Президент возразил…
Президент Алмазбек Атамбаев вернул со своими возражениями в парламент Закон "О дополнительных мерах поддержки лиц, пострадавших в апрельских и июньских событиях 2010 года в Бишкеке и Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызской Республики", принятый Жогорку Кенешем 21 июня 2012 года.
Принятый закон предусматривал введение моратория на взыскание коммерческими банками (далее — банки) и небанковскими финансово-кредитными учреждениями (НФКУ) в Бишкеке и Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях предмета залога или ипотеки, если предметом залога или ипотеки является недвижимое имущество, заложенное лицами, являющимися должниками банков или НФКУ по состоянию на 7 апреля и 10 июня 2010 года и включенными в официально утвержденные правительством реестры субъектов предпринимательства, пострадавших в результате грабежей, мародерства и пожаров, произошедших в апреле 2010 года в Бишкеке и в июне 2010 года в Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях.
В период действия моратория (со дня вступления в силу закона по 31 декабря 2014 года включительно) банк или НФКУ был бы не вправе изымать заложенное недвижимое имущество указанных лиц.
События, произошедшие в апреле и июне 2010 года в Бишкеке и Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях, признавались событиями непреодолимой силы (форс-мажором).
Согласно принятому закону, банки и НФКУ в период действия моратория должны бы были: отозвать судебные иски и исполнительные документы, выданные на основании вступивших в силу судебных актов, исполнительных надписей нотариусов, а также внесудебные дела по изъятию указанного заложенного недвижимого имущества; приостановить начисление процентов, пени и штрафных санкций по задолженности указанных лиц до окончания действия моратория, заключив дополнительные соглашения о погашении задолженности и предоставлении пролонгации без начисления процентов по ним.
При этом в соответствии с принятым законом Национальному банку (НБКР) предписывалось в месячный срок разработать нормативные правовые акты, определяющие процедуру погашения и пролонгации кредитов указанных лиц без начисления пени, штрафных санкций и процентов по ним.
В своих возражениях Президент Алмазбек Атамбаев указывает на имеющиеся противоречия в принятом законе нормам Конституции Кыргызской Республики, Гражданскому кодексу и ряду законов.
Из текста возражений:
"Так, согласно части 1 статьи 2 принятого закона, предписывается "Коммерческим банкам и небанковским финансово-кредитным учреждениям в период действия моратория:
1) отозвать судебные иски и исполнительные документы, выданные на основании вступивших в силу судебных актов, исполнительных надписей нотариусов, а также внесудебные дела по изъятию заложенного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 1 настоящего закона;
2) со дня вступления в силу настоящего закона приостановить начисление процентов, пени и штрафных санкций по задолженности лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего закона, до окончания действия моратория, заключив дополнительные соглашения о погашении задолженности и предоставлении пролонгации без начисления процентов по ним".
Однако эти нормы противоречат части 4 статьи 99 Конституции КР ("Отмена, изменение или приостановление судебного акта могут быть осуществлены судом в установленном законом порядке") и части 1 статьи 100 Конституции КР ("Вступившие в законную силу акты судов Кыргызской Республики обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, общественных объединений, должностных и физических лиц и подлежат исполнению на всей территории республики") и означают вмешательство в деятельность судов.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса КР "гражданское законодательство основывается на признании равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты".
Принятый закон противоречит нормам Гражданского кодекса, регулирующим кредитные и залоговые правоотношения, и Закону "О залоге".
В статье 335 Гражданского кодекса и главе 6 Закона "О залоге" указан порядок обращения взыскания на заложенное имущество. При этом ни Гражданский кодекс (параграф 3 главы 19), ни Закон "О залоге" не предусматривают возможности приостановления либо объявления моратория на обращение кредиторами взыскания на заложенное имущество.
Статья 6 Закона "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и статья 5 Закона "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике" устанавливают, что банки и микрофинансовые организации самостоятельно организуют и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им указанными законами и другими нормативными правовыми актами. При этом органам государственной власти и управления и их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с банковской деятельностью и деятельностью микрофинансовой организации.
Что касается пункта 1 части 1 статьи 2 принятого закона, то следует отметить, что вопросы отзыва исков предусмотрены в Гражданском процессуальном кодексе КР. Принуждение к отзыву исковых заявлений в суде противоречит статье 20 Конституции КР, предусматривающей право на судебную защиту. Исполнение исполнительных документов и исполнительных надписей нотариусов регулируется законами "Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республике" и "О нотариате", в связи с чем предлагаемые в принятом законе требования к отзыву исполнительных документов также не соответствуют указанным законам. Банки и небанковские финансово-кредитные учреждения не вправе отзывать исполнительные документы, выданные судами, исполнение которых осуществляет судебный исполнитель".
Наряду с юридическими аспектами в возражениях к закону Президент страны обращает внимание на то, что "со стороны Национального банка и правительства была проведена определенная работа по урегулированию вопросов между пострадавшими заемщиками-залогодателями, банками и небанковскими финансово-кредитными учреждениями.
По информации НБКР, из 7 847 кредитов, предоставленных пострадавшим заемщикам, на сегодняшний день остались неурегулированными кредиты 22 человек, которые несогласны с условиями реструктуризации или отказываются платить, требуя полного списания кредита, избегают контактов или находятся за пределами страны.
Это свидетельствует о практической возможности урегулирования вопросов между пострадавшими заемщиками-залогодателями, банками и микрофинансовыми компаниями и без принятия специального закона".
"Следует иметь в виду, — говорится в возражении Президента, — что создание прецедента по удовлетворению ультимативных требований малочисленной группы заемщиков приведет к тому, что и добросовестные заемщики откажутся от выполнения своих обязательств по кредитам. А это неминуемо повлечет за собой возникновение системного кризиса в банковском секторе и микрофинансовой сфере. Тем самым принятый закон не только негативно повлияет на деятельность банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, но и нанесет непоправимый урон стабильности финансово-кредитной системы страны.
Именно в этой связи Национальный банк и правительство категорически возражают и настаивают на нецелесообразности принятого закона в целом".
Наряду с этим глава государства отмечает, что "меры по решению проблем пострадавших заемщиков, принятые правительством Кыргызской Республики, оказались запоздалыми и недостаточными". Президент страны считает, что "высший орган исполнительной власти, понимая важность устойчивого функционирования банковской системы страны и осознавая необходимость окончательного урегулирования данного вопроса, должен дополнительно принять надлежащие и исчерпывающие меры для облегчения тяжелого положения, в котором оказались наши пострадавшие граждане-заемщики после трагических событий лета 2010 года".
Президент Алмазбек Атамбаев, учитывая позицию правительства и Национального банка, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 64 и частью 2 статьи 81 Конституции Кыргызской Республики, вернул упомянутый закон в Жогорку Кенеш, отметив его нецелесообразность в целом. Представление возражения при его рассмотрении в парламенте глава государства возложил на вице-премьер-министра по экономике и инвестициям.
***
Президент Алмазбек Атамбаев вернул в парламент с возражениями Закон "О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики".
Предлагаемыми поправками в Трудовой кодекс работодатели и работники получают возможность расширить в трудовом договоре перечень его условий по сравнению с перечнем, предусмотренным статьей 54-го кодекса. Эти условия касаются порядка осуществления и прекращения трудового договора. При этом стороны могут включить в него только такие условия, которые предусмотрены законодательством.
Поскольку принятые дополнения и изменения к Трудовому кодексу не конкретизируют, каким именно законодательством будут предусматриваться такие дополнительные условия, создается юридическая неясность о границах прав сторон трудового договора и в законодательстве, которое будет применяться. Соответственно возможность расширения содержания трудового договора в предлагаемом формате может привести к ухудшению состояния социальных и экономических прав широкого круга участников трудовых отношений.
Предлагаемая редакция противоречит принципам регулирования трудовых отношений, отраженным в соответствии с международными стандартами в Трудовом кодексе и предполагающим императивное, законодательное (то есть путем указания в законе) регулирование всего комплекса трудовых взаимоотношений работодателя и работника (в том числе перечня оснований и порядка прекращения трудового договора) и недопущение случаев, когда стороны трудового договора могут самостоятельно устанавливать дополнения или изъятия в указанных перечне и порядке.
Принятым ЖК законом не достигаются цели совершенствования государственной службы, преследуемые инициатором закона.
Поддерживая необходимость изменений правового регулирования государственной службы в интересах и в соответствии с потребностями социально-экономического развития, считается более целесообразным изъять из сферы действия Трудового кодекса нормы, регулирующие вопросы взаимоотношений в процессе поступления и прохождения государственной службы с одновременной их оптимизацией.
При рассмотрении и принятии закона не были соблюдены установленные законом процедуры его общественного обсуждения.
Учитывая, что вопросы трудовых отношений затрагивают интересы большинства граждан и юридических лиц, необходимо проводить рассмотрение вопросов регулирования трудовых отношений и законодательства о труде в рамках диалога между представителями государства, работодателей и работников в соответствии с Конституцией и международными стандартами социального партнерства в сфере трудовых отношений.
С учетом вышеизложенного Президент Алмазбек Атамбаев вернул со своими возражениями в парламент Закон "О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики".
Related News
Официально
Президент Садыр Жапаров подписал Указ «О награждении государственными наградами Кыргызской Республики», за существенный вклад вRead More
ОФИЦИАЛЬНО
Президент Садыр Жапаров подписал Указ «О внесении изменения в Указ Президента Кыргызской Республики «О сокращенииRead More