Main Menu

Судебная реформа судьбоносна для страны

Как уже сообщала наша газета, в государственной резиденции «Ала-Арча» прошло заседание Совета по судебной реформе, которое провёл глава государства С. Жээнбеков.

Участники диалога обсудили ход реализации Указа Президента страны «О некоторых мерах, принимаемых в рамках проводимой судебной реформы» от 22 мая 2018 года, а также проекты новых законов КР. С речью на заседании выступил Президент

С. Жээнбеков (его выступление опубликовано в «СК» за 28 декабря 2018 года). По обсуждаемым вопросам участников заседания и прессу проинформировали вице-премьер-министр правительства Ж. Разаков, глава Верховного суда КР Г. Калиева, доцент кафедры конституционного права КРСУ Ч. Мусабекова, генеральный прокурор республики О. Жамшитов, председатель Госслужбы исполнения наказаний Т. Жапаров, глава МВД К. Джунушалиев, председатель ГКНБ И. Кадыркулов, глава ГСБЭП Б. Таиров.

На заседании рассмотрены проекты четырёх законов: о межрайонных судах, правовом статусе следственных судей, внесении изменений в новый Гражданский процессуальный кодекс и ротации судей. В новых кодексах предусматривается введение институтов правосудия. Среди них такие, как Единый реестр преступлений и проступков, следственный судья, цифровизация следственного кабинета и залов судебных заседаний, пробация. Успешное проведение судебно-правовой реформы как раз и будет напрямую зависеть от эффективной работы этих институтов, что, несомненно, вернёт доверие народа к судебным органам. По трём проектам законов с сообщением выступила член Совета по судебной реформе, председатель Верховного суда КР Гульбара Калиева, а по проекту четвёртого закона доклад сделала член экспертной рабочей группы, доцент кафедры конституционного права КРСУ имени Б. Ельцина Чинара Мусабекова.

Глава Верховного суда сообщила, что первый законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты КР предусматривает создание на базе межрайонных судов административных судов, а также введение постоянного судебного присутствия и использование в судах систем видео-конференц-связи. Второй законопроект определяет правовой статус следственного судьи как процессуальной фигуры в уголовном судопроизводстве, полномочиями которого может быть наделён любой из судей суда первой инстанции (районного, городского) по распоряжению председателя этого же суда.

Третий по счёту законопроект касается внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс КР. Он разработан с целью эффективной реализации применения нового Гражданского процессуального кодекса через исправление в нём некоторых технических пробелов, недочётов и ошибок, выявленных в ходе его применения. Четвёртый законо-проект о внесении изменений в Конституционный закон «О статусе судей КР» направлен на приведение в соответствие с Конституцией Кыргызстана норм указанного закона. Из-за исключения из компетенции Совета по отбору судей вопроса о ротации судей местных судов и передачи этого вида полномочий Совету судей, а также возникшими в связи с этим коллизиями, данный законопроект предлагает уточнить условия и основания ротации судей местных судов.

Председатель Верховного суда сообщила участникам заседания, что в стране с января 2019 года начнёт работу следственный судья. Она рассказала, что, согласно новому законопроекту, предполагается открыть 50 штатных единиц следственных судей, пока же их обязанности выполняют 64 судьи местных судов. По её данным, 225 судей и 107 сотрудников судебных аппаратов прошли обучение по новым кодексам, которые вступают в силу с января 2019 года. В 30 судах республики внедрена также автоматизированная информационная система. «Наша система профинансирована только на 8,3%, хотелось бы попросить аппарат правительства и Президента помочь с выделением средств», — сообщила она. Свои предложения по важной затронутой теме высказали на заседании депутаты парламента Т. Шайназаров, Э. Токтошев, М. Сабиров, заместитель руководителя экспертной рабочей группы Г. Маматкеримова, а также члены этой группы.

Президент страны во время обсуждения заметил, что надо поторопиться с принятием необходимых законов в рамках судебной реформы. «Почему этот процесс затягивается и идёт медленно? Надо делать это оперативнее и уже принимать законопроекты. Из десяти пока приняли только шесть», — жёстко акцентировал Президент. Ему ответил вице-премьер-министр правительства Ж. Разаков, который сообщил, что рабочая группа соблюдает все требования к законотворчеству. «Нужно время для согласования и общественного обсуждения. На каждый этап уходит месяц, и сейчас остался один законопроект, все остальные направлены на рассмотрение Жогорку Кенеша», — ответил Ж. Разаков.

Участники обсуждения отметили, что одним из ключевых предназначений реформы является сокращение сроков судебного рассмотрения дел. Её реализация позволяет более чётко очертить границы полномочий государственных органов в сфере регулирования уголовно-правовых отношений. Как показал мониторинг мероприятий по подготовке и обучению сотрудников судебных органов, у них появилось понимание сути самой судебно-правовой реформы. Были также выстроены «дорожные карты» большинства государственных органов, и прогресс имели те из них, кто включился в этот процесс, уже имея свои «дорожные карты». Выступающие подчёркивали, что осталось совсем немного времени до того, как вступят в действие Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы.

Затем начнётся огромная работа по пересмотру судебных дел, по переквалификации, выпуску осуждённых лиц на свободу, и требуется серьёзно выстроить деятельность ГСИН, а также всех правоохранительных органов и судов. Сроки для исполнения очень короткие, всего три месяца, чтобы решить все эти насущные и актуальные вопросы, поскольку в этом направлении ни в коем случае нельзя нарушать права человека.

И тут необходимы чёткий расчёт в подготовке по пересмотру дел осуждённых лиц и их оперативное рассмотрение. Ораторы также отметили и возможные риски, поскольку, к примеру, Единый реестр преступлений и проступков не был сформирован в полном объёме, проведена лишь отцифровка ЭКОП, и предстоит большая работа в этом направлении. Возможно, поэтому понадобится новая большая команда, которая правильно выстроит этот пока ещё не завершённый проект.

Большая надежда в реализации судебной реформы возлагается на введение института пробационного надзора. И в этом формате необходимо уже на ходу вести подготовку как людей, так и всей системы пробации. Это ещё один проблемный срез, который напрямую связан с эффективностью деятельности самих органов пробации. Приостановился и вопрос формирования Фонда потерпевших, разрешение которого намечено в 2019 году. Его концепция уже сформулирована, законопроект готов, но он пока не рассматривался и не включён в систему правоприменения. Другой риск, отмеченный участниками обсуждения, связан с неправильной квалификацией. Когда начнутся процесс правоприменения и действие нового УК и Кодекса о проступках, не исключены случаи неправильной квалификации. Но, как подчеркнули выступавшие, это уже проблема самого судебного органа, который должен обучить своих сотрудников всем необходимым процедурам.

Ещё один озвученный проблемный момент касается необходимости упорядочить в 2019 году этапы подготовки изменений и дополнений кодекса, чтобы эта подготовка не была хаотичной и стала широко обсуждаемым процессом. Немало проблем, как выяснилось в ходе обсуждения новых правовых документов, связано с внедрением в судах аудио- и видеооборудования. Пока суды продолжат работать в старых форматах, и желательно в нём и завершить весь процесс реформ, а потому и в этой части требуется большая поддержка судебной ветви власти. Участники обсуждения особо отметили, что 2019-й будет годом стабилизации правоприменения, чтобы к концу наступившего года можно было внести соответствующие поправки в новые кодексы и машина правосудия эффективно пошла вперёд.

Итоги заседания подвёл глава республики. Он отметил как позитивные моменты в реализации судебной реформы, так указал и на ещё имеющиеся в этом важном процессе недостатки. В частности, глава государства высказал нарекания в адрес судей, о которых ему написали граждане республики. Президент отметил, что стало известно о связях лиц в судебной системе с членами ОПГ. Эти судьи выносят несправедливые решения в отношении иностранных инвесторов, что весьма изрядно портит инвестиционный климат страны и негативно влияет на имидж государства. С. Жээнбеков призвал судей вести прозрачную работу, будучи независимыми от влиятельных кругов.

Далее он заметил, что есть немало нареканий по поводу независимости судей, некоторые из них предоставляют защиту членам ОПГ, принимают незаконные меры по рейдерству, особенно по отношению к иностранным инвесторам. Необходимо на дисциплинарных комиссиях внимательно рассматривать справедливость решений судей.

К примеру, Верховный суд неоднократно и без достаточных оснований решения судов первых инстанций вновь возвращает назад на их рассмотрение. Рядовые граждане по нескольку лет ведут судебные дела, надо ставить точки и не отправлять дела в долгий ящик, резюмировал Президент. Он также отметил, что ответственные за проведение судебной реформы, судебный корпус будут без исключения отвечать за её реализацию. По его мнению, судебно-правовая реформа должна быть безотлагательно проведена и пути назад уже нет. «Все руководители правоохранительных органов главы Генеральной прокуратуры, МВД, ГКНБ, ГСИН, и судьи будут нести персональную ответственность за реализацию реформы, — заявил С. Жээнбеков. — В 2019 году вступают в силу пять новых кодексов и два закона. Все сотрудники правоохранительных органов должны их полностью знать, если вы сами не будете знать, не будете проводить аттестацию сотрудников, то никакой заявленной реформы не будет», — сказал лидер страны.

В заключение Президент подчеркнул, что проведение реформы зависит от всех, кто будет её проводить. «Отнеситесь к реформе, как к своей семье, своему детищу!» — призвал С. Жээнбеков участников заседания. Он заметил, что нужно не только наказывать, но и воспитывать, а новые кодексы направлены именно на исправление и воспитание. Ра-

зумеется, есть некоторые упущения, но в целом новые кодексы и законы, вступающие в силу с января 2019 года, нацелены на колоссальную правовую реформу. «Нас критикуют, что, дескать, правовые нововведения заметно облегчают и гуманизируют процесс наказания, но наши правоохранительные и судебные органы не должны быть карательной системой. Мы не можем забыть человека, которого изолировали от общества и посадили в тюрьму», — акцентировал глава государства. Он поручил создать в каждом ведомстве группы, которые будут на местах вести разъяснительную работу по новым правовым кодексам.

В ходе заседания с учётом высказанных его участниками предложений принят проект решения Совета по судебной реформе.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий