Main Menu

Выборы в горкенеш: не котов в мешке избирать

Закон «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР» определяет права и обязанности Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Их использование и исполнение создают условия для реализации конституционного права каждого гражданина избирать достойных представителей народа в высшие и местные органы власти.

Право избирателя знать
Деятельность ЦИК определяется рядом принципов, два из которых являются основными. Это законность и гласность. Гласность определяет обязанность уважаемого госоргана информировать граждан-избирателей о кандидатах в депутаты, политических партиях — претендентах на власть в государстве и местных кенешах, ходе избирательной кампании. Исполнение этой обязанности обеспечивает не только конституционное право граждан избирать, но и право на информацию об участниках избирательного процесса, право знать о достоинствах тех людей, которые предлагают себя в качестве кандидатов в депутаты и готовы представлять и защищать интересы избирателей.
Эта информация скапливается в ЦИК. Она крайне интересна для активной части электората и представителей гражданского общества. Избиратели хотят не за котов в мешке голосовать, а иметь прежде всего сведения о кандидатах в депутаты и на этой основе делать осознанный выбор.

Новости ЦИК: не сорока на хвосте принесла
Возникает вопрос: как обеспечить конституционное право граждан на получение информации, в том числе избирательной? Ответ простой: обеспечить ее доступность. Решение этой задачи раскрывает Закон «О гарантиях и свободе доступа к информации», называя шесть способов ознакомления граждан с избирательными материалами. Первый — опубликование. Кроме того, закон открывает для ЦИК возможность использования «любых иных способов обеспечения доступа к информации, не запрещенных законодательством КР».
Обязанность публиковать избирательную информацию выражена и в Законе «Об избирательных комиссиях…». Например, «в средствах массовой информации публикуется схема избирательных округов по выборам депутатов местных кенешей». Предусмотрена публикация списков избирательных участков и избирателей.
И все же существует ли иной способ доведения избирательной информации до граждан, кроме тех, что известны законодателю? Это Ин-тер-нет! Размещение информации на сайте ЦИК (www.shailoo.gov.kg)
Сегодня компьютеры, Интернет стали привычным атрибутом повседневной жизни значительной части населения. Самые «продвинутые» избиратели, выходя на сайт ЦИК, рассчитывают найти нужную им информацию. Но не находят.
Нельзя сказать, что сайт совершенно пустой. Из его «пухлого» содержания внимание привлекает календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов местных кенешей. Их осуществление приводит к результатам, которые удовлетворяют избирательные интересы электората. К примеру, 11 октября в СМИ должны были обнародовать схемы и границы избирательных округов . А чем плох для этого сайт ЦИК? Быстро и бесплатно. 16 октября планировалось опубликовать в СМИ схемы и границы избирательных участков. Что помешало разместить их на сайте?
До 16 октября на избирательных участках следовало вывесить списки избирателей. Согласен, вывешивать — хорошо. А размещать на сайте — лучше!
15 октября — крайний срок представления политическими партиями списка кандидатов в территориальную избирательную комиссию. На сайте должен появиться список партий, желающих принять участие в выборах. Через десять дней после проверки поданных партиями документов пройдет регистрация партий. На сайте надо разместить как информацию о числе партий-участников выборов, так и списки кандидатов. И не просто перечень фамилий, а с раскрытием биографических сведений кандидатов. Это и есть та ключевая (основная) часть избирательной информации, которая дает избирателям некоторое представление о квалификации и профессионализме людей, берущих ответственность управлять городским сообществом. Она побуждает избирателей голосовать за ту партию, команда кандидатов которой обладает, по мнению граждан, необходимыми профессиональными знаниями, управленческими навыками. Время, когда каждая кухарка могла управлять государством, кануло в «реку забвения».

Инструкция — всему голова

Но почему этой и другой не менее важной информации нет на сайте ЦИК? Ответ простой. Закон «Об избирательных комиссиях…» не обязывает ЦИК размещать на сайте результаты исполнения названных выше мероприятий. А для госчиновников, если нет инструкции, нет обязанности, следовательно, нет и действия.
С другой стороны, ЦИК, вынужденная решать задачу «информирования участников избирательного процесса», утвердила положение «О рабочей группе по вопросам информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов депутатов местных кенешей», рекомендовала включить в обязанности рабочей группы «сбор и систематизацию информационных материалов Центральной избирательной комиссии». Но что делать с этой систематизированной информацией, как довести ее до граждан, авторы положения так и не смогли решить или «забыли», хотя группа создана с целью «информирования избирателей». В результате получился сбор информации ради информации, как «искусство для искусства», но не информации ради избирателей.
Объяснить столь странное поведение ЦИК можно, ссылаясь на стереотип правового сознания   госчиновников. Они знают и могут поведать о правовой основе деятельности ЦИК так, что от зубов отскакивает. Но не могут заставить себя изучить и применять законодательство об информации, наивно полагая, что эти законы писаны не для них. Имеет право на жизнь и другое объяснение: чем хуже граждане информированы, тем спокойнее чиновникам живется.
И в заключение следует заметить: недооценка информационного потенциала сайтов в механизме госуправления свойственна не только ЦИК, но и министерствам и ведомствам. Правительство может изменить ситуацию. Следует разработать инструкцию о порядке использования сайтов органов власти и управления, что заставит ЦИК в полной мере обеспечивать информационную насыщенность сайта, использовать один из самых эффективных механизмов доведения до граждан сведений о людях, которым избиратели дают право на власть и управление столицей, городами и селами страны.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ, независимый аналитик.






Добавить комментарий