Main Menu

БЕЗ СТРАНЫ

Молодая красивая женщина Мастура Банаи приехала в Кыргызстан в 1998 году. Прежде она с семьей жила в Кабуле. Они с мужем растят троих детей, двое из которых ходят в школу, а один остается дома, потому что отдавать его в садик дорого. Квартиру они снимают. Сама Мастура Банаи недавно окончила курсы парикмахеров и теперь собирается работать по этой специальности. Когда-то в Кабуле она поступала в институт, но продолжить обучение не было возможности. Она и ее родные — беженцы. Мы познакомились на мероприятии, организованном представительством Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Бишкеке.

«Мы любим Кыргызстан…»
— Наш дом взорвали, угрожали нас убить, потому что мужчины в нашей семье работали на госслужбе, а мы, женщины, не носили платок, ходили в коротких юбках, — рассказывает она мне о причинах, вынудивших их бежать из Афганистана. — А здесь мир, можно думать о будущем. Конечно, первое время были проблемы, но УВКБ ООН помогало, мы могли бесплатно ходить на курсы, изучать кыргызский и русский.
Она и ее семья подали документы на гражданство, но пока они не получили его.
Я спрашиваю, как складываются отношения с местными жителями, нет ли проблем в общении. По ее словам, прежде не было, но в прошлом году ситуация изменилась. Кто-то говорит, что после беспорядков в стране теперь стал лучше понимать их, причины, почему они покинули свою родину, что пережили там. А кто-то, напротив, стал открыто заявлять, что они — чужие и им не место в Кыргызстане.
— Моего сына в школе избили одноклассники, сказали: «Ты, афганец, почему здесь? Уезжай к себе!». На любую другую ссору я бы не обратила внимания, но в этом случае я была вынуждена перевести его в другую школу. Сын не понимает, говорит: «Мама, я свой родной город никогда не видел, я вырос здесь, почему они говорят, что я чужой?». Мы же все мусульмане, Бог у нас один. Мои дети Кыргызстан любят, считают его родным. Мы все любим эту страну, и спасибо за все, что она для нас сделала.

К беженцам — без политики
В Кыргызстане находится свыше 500 беженцев, в основном  из Афганистана, и 438 лиц, ищущих убежище (то есть еще не получивших статус беженца), из которых 232 человека — афганцы. С 1996 года, с момента как в Кыргызстане стало действовать представительство Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, более 9 828 бывших таджикских и 41 афганский беженец получили гражданство нашей страны, 1 954 беженца выехали в третьи страны, и 6 467 вернулись на родину — в Таджикистан, Афганистан и Россию.
Как мы видим, в этом году исполнилось 15 лет деятельности УВКБ ООН в Кыргызстане. По этому случаю бишкекское представительство 20 июня, во Всемирный день беженцев, провело торжественное мероприятие, в ходе которого вниманию собравшихся — а это были сотрудники агентства ООН, представители партнерских организаций, беженцы — была предложена презентация об этапах работы УВКБ в нашей стране. Также состоялось награждение лиц, внесших вклад в решение проблем беженцев. Такую награду подготовило агентство и для Президента Розы Отунбаевой. Было зачитано поздравление первого главы представительства УВКБ ООН в Кыргызстане Хельмута Бусса и продемонстрировано обращение посла доброй воли этой международной организации Анджелины Джоли.
С поздравлением обратился к ее сотрудникам глава Государственной дирекции по развитию и восстановлению Оша и Джалал-Абада Жанторо Сатыбалдиев. Он заявил: «Может, это прозвучит странно, но я не хочу, чтобы ваша функция здесь закрепилась, не хочу, чтобы здесь были беженцы. Тем не менее я благодарен вам за работу, которую вы делали, за то, что помогли ликвидировать последствия прошлогоднего конфликта. Надеюсь, что в следующем году мы будем праздновать этот день в лучшей ситуации, при отсутствии беженцев. Я бы не хотел, чтобы вы активно работали в Кыргызстане».
Да, если свыше десятка лет УВКБ ООН помогало беженцам, прибывавшим в Кыргызстан из других государств, то в прошлом году оно решало и продолжает решать проблемы 280 тысяч кыргызстанцев, внутренне перемещенных и вернувшихся. Странно, что никто из чиновников не продемонстрировал благодарности и оценки такой важной работы по ликвидации последствий июньского кровопролития и не почтил своим присутствием мероприятие. Выглядело так, будто, кроме Жанторо Сатыбалдиева, восстановление юга никому не нужно.
Представитель УВКБ ООН в Кыргызстане Ханс Фридрих Шоддер поприветствовал присутствовавших на кыргызском языке, напомнил, что исполнилось 60 лет со дня принятия Конвенции о статусе беженцев. За эти годы проблема беженцев не утратила своей актуальности. В настоящее время 43 млн. людей вынуждены покинуть свои дома и 80% из них нашли приют в развивающихся странах. Кыргызская Республика также среди тех, кто проявил гостеприимство по отношению к большому количеству беженцев. Некоторые из них уже интегрировались, а другие надеются получить гражданство нашей страны.
— Во Всемирный день беженцев я призываю дать им надежду, — отметил господин Шоддер.
Он напомнил, что помощь людям, оказавшимся вне дома и страны, — не политическая, а гуманитарная миссия. Так, в прошлом году организация помощи кыргызстанцам, в дни трагических событий покинувшим и лишившимся своих домов, не была политизирована и носила гуманитарный характер.
— Даже один человек, спасающийся от войн и преследований, это слишком много, — сказал представитель УВКБ.

Не на родине и не здесь
В этот вечер афганские беженцы демонстрировали гостям свои таланты: читали стихи, пели и танцевали. Я побеседовала с некоторыми из них. Одна девочка родилась в Кыргызстане и никогда своей исторической родины не видела. Она учится в школе и прекрасно говорит по-русски, но знает и родной язык. По ее словам, с одноклассниками у нее хорошие отношения, есть подружки. Еще одна девушка только что получила диплом журналиста и сейчас подумывает о работе. Кстати, молодые беженцы могут обучаться в Кыргызстане благодаря стипендиям, выделяемым в рамках программы DAFI (финансируемой Германией).
Нет надежды, что в ближайшее время выходцы из Афганистана смогут вернуться на родину. Они волею судьбы оказались далеко от дома, но, не имея гражданства нашей страны, не могут вести полноценную жизнь. Некоторые из них даже не зарегистрированы в качестве беженцев властями страны. И у нас их не один, а значит, больше, чем «слишком много».

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото УВКБ ООН.



(Next News) »



Добавить комментарий