил, что на предприятии расследуются факты хищений. Есть 9 актов, по которым 40 человек направлены на допрос в правоохранительные органы. «Мы наведем у себя порядок, — сказал глава ОАО, — но в то же время ждем и ответных шагов от правительства».
Председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт «Манас» Б. Субанбеков в своем выступлении заметил: в условиях рынка неприемлемо, чтобы Счетная палата проверяла корпорации, которые приносят государству хорошие дивиденды. Он пояснил, что в стране есть хорошие законы о корпоративном управлении, но они, к сожалению, не работают.      ФУГИ, как отмечалось на совещании, не может точно оценить стоимость госпредприятия, поскольку физически невозможно посмотреть баланс. Его сотрудники не успевают даже проголосовать, не то чтобы еще и внести свои коррективы, отметил Б. Субанбеков. По его мнению, все предприятия, которые приносят прибыль, следует включить в отдельную группу.
Высказался он и  за реформирование бухучета, поскольку налогообложение не позволяет свободно двигаться на рынке. Политика дивидендов, которую проводит  сегодня ФУГИ, приведет к тому, что уже через два года компании, которые работают прибыльно, перестанут приносить дивиденды.
На совещании утвердили конкретные меры по реформированию госкомпаний, чтобы в дальнейшем включить эти шаги в концепцию  управления госимуществом.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

 



(Next News) »



Добавить комментарий