Main Menu

Президент возразил…

Президент Алмазбек Атамбаев вернул со своими возражениями в парламент Закон "О дополнительных мерах поддержки лиц, пострадавших в апрельских и июньских событиях 2010 года в Бишкеке и Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызской Республики",  принятый Жогорку Кенешем 21 июня 2012 года.

Принятый закон предусматривал введение моратория на взыскание коммерческими банками (далее — банки) и небанковскими финансово-кредитными учреждениями (НФКУ) в Бишкеке и Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях предмета залога или ипотеки, если предметом залога или ипотеки является недвижимое имущество, заложенное лицами, являющимися должниками банков или НФКУ по состоянию на 7 апреля и 10 июня 2010 года и включенными в официально утвержденные правительством реестры субъектов предпринимательства, пострадавших в результате грабежей, мародерства и пожаров, произошедших в апреле 2010 года в Бишкеке и в июне 2010 года в  Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях.
В период действия моратория (со дня вступления в силу закона по 31 декабря 2014 года включительно) банк или НФКУ был бы не вправе изымать заложенное недвижимое имущество указанных лиц.
События, произошедшие в апреле и июне 2010 года в  Бишкеке и Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях, признавались событиями непреодолимой силы (форс-мажором).
Согласно принятому закону, банки и НФКУ в период действия моратория должны бы были: отозвать судебные иски и исполнительные документы, выданные на основании вступивших в силу судебных актов, исполнительных надписей нотариусов, а также внесудебные дела по изъятию указанного заложенного недвижимого имущества; приостановить начисление процентов, пени и штрафных санкций по задолженности указанных лиц до окончания действия моратория, заключив дополнительные соглашения о погашении задолженности и предоставлении пролонгации без начисления процентов по ним.
При этом в соответствии с принятым законом Национальному банку (НБКР) предписывалось в месячный срок разработать нормативные правовые акты, определяющие процедуру погашения и пролонгации кредитов указанных лиц без начисления пени, штрафных санкций и процентов по ним.
В своих возражениях Президент Алмазбек Атамбаев указывает на имеющиеся противоречия в принятом законе нормам Конституции Кыргызской Республики, Гражданскому кодексу и ряду законов.
Из текста возражений:
"Так, согласно части 1 статьи 2 принятого закона, предписывается "Коммерческим банкам и небанковским финансово-кредитным учреждениям в период действия моратория:
1) отозвать судебные иски и исполнительные документы, выданные на основании вступивших в силу судебных актов, исполнительных надписей нотариусов, а  также внесудебные дела по изъятию заложенного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 1 настоящего закона;
2) со дня вступления в силу настоящего закона приостановить начисление процентов, пени и штрафных санкций по задолженности лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего закона, до окончания действия моратория, заключив дополнительные соглашения о погашении задолженности и предоставлении пролонгации без начисления процентов по ним".
Однако эти нормы противоречат части 4 статьи 99 Конституции КР ("Отмена, изменение или приостановление судебного акта могут быть осуществлены судом в установленном законом порядке") и части 1 статьи 100 Конституции КР ("Вступившие в законную силу акты судов Кыргызской Республики обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, должностных и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики") и означают вмешательство в деятельность судов.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса КР  "гражданское законодательство основывается на признании равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты".
Принятый закон противоречит нормам Гражданского кодекса, регулирующим кредитные и залоговые правоотношения, и Закону "О залоге".
В статье 335 Гражданского кодекса и главе 6 Закона "О залоге" указан порядок обращения взыскания на заложенное имущество. При этом ни Гражданский кодекс (параграф 3 главы 19), ни Закон "О залоге" не     предусматривают возможности приостановления либо объявления моратория на обращение кредиторами взыскания на заложенное имущество.
Статья 6 Закона "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и статья 5 Закона "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" устанавливают, что банки и микрофинансовые организации самостоятельно организуют и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им указанными законами и другими нормативными правовыми актами. При этом органам государственной власти и управления и их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с банковской деятельностью и деятельностью микрофинансовой организации.
Что касается пункта 1 части 1 статьи 2 принятого закона, то следует отметить, что вопросы отзыва исков предусмотрены в Гражданском процессуальном кодексе КР. Принуждение к отзыву исковых заявлений в суде противоречит статье 20 Конституции КР, предусматривающей право на судебную защиту. Исполнение исполнительных документов и исполнительных надписей нотариусов регулируется законами "Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республике" и "О нотариате", в связи с чем предлагаемые в принятом законе требования к отзыву исполнительных документов также не соответствуют указанным законам. Банки и небанковские финансово-кредитные учреждения не вправе отзывать исполнительные документы, выданные судами, исполнение которых осуществляет судебный исполнитель".
Наряду с юридическими аспектами в возражениях к закону Президент страны обращает внимание на то, что "со стороны Национального банка и правительства была проведена определенная работа по урегулированию вопросов между пострадавшими заемщиками-залогодателями, банками и небанковскими финансово-кредитными учреждениями.
По информации НБКР, из 7 847 кредитов, предоставленных пострадавшим заемщикам, на сегодняшний день остались неурегулированными кредиты 22 человек, которые несогласны с условиями реструктуризации или отказываются платить, требуя полного списания кредита, избегают контактов или находятся за пределами страны.
Это свидетельствует о практической возможности урегулирования вопросов между пострадавшими заемщиками-залогодателями, банками и микрофинансовыми компаниями и без принятия специального закона".
"Следует иметь в виду, — говорится в возражении Президента, — что создание прецедента по удовлетворению ультимативных требований малочисленной группы заемщиков приведет к тому, что и добросовестные заемщики откажутся от выполнения своих обязательств по кредитам. А это неминуемо повлечет за собой возникновение системного кризиса в банковском секторе и микрофинансовой сфере. Тем самым принятый закон не только негативно повлияет на деятельность банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений,  но и нанесет непоправимый урон стабильности финансово-кредитной системы страны.  
Именно в этой связи Национальный банк и правительство категорически возражают и настаивают на нецелесообразности принятого закона в целом".
Наряду с этим глава государства отмечает, что "меры по решению проблем пострадавших заемщиков, принятые правительством Кыргызской Республики, оказались запоздалыми и недостаточными". Президент страны считает, что "высший орган исполнительной власти, понимая важность устойчивого функционирования банковской системы страны и осознавая необходимость окончательного урегулирования данного вопроса, должен дополнительно принять надлежащие и исчерпывающие меры для облегчения тяжелого положения, в котором оказались наши пострадавшие граждане-заемщики после трагических событий лета 2010 года".
Президент Алмазбек Атамбаев, учитывая позицию правительства и Национального банка, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 64 и частью 2 статьи 81 Конституции Кыргызской Республики, вернул упомянутый закон в Жогорку Кенеш, отметив его нецелесообразность в целом. Представление возражения при его рассмотрении в парламенте  глава государства возложил на вице-премьер-министра по экономике и инвестициям.

***

Президент Алмазбек Атамбаев вернул в парламент с возражениями Закон "О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики".

Предлагаемыми поправками в Трудовой кодекс работодатели и работники получают возможность расширить в трудовом договоре перечень его условий по сравнению с перечнем, предусмотренным статьей 54-го кодекса. Эти условия касаются порядка осуществления и прекращения трудового договора. При этом стороны могут включить в него только такие условия, которые предусмотрены законодательством.
Поскольку принятые дополнения и изменения к Трудовому кодексу не конкретизируют, каким именно законодательством будут предусматриваться такие дополнительные условия, создается юридическая неясность о границах прав сторон трудового договора и в законодательстве, которое будет применяться. Соответственно возможность расширения содержания трудового договора в предлагаемом формате может привести к ухудшению состояния социальных и экономических прав широкого круга участников трудовых отношений.
Предлагаемая редакция противоречит принципам регулирования трудовых отношений, отраженным в соответствии с международными стандартами в Трудовом кодексе и предполагающим императивное, законодательное (то есть путем указания в законе) регулирование всего комплекса трудовых взаимоотношений работодателя и работника (в том числе перечня оснований и порядка прекращения трудового договора) и недопущение случаев, когда стороны трудового договора могут самостоятельно устанавливать дополнения или изъятия в указанных перечне и порядке.
Принятым ЖК законом не достигаются цели совершенствования государственной службы, преследуемые инициатором закона.
Поддерживая необходимость изменений правового регулирования государственной службы в интересах и в соответствии с потребностями социально-экономического развития, считается более целесообразным изъять из сферы действия Трудового кодекса нормы, регулирующие вопросы взаимоотношений в процессе поступления и прохождения государственной службы с одновременной их оптимизацией.
При рассмотрении и принятии закона не были соблюдены установленные законом процедуры его общественного обсуждения.
Учитывая, что вопросы трудовых отношений затрагивают интересы большинства граждан и юридических лиц, необходимо проводить рассмотрение вопросов регулирования трудовых отношений и законодательства о труде в рамках диалога между представителями государства, работодателей и работников в соответствии с Конституцией и международными стандартами социального партнерства в сфере трудовых отношений.
С учетом вышеизложенного Президент Алмазбек Атамбаев вернул со своими возражениями в парламент Закон "О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики".
 



« (Previous News)



Добавить комментарий